Меню

Придорожный сервис — как привлечь инвесторов на региональные дороги?

Иллюстрация: СААП

Государство поддерживает развитие внутреннего туризма, и это может сыграть положительную роль в развитии придорожного сервиса, отметили в Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков.

Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области в рамках Сибирского транспортного форума провело круглый стол о проблемах придорожного сервиса. В нем приняли участие члены Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) — представители организаций, оказывающих услуги придорожного сервиса, потребители этих услуг (транспортные компании), а также представители органов власти. Модератором выступил президент СААП Вячеслав Трунаев.

Государство утвердило нормативы размещения объектов сервиса. Например, на дорогах второй и третьей технической категории АЗС, СТО и пункты питания должны размещаться не реже, чем через 100 км, а площадки для отдыха — через 50 км. Фактически же придорожный сервис размещается неравномерно: где-то густо, а где-то пусто. Это связано с тем, что многие участки региональных трасс не привлекают инвесторов — там низкий трафик автомобильного движения, отметили эксперты. Участники круглого стола попробовали ответить, как привлечь инвесторов на региональные дороги.

Вячеслав Трунаев напомнил, что в последнее время государство активно поддерживает развитие внутреннего туризма, и это может сыграть положительную роль в развитии придорожного сервиса. Многие туристические маршруты проходят по региональным дорогам. Крупнейшие региональные дороги Новосибирской области ведут к потенциально перспективным туристическим местам. Например, дорога Новосибирск – Ленинск – Кузнецкий — это путь на крупнейший горнолыжный курорт Шерегеш.

Дорога Новосибирск – Колывань – Томск — это потенциально очень интересное направление для развития туристических маршрутов в старинный город Колывань, поблизости от которого неоднократно проводился масштабный военно-исторический фестиваль «Сибирский огонь», который привлекает много туристов.

Утвержденная правительством России Концепция развития автотуризма предусматривает понятие «автомобильный маршрут», в котором связываются воедино и дороги, и придорожный сервис, и кафе, и рестораны, и зоны отдыха с гостиницами, видовыми площадками, музеями. Должны быть продуманы условия для отдыха с детьми, обеспечены связь и интернет, и все другие удобства на пути следования туриста.

Правительство планирует выделить большие деньги на развитие туристических маршрутов (в том числе на сервисное обустройство дорог). Возможно, регионам удастся привлечь в рамках этой программы средства на строительство вдоль региональных дорог многофункциональных сервисных зон, видовых площадок и просто площадок отдыха с санитарными модулями.

Состояние придорожного сервиса значительно влияет и на бизнес перевозчиков. Для грузоперевозчиков очень важно наличие на трассах больших стоянок. Они особенно нужны в дни, когда из-за сложных погодных условий (сильный снегопад, гололед) власти запрещают въезд большегрузного транспорта в Новосибирск. Одиннадцать лет назад правительство Новосибирской области определило участки для размещения и разработало проекты семи таких парковок. Правительство планировало выделить бюджетные средства на отведение и обустройство земельных участков, подведение инженерных коммуникаций, обустройство примыканий к дороге. Средняя стоимость обустройства каждой площадки в 2014 г. оценивалась примерно в 70 млн руб.

К сожалению, до сих пор ни одна такая парковка не построена, — отметил Вячеслав Трунаев.

По его мнению, для развития придорожного сервиса на региональных трассах нужны как прямые бюджетные вложения в создание парковок, так и меры господдержки и стимулирования частных инвестиций в создание объектов придорожного сервиса (выделение земельных участков на льготных условиях, предоставление преференций по налогам). Президент СААП выразил надежду на то, что тему придорожного сервиса рассмотрит на своем заседании профильный комитета Законодательного собрания Новосибирской области.

Начальник отдела весового контроля, сервисного обустройства и рекламы ТУАД Новосибирской области Игорь Горожанин напомнил, что протяженность региональных дорог в Новосибирской области составляет почти 13 тыс. км. Из них наиболее загруженные — это К-17р Новосибирск – Кочки – Павлодар, К-19р Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий и К-12 Новосибирск – Колывань – Томск. Средняя интенсивность движения — примерно 7 тыс. автомобилей в сутки.

Общее количество объектов дорожного сервиса на дорогах Новосибирской области — 157.  Основная часть на объектах опорной сети. Это 35 АЗС, три мотеля и восемь СТО. Все объекты обустроены на участках, проходящих через районные центры, или непосредственно вблизи райцентров.  Большинство возникло хаотично еще в 90-е годы. Позже часть сервисов была закрыта из-за несоответствия нормативам и низкой рентабельности.

Сейчас на региональных дорогах Новосибирской области практически отсутствуют объекты, которые можно отнести к полноценным многофункциональным зонам. Основные причины: низкая интенсивность движения, высокая стоимость строительства полноценного объекта. Крупный бизнес не хочет заходить в нишу из-за низкой рентабельности, а малый не может, из-за высоких затрат на обустройство в соответствии с требованиями. Одно из самых затратных требований обустройство переходно-скоростной полосы. Ее ориентировочная цена — около 50 млн руб. Таких средств у малого бизнеса просто нет.

Решение проблемы было предложено еще в 2014 г. Правительство региона планировало взять на себя затраты на обустройство сети площадок и переходно-скоростных полос. К сожалению, из-за нехватки финансирования проект не был реализован. Но его концепция остается актуальной, считает Игорь Горожанин.

Предложенную идею поддержал председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного собрания Новосибирской области Валерий Ильенко. Он напомнил о том, какие большие средства регион вкладывает в инфраструктуру Промышленно-логистического парка, чтобы привлечь туда инвесторов. Эти вложения выгодны для бюджета. Точно также необходимы и бюджетные вложения в инфраструктуру для создания сервисных объектов вдоль региональных дорог.

В ближайшее время мы проведем отдельное заседание комитета на эту тему и попробуем разложить все по полочкам, — пообещал Ильенко.

Свою идею развития придорожного сервиса предложил региональным властям генеральный директор ООО «Нафтатранс плюс» Игорь Головня:

«Сейчас при строительстве объектов придорожного сервиса около двух лет уходит на поиск и согласование участка, и 7-8 месяцев на само строительство. Мне как инвестору хотелось бы видеть такой порядок. Ты заходишь на сайт и видишь участок, который уже готов (с подключениями, с проектными решениями). Проектные решения должны быть жесткими. Не так, что каждый что хочет, то и строит, а строго по проекту, вплоть до использования только определенных дверных ручек. Должно быть три-четыре типовых проекта. Выбор определенного проекта зависит от площади участка. Если выделяется маленький участок на него один проект, большой на него другой. И ты не можешь ничего построить, кроме этого. И дается срок, допустим, три года. Не построил участок опять выставляется на продажу».  

По мнению уполномоченного по поддержке предпринимателей в Новосибирской области Николая Мамулата, к решению проблемы развития придорожного сервиса должно подключиться все правительство региона. Это задача не одного только ТУАДа. Есть Министерство экономического развития региона, есть комиссия по инвестициям при губернаторе. Надо использовать их возможности.

Его поддержал председатель Федерации автовладельцев России в Новосибирске Вячеслав Ашурков. По его словам, надо использовать также возможности Корпорации развития Новосибирской области. Именно она готовит инвестпроекты, которые потом рассматривает комиссия при губернаторе.

Председатель Правления СААП Алексей Лядусов подробно рассказал о том, что ждут от придорожного сервиса грузоперевозчики. По его словам, наибольшее развитие в России придорожный сервис получил в Подмосковье, Татарстане и на Урале. Главные критерии — безопасность и комплексность. В составе объекта должны быть пункт питания, АЗС, мотель, мойка, СТО, баня, душ, прачечная, аптека или медицинский пункт. Сейчас на наших трассах найти аптеку или медпункт практически невозможно. Пока, по статистике, на российских трассах 82% объектов придорожного сервиса оказывают только одну услугу (кафе или АЗС), 10% — две услуги, 8% — три услуги и более.

Сильнее всего современный придорожный сервис нужен перевозчикам вблизи крупных городов, таких как, например, Новосибирск. Особенно в то время, когда ограничивается въезд грузовиков в город. В момент закрытия дорог транспорт где-то должен аккумулироваться.

Важное замечание о требованиях к объектам придорожного сервиса Алексей Лядусов сделал и с точки зрения пассажирского перевозчика. Государство должно обязывать инвесторов создавать инфраструктуру таких объектов с избытком (в расчете на пиковую нагрузку). Например, в обычное время объекту сервиса (кафе или АЗС) достаточно туалета из четырех кабинок. Но, когда подъезжает автобус, такого количества туалетов недостаточно, сразу образуется большая очередь. При проектировании придорожного сервиса надо учитывать, что эти объекты несут социальную функцию. Если государство будет вкладывать средства в создание площадки, то оно должно и требовать от инвесторов определенный набор опций, которые выполняют социальную функцию.

Вице-президент сети «Подорожник» Андрей Балахнин рассказал, что компания уже полтора года не может добиться выделения земельного участка для размещения своего объекта на 63 километре федеральной трассы Новосибирск – Омск в районе Коченево, рядом с большой парковкой для большегрузов. Начальник отдела ФКУ «Сибуправтодор» Федор Поготовко пояснил, что отказ в предоставлении участка законен. Другого ответа балансодержатель дороги в данной ситуации дать не может, так как должен соблюдать требования безопасности дорожного движения.

Федор Поготовко рассказал о планах строительства многофункциональных сервисных зон на федеральных трассах. В Новосибирской области две такие зоны должны появиться по обе стороны федеральной трассы «Иртыш», в районе села Прокудское в пригороде Новосибирска, и еще одна на Чуйском тракте в Черепановском районе. Запланировано строительство многофункциональных сервисных зон в Омской области и в Кемеровской области. По его словам, при проектировании сервисных объектов будет учитываться, что на трассе «Иртыш» преобладают грузовики, а на Чуйском тракте легковой транспорт и пассажирские туристические автобусы.

Об обеспеченности автотрасс мобильной связью рассказал в своем выступлении директор ПАО «МТС» в Новосибирской области Алексей Пахомов. По его словам, федеральные трассы в регионе на 99% обеспечены связью 2G и на 51-93% (в зависимости от трассы) 4G.

Связь — это серьезный, хотя и невидимый, инструмент безопасности. 2G позволяет вызвать полицию, скорую помощь, пожарных. 4G — это высокоскоростная сеть для передачи данных. Автомобилям требуется подключение к интернету, чтобы правильно работала навигация и разные сервисы в самой машине. 4G — это возможность онлайн-оплаты, передачи фото и видео, возможность детям смотреть в дороге развлекательные сервисы.  

В соответствии с условиями лицензий, операторы связи обязаны к 2035 г. обеспечить 100% покрытие трасс 4G. По словам Алексея Пахомова, чтобы быстрее и эффективнее решить эту задачу, операторам хотелось бы лучше понимать, как будут развиваться дороги в регионе (когда они будут модернизироваться, как будут меняться развязки).

В проектах модернизации дорог надо предусматривать установку опор освещения двойного назначения (чтобы они использовались не только для освещения, но и как инфраструктура для операторов мобильной связи). Необходимо решать проблемы с подключением оборудования операторов связи к электроэнергии.

Участники круглого стола составили проект резолюции. Рекомендовать органам власти субъектов федерации:

— Принять программы развития объектов придорожного сервиса в регионе. Это позволит инвесторам понимать, какое количество участков и где именно планируется застроить в каждой области в ближайшие 10 лет.

— Разработать типовые проекты разновеликих и разного функционального наполнения объектов придорожного сервиса. Все проекты должны иметь в своем составе парковку для легкового и грузового транспорта (с твердым покрытием и освещением).

— Участки для строительства объектов придорожного сервиса выставлять на аукцион только с готовыми проектными решениями таких объектов. Победитель аукциона имеет право построить только то, что предусмотрено проектом. На торги участок должен выставляться полностью готовым (с мощностями, согласованными примыканиями).

— Все согласования, связанные с подготовкой участка к застройке, должно взять на себя государство. В том числе перевод земель из категории сельхозназначения в категорию, разрешенную для строительства объектов придорожного сервиса.

— Земельные участки вдоль региональных автодорог должны предоставляться инвесторам на льготных условиях

Рекомендовать губернатору Новосибирской области и Законодательному собранию Новосибирской области рассмотреть возможность создания вокруг Новосибирска 30-40 километровой «благоприятной зоны» для грузового автотранспорта,  на территории которой предоставлять предпринимателям все возможные льготы, включая налоговые, и преференции при строительстве объектов придорожного сервиса (не только АЗС, но и автомоек, пунктов отдыха водителей, центров по оказанию сервисных услуг, кафе, помывочно-постирочных пунктов). 

Рекомендовать местным органам власти земельные участки, примыкающие к объектам придорожного сервиса, выделять инвесторам только с учетом развития территории в целом.