За два года новосибирские логисты и экспортеры настолько привыкли перестраиваться, находить и терять, что если даже все рухнет, то останутся кони и телеги, — так победим, считают игроки рынка.
«Деловой квартал» собрал за круглым столом представителей транспортно-логистических компаний и экспортеров, чтобы поговорить о том, какие проблемы сегодня мешают светлому завтра, а также почему отношения с зарубежными банками — это «Русская рулетка». Обо всем по порядку — в обзоре nsk.dk.ru.
В разговоре приняли участие руководитель регионального Центра поддержки экспорта — структурного подразделения центра «Мой бизнес» Алина Мусиенко, исполнительный директор - вице-президент Союза «ТПП Новосибирской области» Оксана Исаева, директор агентства стратегических коммуникаций В'ДА Ольга Лисиенко, руководитель деревообрабатывающей фабрики «КедрПром» Евгения Сорокина, управляющий ООО «Фамильный текстиль» Сергей Загуляев, директор ООО «АБС-Логистикс» Борис Шевчик, руководитель Сибирского обособленного подразделения ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» Денис Крылов, генеральный директор ГК Globex Trans Line Николай Кузьменко, директор филиала «Эф.Эс.Макензи» Андрей Радиулов, руководитель филиала «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» в Новосибирске Наталья Кизрякова, коммерческий директор ТГ «ФЕСКО» Дмитрий Писаренко, директор торговой компании «СибТрейд» Татьяна Тихонова, региональный директор STS Logistics Ольга Трофимцева, менеджер проектов по автоматизации транспортной логистики компании «Первый Бит» Вячеслав Лебедев и маркетолог компании «Первый Бит» Вера Рябова.
«Преимущества использования биржевых инструментов в том, что они ликвидны — в любой момент можно открыть или закрыть контракт, а также войти на биржу с минимальной суммой, ведь контракты на рынке торгуются от тысячи юаней, евро или долларов. Грамотно подобранные инструменты помогут в управлении ликвидностью в будущем», — поделился Чупин.
«Мы не помним состояния комфорта. Стараемся решать острые задачи, однако их меньше не становится. Сегодня экспортеры страдают от проблем с валютными операциями, в большей части — с оплатами в Китай. В логистике компаниям все же получается нивелировать ущерб за счет софинансирования части затрат в рамках государственной поддержки. Тем более, в 2024 году Минэкономразвития увеличил субсидии на экспорт продукции МСП с 500 тысяч рублей до миллиона. Также понимаем, что логистическое плечо увеличилось в разы, однако предприятия и фирмы научились с этим жить.
Валютные платежи с зарубежными странами — головная боль каждого экспортера. Можно пойти в обход несколькими путями: обратиться в зарубежный банк и ждать очереди на открытие счета (в случае, если вы готовы ждать), осуществить платеж иностранному продавцу через платежного агента или прибегнуть к криптовалюте, которая считается незаконным вариантом для заключения сделок между юридическими лицами на территории нашей страны. Сегодня открытие счета — самый распространенный и безопасный способ получения валюты среди экспортеров».
По словам эксперта, для вывоза продукции российского производства необходимо обзавестись сертификатом происхождения товара по форме СТ-1, который выдает Торгово-промышленная палата (или отраслевое Министерство). Однако некоторые экспортеры (поставщики, дилеры, дистрибьюторы) столкнулись со сложностью получения документов от самих производителей. Эксперт подчеркнула, что без этой информации эксперты Торгово-промышленной палаты не смогут провести полную экспертизу.
Еще одна проблема, с которой столкнулись предприниматели — это сложность возврата некачественного оборудования иностранному изготовителю, поскольку товар попадает под запретительный режим вывоза за пределы Российской Федерации. Невозможность такой операции несет за собой дополнительные расходы на производстве. Все перечисленные ограничительные меры будут затруднять деятельность экспортеров до 2025 г., отметила Исаева.
«Боль для экспортеров — сертификация товара (Постановления 311,312,313 Правительства РФ, регулирующие вопросы вывоза товаров за пределы РФ). Это лишняя кропотливая работа, требующая затрат. Что касается оплаты товара, то мы долгое время стоим в очереди на открытие валютного счета. Сейчас со мной рассчитываются в тенге. Пока все работает, но медленно».
По словам логистов, проблемы платежей затрудняют работу вообще всего таможенного органа. По ироничным высказываниям экспертов, если не решить ситуацию в ближайшее время, то в будущем перевозить товары придется на лошадях, ведь это займет меньше времени, чем отправка груза по железным дорогам.
«Долгие годы мы работали по одной схеме, а сейчас вынуждены искать новые пути решения. Есть европейские компании, которые заинтересованы в сотрудничестве с нами, но процессу мешают переводы. Пробуем другие варианты, бартер. Сейчас такое направление вводим в переговоры с Китаем. Однако возникает сложность в предоставлении отчетности налоговым службам, так как эти инструменты не подкреплены законом, возникают вопросы по документации. Помимо этого, многие логисты жалуются на нехватку складских помещений на границе. Часто приходится маневрировать — перевозить товар по альтернативным путям».
«Транспортный коллапс спровоцировал колоссальные проблемы во внутрироссийских контейнерных перевозках. Сейчас активно поднимают ставки собственникам контейнерного оборудования, ставки дропов. В результате этого тарифы на линиях поползли вверх. Началась спекуляция. И если в Новосибирске можно решить эти проблемы, потому что мы все друг друга знаем, то, например, в Москве — сложнее. Ты не знаешь, уедет ли твой груз в ближайшее время или простоит там вечность.
Простой груза провоцирует лишние затраты и для производств, и для транспортно-логистических компаний. Так как сейчас на экспорт идет только стратегический груз (уголь, бензин), из-за загруженности транспортной сети происходит простой иного груза. РЖД не хватает инфраструктуры, погружного состава. Поэтому многим приходится отодвигать свои планы, отгрузки, наступать на горло собственному бизнесу. Мы привыкли ко всем веселым моментам в нашей работе, другой деятельности у нас нет. Уверен, что все это рано или поздно разрешится.
В марте у нас были сокращены заказы и объемы, которые шли грузовыми поездами, в апреле же ситуация стала только хуже. Простои груза на таможенных пунктах — колоссальные. Сейчас наши контейнеры не идут прямым рейсом в точку назначения, а колесят по всей стране. Логисты стараются выстроить выгодные пути, что-то отправляют по железным дорогам, а что-то — на автотранспорте. Изыскиваем все возможности просто для того, чтобы груз медленно, но дошел».
«Мое выступление — луч света в темном царстве: в отрасли федеральных автомобильных дорог — все благополучно. По системе «Платон» за прошедшую неделю рост индекса перевозок увеличился на 3,9%. Дороги чинятся и строятся. Проблемы возникают на самой границе, так как время перехода увеличено. Осталось потерпеть года два, все обязательно наладится», — поделился Крылов.
«По наблюдениям за работой сервисов, цены в сфере автоперевозок растут в геометрической прогрессии, — ответил коллеге Борис Шевчик. — Сейчас автобизнес живет хуже всех. Для эксплуатации автомобильного парка требуются соответственные вложения, например, закуп запчастей, а они не всегда российского производства».
В целом логисты, транспортники и представители компаний-экспортеров разошлись на позитивной ноте, отметив, что кризисная ситуация рано или поздно все равно закончится. Однако сейчас стоит запастись терпением.
«На всем нашем рынке шторм, на который мы повлиять никак не можем. Пробки подвижного состава возникли из-за нарушения логистического маршрута, а они, в свою очередь, — из-за нарушения платежных операций. Если решить первоначальную проблему, то и РЖД сможет справиться с задачами быстрее. Рынок логистики — это Ноев ковчег для бизнеса, вопрос лишь в том, насколько это судно технологично», — подытожил Андрей Радиулов.
Елизавета Михайлова
Фоторепортаж Кристины Бондарцевой