«Поддерживая прозрачность и честность в коммуникации с аудиторией, мы создаем здоровое цифровое пространство для всех участников».
Руководитель Digital Agency Insight Валерий Трухманов
Соцсети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни и мощным инструментом для продвижения продуктов, услуг и личных брендов. Однако с появлением новых возможностей в маркетинге возникла необходимость в поддержании доверия со стороны аудитории. Именно здесь на сцену выходит маркировка рекламы.
Немного напомню главные термины
Маркировка рекламы — это добавление на рекламные креативы определенных пометок и передача информации о рекламной кампании в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР)
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства.
Токен (идентификатор) рекламы — уникальное цифровое обозначение, которое присваивается креативу до запуска рекламы, обеспечивает ее прослеживаемость в сети и является свидетельством того, что реклама зарегистрирована в ЕРИР.
Пометка о рекламе на креативах и понимание того, что является рекламой, а что — нет, становятся важными элементами взаимодействия с аудиторией. Пользователи хотят быть уверенными, что информация, которую они потребляют, — честная и прозрачная. Маркировка помогает разграничить контент, созданный для рекламных целей, и обычный контент. Доверие и маркировка рекламы тесно связаны. Помеченный контент позволяет зрителям понимать, когда вы делитесь рекомендациями от души, а когда представленный материал — часть рекламной кампании. Это способствует укреплению доверия и лояльности аудитории, что может привести к росту продаж для компаний и увеличению доходов для блогеров.
Некоторые могут задаться вопросом: Зачем разделять рекламу и информацию, почему нельзя просто все маркировать? Важно понимать разницу между контентом, созданным для рекламы, и обычным материалом.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала критерии, по которым определяется, является ли пост рекламой или нет. Вот некоторые из них:
1. Визуальное или текстовое выделение продукта в социальных сетях. Если продукт значительно выделяется на фоне остального контента и имеет рекламный характер, то скорее всего это реклама (каталоги и посты о продуктах в одном стиле не считаются рекламой).
2. Размещение информации о товаре/услуге на других платформах, отличных от собственных площадок рекламодателя, будет считаться рекламой.
3. Неперсонализированная информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленная на продвижение и сбыт определенного товара/услуги, и имеющая явный рекламный характер.
4. Анонсы собственных мероприятий организации-источника, которые не преследуют коммерческие цели, не считаются рекламой, даже если их размещают СМИ в рамках информационного партнерства.
В разъяснении ФАС от 14 февраля 2023 г. следует, что «рекламой не являются сведения, предназначенные для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, информация о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги». Таким образом у нас складывается некое представление о том, что будет считаться рекламой, а что — информацией, но все же каждый случай индивидуален, и нужно просто понимать, на каких основаниях вы решили, что это является рекламой либо информацией. Совет: записывайте себе аргументы, по которым вы определили, что это за пост — потом будет проще разъяснить свою точку зрения, если это понадобится. Главное — нужно запомнить, что реклама всегда направлена на привлечение внимания к товару/услуге, адресована неопределенному кругу лиц. Но нужно всегда смотреть на все обстоятельства перед публикацией ваших креативов.
Маркировка рекламы все же касается всей рекламы в интернете на территории Российской Федерации, поэтому даже для постов в запрещенной социальной сети, такой как Instagram (прим.: принадлежит компании Meta, признанной экстремистской на территории РФ), также актуальна маркировка. Однако стоит учесть, что доступ к ресурсам этих соцсетей ограничен Роскомнадзором, и формально реклама из них не размещается на территории РФ.
Рекомендации
Важно контролировать процесс маркировки рекламы от начала до конца. Убедитесь, что все посты и материалы, содержащие рекламу, правильно помечены. Соблюдение этих практических советов поможет не только соблюсти законодательство и правила социальных платформ, но и поддержать доверие аудитории к вашему бренду или личному контенту. Маркировка рекламы — это не только обязанность, но и возможность продемонстрировать профессионализм и этичность в своей деятельности.
Пометка рекламы должна быть ясной, легко заметной, и четко отличаться от остального контента. Всегда пишите токен ярче, чем фон, чтобы его было видно сразу. В заключение: маркировка рекламы в социальных сетях — это не только юридическое требование, но и этическая необходимость. Поддерживая прозрачность и честность в коммуникации с аудиторией, мы создаем здоровое цифровое пространство для всех участников. Давайте вместе разбираться, как сохранить доверие своей аудитории и избежать негативных последствий.