Как же важно следить за трендами рынка платных медицинских услуг. Ты в курсе их — и вроде знаешь правила игры. Некоторые тренды обещали накрыть с головой и перекроить рынок. Удалось ли?
Мы просмотрели самые интересные прогнозы, сделанные экспертами в наших материалах за последние шесть лет, и сверили их с сегодняшней действительностью.
Телемедицина как направление
2018 год
В 2018 г. эксперты утверждали, что телемедицина скоро вытеснит очные консультации, а пациенты в перспективе будут выбирать только онлайн-взаимодействие с врачом. На рынке царил настоящий переполох: вводить или нет, можно ли это делать, и как это правильно организовать. Онлайн-консультирование буквально считалось единственно возможным способом удержаться в новом конкурентном забеге.
Что смущало тогда?
— Где взять на это инвестиции? Поскольку технологии, которые требовались (согласно законодательству РФ) для организации телемедицинских консультаций, были колоссальными.
— Как научить врачей новым IT-компетенциям? Они только-только кое-как освоили Медицинскую информационную систему (МИС).
— Как объяснить пациентам, что онлайн-консультация — тоже консультация, и сколько она может стоить?
— Может ли онлайн-консультация врача стать самостоятельным продуктом?
2024 год
На дворе 2024 г. Как книга когда-то не смогла заменить храм, а электронная книга — бумажную, так и телемедицинские консультации полностью вытеснить очные встречи с пациентами не смогли.
2020 и 2021 гг. серьезно повлияли на становление рынка онлайн-консультаций, они помогли направлению состояться. Во-первых, ценность такой услуги возникла сама собой — на фоне пандемии коронавируса COVID-19 каждый был согласен на любую консультацию, лишь бы она была. За онлайн стали платить на уровне очного приема врача. Во-вторых, врачи на фоне внешних условий смогли быстро и без лишних проблем освоить «цифру». Прогресс! В-третьих, оказалось, что дополнительных инвестиций не требуется — организовать онлайн-консультирование можно на прежних собственных технических базах.
В 2024 г. стало абсолютно понятно, что онлайн-консультирование как услуга жизнеспособно, но при определенных условиях: это все-таки в большей степени информационная услуга. Сегодня мы можем наблюдать сформированные направления бизнеса, которые работают на базе только онлайн-консультирования.
Осмотр, как и очная консультация врача, обязательны для постановки диагноза и назначения лечения. Онлайн-услуга в рядовом медицинском центре сегодня выступает больше как элемент нового и дополнительного сервиса, который необходим в силу требований времени и стремительного ритма жизни. Удобно получать по почте результаты обследований и заключения врача. Удобно поговорить с врачом дистанционно, если не можешь быть лично.
Потребительские привычки все так же рулят рынком
2021 год
Согласно опросам ВЦИОМ, весной 2020 – летом 2021 гг. россияне стали больше внимания уделять своему здоровью. При этом большая часть опрошенных не планировала менять образ жизни, например, отказываться от вредных привычек и не сделала этого ни в период самоизоляции, ни сразу после. Все это в целом позволяет говорить о низкой культуре заботы о своем организме и неготовности взять на себя ответственность за здоровье. При этом значимость врача как специалиста за 2020-2021 гг. выросла. К нему стали чаще прислушиваться и чаще доверять.
2024 год
К 2024 г. приверженцев здорового образа жизни принципиально больше не стало: принципов ЗОЖ придерживается только 7% от общего количества жителей Новосибирской области и лишь 14% жителей РФ. Но, по данным ВЦИОМ, здоровье по-прежнему занимает ключевое место в системе ценностей каждого жителя РФ.
О стремлении менять образ жизни говорить не приходится, поскольку результаты диспансеризации за первый квартал 2024 г. показывают все те же факторы риска: несбалансированное питание, ожирение, курение, низкая физическая активность, и их соотношение кардинально пока не изменилось. Более того, врачи отмечают, что пациенты намеренно скрывают вредные привычки, особенности пищевого поведения и не только. Но все же население стало более открытым в общении, при обсуждении факторов риска, стало более инертным и более эффективно реагирует на советы врачей.
Для медицинских учреждений и иных организаций это возможность построить новые стратегии продвижения, где акценты могут быть сделаны уже на конкретных медицинских технологиях, потому что население почти готово к этому. Самое время учить их выбирать медицинские технологии.
Дефицит кадров как флагман развития отрасли
2017 год
В 2017 г. только начали говорить о нехватке терапевтов и педиатров, врачей общей семейной практики и отдельных специальностей. О среднем медицинском персонале речь не шла. Дефицит кадров, а точнее нехватка специалистов, устраивающих медучреждения по профессиональным и личным качествам, только начинал беспокоить управленцев. В целом картина не была удручающей: врачи и медсестры есть, но они работают в другом медучреждении, и их просто нужно переманить.
В то время было четкое деление на врачей-звезд, которых знают и любят пациенты, и врачей-новичков, «раскрутка» которых еще только требовалась. Многие медучреждения тогда делали ставку на знаменитых специалистов, переманивая их. Лишь некоторые медучреждения выбирали иную стратегию — растить своих звезд.
2024 год
2020-2021 пандемийные годы обнажили реальные проблемы отрасли. К 2024 г. вопрос дефицита кадров в медицинской отрасли достиг максимальной остроты. Сегодня больше нет деления врачей на звезд и новичков, и при найме на работу далеко не всегда важен стаж. Конечно, он играет роль, но ставка делается на то, что специалист в принципе есть.
Молодой специалист, пришедший сразу после ординатуры, почувствовал свою власть, ставит условия или работает так, как считает необходимым. Главное — он не хочет быть участливым, не готов и не хочет проявлять заботу так, как к этому привыкли пациенты. Да и новое поколение врачей в университете не учили строить коммуникации с пациентами. Значит, это придется делать работодателю.
А пациент, доверяя врачу больше, и требует больше. Поток жалоб и претензий пациентов уже увеличился и может стать еще больше по причине как раз таких неэффективных коммуникаций.
Профилактика заболеваний
2017-2018 годы
В 2017 г. впервые заговорили о стремительном развитии этого направления. Культура профилактики заболеваний и вообще заботы о своем здоровье у населения Новосибирской области тогда была развита не повсеместно, а только в определенной целевой группе. Пациенты, входящие в нее, проходят профосмотры самостоятельно, сдают анализы и обследуются. Поэтому эксперты уже в то время отметили тренд, который будет набирать обороты еще больше, если сами медучреждения будут стимулировать его. Те, кто в продвижении работал с темой профилактики заболеваний, со временем получали отдачу.
2024 год
В 2020-2021 гг. этот тренд пошел на спад: все были заняты решением острых вопросов, до профилактики не было дела. 2022 и 2023 гг. помогли сместить акценты снова в тему профилактики — о ней стали больше говорить. Сделало вклад в развитие этого направления и государство, увеличив количество мероприятий, направленных на профилактику заболеваний и пропаганду осмотров.
Развитие коммерческого сектора медицины сегодня эксперты по-прежнему видят в продвижении темы профилактики заболеваний. Позиционирование Новосибирской области как транзитного центра и транспортного узла, безусловно, в целом стимулирует развитие рынка платных медицинских услуг, амбулаторных и стационарных. Но все-таки самый очевидный рост любому частному медучреждению могут дать только развитие темы профилактики заболеваний и работа в рамках нее с физическими и юридическими лицами. Но этой пропагандой надо заниматься и частной медицине в том числе, демонстрируя сервис и преимущества, которые получит пациент, обратившись к не й.
Какие тренды игроки рынка видят сегодня?
Генеральный директор ООО СМК «Смитра», руководитель комитета по здравоохранению «Опора России» Петр Смиренко
Продолжается тренд на освоение «тяжелой» техники: рентгенодиагностики, МРТ и КТ. Сегодня все больше медучреждений обзаводится таким оборудованием. Кроме того, в нашем городе работает уже не одна сеть специализированных медучреждений, оказывающих услуги только лучевой диагностики.
Безусловно, нельзя не отметить цифровизацию медицины: развитие голосовых помощников, использование роботов, запуск личных кабинетов. Это обусловлено в первую очередь желанием пациентов иметь более близкий и постоянный контакт с клиникой. Также это позволяет клиникам переложить часть работы на роботов и высвободить кадры для более интеллектуальной работы.
Приятно отметить, что сегодня набирают обороты чекапы. Все больше тех, кто сознательно относится к поддержанию своего здоровья и занимается профилактикой заболеваний.
Что касается трех главных китов, без которых сегодня сложно конкурировать, то, во-первых, это многопрофильность, в том числе возможность проведения глубоких видов обследований и получения консультации в одном месте. Во-вторых, цифровизация всех контактов с пациентом: начиная с продвижения, заканчивая цифровым напоминанием о приеме. Это связано в первую очередь со скоростью получения информации.
И, конечно, сегодня сложно конкурировать без репутации. Созданная годами, она становится хорошим активом медучреждения. Если ее нет, то над ее созданием надо работать, и этот путь придется пройти.
Заместитель директора Центра эндоскопической медицины «Гастроэксперт» Марина Шмонина
Отдельно стоит отметить высокий уровень сервиса, который уже стал частью предлагаемой нами медицинской услуги, а также индивидуальный подход.
Чтобы медицинский центр сегодня развивался успешно, был конкурентоспособен, необходимо всего лишь несколько важных моментов. Конечно, высококвалифицированный персонал, качественное обслуживание, оборудование экспертного класса, современный технологичный call-центр, непрерывное обучение и развитие медперсонала, соблюдение всех норм и требований законодательства РФ, постоянное расширение услуг и конкурентная ценовая политика.
Врач-пульмонолог, врач-терапевт, главный врач ООО «Медцентр Практика ОбьГЭС» Любовь Веселова
Если говорить о конкурентоспособности, то клиника должна иметь возможность обеспечить пациенту скорость и эффективность. Пациент хочет быстро записаться, быстро добраться, быстро обследоваться, быстро полечиться и быстро восстановиться.
Клинику должно быть легко найти в онлайне и офлайне. При этом проявленность клиники должна подкрепляться хорошей репутацией. Конечно, ценовая политика медучреждения должна быть прозрачной и соответствовать целевой аудитории.
Генеральный директор ММА «МЁD», медицинский маркетолог, продюсер медицинских проектов, преподаватель практик НГУЭУ и НГПУ Ирина Овдина
Чем конкурировать? Интересным и ярким контентом, креативами, интерактивами на мероприятиях. Только это и поможет выделиться и запомниться на фоне остальных.
Учредитель и руководитель группы компаний LadyLand Светлана Шитикова
Европейские и азиатские выставки позволяют судить о том, как будет развиваться рынок эстетической медицины в ближайшее время в мире, в России и в Сибири в том числе.
Стоит отметить, что мировые производители нацелены на то, чтобы расширить рынок косметологии. Технологии становятся все доступнее, чем стимулируют активный рост рынка. Конечно, свою лепту в эту доступность вносят и азиатские компании. Некоторые производители инъекционных препаратов (например, гиалуроновой кислоты) стремятся занять монопольную позицию на рынке, чтобы в дальнейшем уже диктовать свои условия. Эта экспансия очень заметна по международным выставкам и отчасти является общей стратегией многих азиатских компаний по завоеванию мировых рынков и России в частности.
Также рынок эстетической медицины сегодня целенаправленно снижает агрессивность косметологических процедур, чтобы услугой косметолога можно было воспользоваться, например, во время обеда и при этом вести привычный образ жизни, оставаться активным и мобильным человеком.
Конечно, эстетическая медицина уже перестала быть только женским направлением. Сегодня активно развивается мужская косметология. Развитие в этом направлении считаю очень перспективным.
Руководитель учебного центра клиники «Санитас» Кристина Елизарова
Подготовила генеральный директор маркетингового медицинского агентства «МЁD» Ирина Овдина