Если человек — оператор, то ИИ — это станок, считают эксперты. Проблема в том, чтобы научиться правильно его использовать. Найти инструкцию — просто, нужно лишь захотеть.
«Деловой квартал» собрал на форуме «Будущее бизнеса» новосибирских представителей бизнеса и науки, чтобы обсудить, насколько высокие технологии проникли в человеческий быт, готов ли искусственный интеллект помогать человеку или даже заменить его в будущем, а, может, уже и сейчас. Обо всем по порядку — в обзоре nsk.dk.ru.
В разговоре приняли участие заместитель директора ЦИИ НГУ Игорь Болдырев, руководитель регионального офиса «СберТеха» в Новосибирске Денис Колодный, управляющий филиалом компании «Новикомбанк» в Новосибирске Олег Каржавин, директор офиса отраслевых решений ПАО «Ростелеком» Евгений Коршунов, вице-председатель, руководитель комитета по инновациям, руководитель проекта «Идействие» Новосибирского областного отделения «Опоры России» Илья Гнатуша, заместитель директора ООО «Гласс Тех» Андрей Демура, директор ООО «Академия гостеприимства» Александр Николаенко, руководитель направления BI и RPA компании «Первый Бит» Павел Осколков, технологический предприниматель Иван Персидский, директор компании «Утокс» Андрей Загоруйко, руководитель лаборатории Robolab Кирилл Зубарев, основательница Новосибирского Интеллектуального клуба Виктория Зубарева, директор компании «Интекко» Иван Крючков, генеральный директор компании «Элрон» Иван Лебедев, разработчик приложения «Инсульт-Контроль» Олег Молородов, коммерческий директор AT Consulting Восток Евгений Крюков, маркетолог по любви, соавтор курса IT-развития и цифровизации для представителей госсектора России «Цифра», преподаватель курса по нейросетям Cyber Mind (IT-компании, лицензированной Минобразования ОАЭ) Ольга Рузаленок, основатель BG Staff Антон Дурнецов, основатель компании «Маркетика» Сергей Вепренцев, менеджер продукта компании «ДатаИст» Михаил Егоренков, директор hh.ru Сибирь Екатерина Дегтярева, директор АНО «Центр Прямая связь» Светлана Албаут, адвокат, заместитель управляющего партнера Адвокатского бюро «Захаров и партнеры» Илья Кожевников, управляющий компании «Фамильный текстиль» Сергей Загуляев, директор по развитию СЦПЛБ «Глазка» Александр Ларшин, серийный предприниматель, основатель компании «Сейв» Сергей Лиджиев, руководитель направления продуктового маркетинга компании «Ростелеком» Наталья Трофимук, старший юрист юрфирмы «Ветров и партнеры» Елизавета Разина, патентный поверенный, директор ООО «ИНКО ПАТЕНТ» Екатерина Шехтман, PR-директор бизнес-комьюнити One Company Артем Сиволапов, руководитель службы управления брендом «Электронный город» Дмитрий Мишин, заместитель директора по развитию компании «ГастроЭксперт» Марина Шмонина, заместитель директора по информационно-методической работе компании «ГастроЭксперт» Зоя Сафронова, управляющая сетью «Стоматологических клиник Зубаревой» Анастасия Зубарева, директор компании «Сибирь Патент» Александра Болотова, генеральный директор «СДС-Финанс» Светлана Кононова, основатель цифровой платформы реализации и утилизации отходов Trash for cash Дмитрий Бабенко, руководитель отдела закупок и логистики компании Opticon Ольга Морозова.
Разина привела несколько актуальных судебных дел, в которых фигурировал контент, созданный искусственным интеллектом: в одном случае использовалось видео с дипфейком, в другом — сгенерированная картинка. Суть споров — истцы потребовали компенсацию за незаконное использование материалов, а ответчики придерживались позиции, что, если все сгенерировано ИИ, значит, авторскими правами не обладает никто. По словам спикера, в двух судебных разбирательствах правда оказалась на стороне истцов лишь при предоставлении документов на исходные файлы — в свойствах материала было указано физическое лицо, которому принадлежит контент.
«У нас действительно существуют пробелы в регулировании — судьи формально подходят к рассмотрению споров, никто не вливается в контекст (насколько человек влиял на конечный результат). Если истец предоставляет документы на исходный материал, то присвоить авторские права проекту намного легче», — прокомментировала Елизавета Разина.
Также спикер отметила ситуации, когда бизнесу следует обратить внимание на оформление прав:
- Разработкой контента занимается сотрудник компании.
В этом случае юрист рекомендует проверить документы работника на предмет наличия обязанности по созданию контента, так как в большинстве случаев выполнением таких задач занимается лицо, в чьи обязанности это даже не входит. Владельцам предприятия следует выделять средства на авторское вознаграждение, а также хранить исходники материалов.
«Однако некоторые компании, в том числе наши клиенты из IT-сферы, говорят о том, что не готовы заниматься бумажной волокитой (готовить на каждую единицу контента приказы, акты приемо-передачи). Для тех, кто ценит свое время, мы предлагаем сделать один документ, назвать его «Правила работы в системах управления проектами» и добавить в него некоторые условия о принадлежности созданного контента одному лицу — работодателю. Такой инструмент позволит подстраховаться и увеличить шансы выигрыша на случай судебного конфликта с сотрудником», — поделилась Елизавета Разина.
- Разработкой контента занимается свободный сотрудник (фрилансер).
«Советую проверить гарантии того, что лицо не будет нарушать авторские и смежные права, — обратилась к бизнесменам спикер. — Руководителям компании следует проследить за использованием лицензионного соглашения при работе с нейросетями, как и в первом случае, составить трудовой акт, выплачивать работнику вознаграждение и, конечно же, сохранить исходники».
«Сейчас в мире подано много исков об использовании авторских прав людей при генерации патента машинами. Эта волна захлестнет и нас, так как основного инструмента регулирования в России до сих пор нет. В этом случае бизнесмены столкнутся со злоупотреблениями в судебных разбирательствах», — прокомментировала Шехтман.
«Если руководители добросовестно отнесутся к маркировке контента, то в будущем объем исков не будет таким критичным», — ответила коллеге Елизавета Разина.
По словам спикера, некоторые традиционные рабочие места со временем утратят ценность по причине автоматизации процессов, а вот спрос на специалистов с навыками в области информационных технологий, цифровой трансформации и аналитики данных только увеличится. Поэтому, как отметила эксперт, для успешной адаптации к изменениям на рынке труда важно инвестировать в свое образование и профессиональное развитие, чтобы оставаться конкурентоспособным. Кроме того, по мнению рекрутеров, государство также должно принимать меры по поддержке переквалификации и обучению населения.
«Есть мнение, что всех работников заменят роботы. Предпосылкой к настороженному отношению в адрес технологий послужило то, что людей просто не научили с ними работать. Поэтому, кажется, учиться нужно всем», — поделилась Дегтярева.
Ситуация на российском рынке, который испытывает серьезный дефицит кадров, в ближайшее время лучше не станет, утверждает спикер. Согласно данным Росстата, на первое января 2023 г. отмечено сокращение трудоспособного населения России, особенно в молодых возрастах (на треть). Рост активности начнется только в самом конце 2020-х.
«Нам придется работать в ситуации нехватки людей на рынке. И здесь следует говорить не об угрозе замены людей роботами, а о том, как научиться работать с высокими технологиями», — поделилась Екатерина Дегтярева.
По мнению эксперта, стоимость привлечения и удержания сотрудников в компании будет только расти. Выстраивание работы с персоналом должно происходить через рациональное использование ресурсов.
«Не нужно верить, например, в гороскопы и принимать на работу только скорпионов, так как им звезды сулят удачу в карьере, не нужно искать будущих сотрудников в категории от 25 до 30 лет, потому что эти люди якобы эффективнее справляются с задачами. Уже есть предприятия из ретейла, которые берут тех, кто может просто стоять (всему остальному научат), или компании, ориентированные на людей 16+ и 60+. И, к слову, в последней когорте практически нулевая текучка», — поделилась эксперт.
Резюмируя сказанное, спикер отметила, что замена сотрудников на ИИ работает не всегда и не у всех. Важно научиться взаимодействовать, например, делегировать некоторые задачи нейросети. Как итог — времени на выполнение других пунктов в рабочем плане станет больше, а премия к зарплате — приятнее.
По словам эксперта, 3,5 млн организаций и 16 млн человек в России ежегодно совершают более 60 млн сделок по продаже и утилизации отходов. Владельцы отходов стремятся подобрать самое выгодное предложение на рынке, но затрачивают на поиск контрагента слишком много времени и средств. Компания Trash for cash разработала онлайн-платформу, которая поможет найти друг друга тем, у кого образовались отходы, и тем, кто эти отходы может использовать или перерабатывать.
«Используя технологии компьютерного зрения и машинного обучения, мы сделаем доступной инфраструктуру переработки отходов для любого пользователя и обеспечим получение лучших предложений на рынке, направив их отходы на переработку. Проект стал резидентом Сколково. Сейчас мы находимся в стадии разработки платформы и готовы к переговорам о партнерстве и инвестировании», — поделился Дмитрий Бабенко.
Иван Лебедев призвал российских ученых и бизнесменов по максимуму обращать внимание именно на российские продукты и создавать свои импортозамещенные технологии.
Компания «Академик» создала проект, который с помощью компьютерного зрения и нейросети проводит распознавание мимики, моторики и речи, позволяя определить предынсультное состояние человека (точность результатов — 97-98%). По словам инноватора, каждый телефон оснащен функцией передачи геолокации, поэтому в случае экстренной ситуации геометку и сообщение о признаках инсульта легко высылать близким и родным. К тому же, «Инсульт-контроль» взаимодействует с фронтальной камерой телефона, что позволяет анализировать мимику даже в фоновом режиме.
Олег Молородов утверждает, что сейчас в России существует большой разрыв между фундаментальной наукой и коммерциализацией этой науки — основная сложность не в изобретении, а в том, чтобы донести продукт до конечного потребителя, в инвестировании в российские стартапы.
«Возможности нейросети безграничны. Недавно наш чат-бот GigaChat сдал экзамен на врача общей практики. Чтобы нейросеть смогла это сделать, команда закачала в нее 42 терабайта данных, — рассказал Колодный. — У самого Сбера 85% проектов пронизано искусственным интеллектом, за год увеличение — на 10%. Мы зарабатываем с помощью ИИ сотни миллиардов рублей в год».
RPA — не искусственный интеллект, это совершенно другая технология, но она очень хорошо работает в связке, утверждает спикер. Если GigaChat — это мозг, который принимает решения, то роботы — это руки и ноги. Например, у заказчика появляется запрос по обработке информации в источниках — роботы собирают данные, а искусственный интеллект анализирует и выносит вердикт.
«Мы тут с вами дискутируем на тему «Человек или ИИ». Я присоединяюсь к мнению Екатерины Дегтяревой о стереотипах, связанных с усилением возможностей ИИ. Когда «Первый Бит» приходит к заказчику и говорит, что у компании есть роботы, первая реакция людей — недоверие и страх. Почему? Наши роботы и ИИ стараются помочь людям забрать «дурацкую рутину» на себя. «Первый Бит» — за то, чтобы люди занимались творчеством, решали действительно важные и интересные задачи, а не тратили время на не особо интеллектуальную работу», — поделился Осколков.
«Большие языковые модели — это, с одной стороны, прорыв, а с другой — проблема, так как они эволюционируют, а значит, нуждаются в присмотре. Действительно, у нас есть флагманы «Сбер» и «Яндекс», они все молодцы. Но, помните, в СССР была стратегическая оборонная инициатива, когда страны участвовали в гонке в Космосе? Это были безумные траты. Сегодняшний аналог гонки — расчетные мощности. Поэтому для фундаментальной науки — это вызов. Нужно развиваться и вкладываться в разные сферы (медицина, строительство, экология), облегчать решение задач людям, выталкивать рутину и оставлять человеку интеллектуальный труд, который не обесценится никогда. Никакой робот не заменит человека. Человек — непревзойденный эксперт», — рассказал Болдырев.
«Искусственный интеллект — это станок, выдающий креативные решения. Однако оператором все-таки считается человек. Именно он ставит задачу, принимает результат. Этой весной «Электронный город» сгенерировал фото с помощью нейросети. Наши фотографы попытались повторить изображение, но ни одно из полученных не отражало мой запрос. Нейросеть полностью попала в цель, отобразила все пожелания. Как вы понимаете, на человеке все еще лежит функция «надзирателя». Когда-нибудь ИИ вырастет и до этого уровня. Сейчас же сила в человеке».
«Наша с вами цель заключается в обучении нейросети, подстраивании ее под конкретные задачи. Грамотный диалог с ИИ позволит человеку оптимизировать собственную работу и добиться больших результатов», — поделилась эксперт.
В целом новосибирские представители бизнеса и науки сошлись на том, что искусственный интеллект — не враг человеку, а верный и полезный помощник. Однако сейчас стоит обратить внимание на «воспитание» нейросети, чтобы в будущем укрепить эту связь.
После дискуссии эксперты сразились в игре «Человек VS ИИ». Разделившись на две команды, участники должны были представить потенциальным инвесторам презентацию сибирской еды для космонавтов. Жюри, игравшее роль инвесторов, должно было выбрать, чья маркетинговая стратегия убедительнее — команды людей или команды ИИ. Первая команда готовила презентацию с помощью маркетолога Дмитрия Мишина, пользуясь своим интеллектом. Вторая команда, под руководством эксперта по ИИ Ольги Рузаленок, генерировала проект с помощью нейросетей. Когда презентации были представлены жюри, потенциальные инвесторы выбрали вложиться в продукт команды людей. Эксперты предположили, что все дело в юморе, который еще не очень доступен нейросетям: представляя маркетинговую стратегию для продукта «Сибирская еда для космонавтов», команда людей выбрала слоган, построенный на игре слов и прецедентном юморе: «Юра, мы всех накормили!». Именно это, по словам жюри, покорило их сердца.
Елизавета Михайлова
Фоторепортаж Романа Барникова