Меню

Район речной славы — как в Новосибирске формировался и жил Затон. Часть 1. Остров укрытия

Автор фото: Алина Скитович. Иллюстрация: Предоставлено спикером

Есть у нас в левобережье район, очень лакомый для застройщиков. Его «освоение» уже началось, но места там еще достаточно. А история у этого района во многом действительно героическая и легендарная…

Место с историей

Еще лет 20 назад прогулка по нему была, скажем так, не совсем безопасной. Да где-то и сейчас. И сегодня мы приглашаем вас на виртуальное путешествие по району речной славы нашего города — Затону.

Затон, 2016 г. (фото К. Голодяева)

Когда-то река Обь была половинкой транспортного перекрестка Новосибирска, его неотъемлемой частью. Река же работала гораздо раньше, чем железнодорожная магистраль.

Сегодня нам и немыслимо, что еще менее ста лет назад левый берег был отделен от правого большим островом. У него прослеживается несколько названий: Никольский, Чаячий (от слова «чайка»), Яренский.

Фрагмент плана Ново-Николаевска 1915 года (архив Новосибирской области).

Пишут, что 200 лет назад некий плотник Яренский, предок известного колыванского купца Созонта Михайловича Яренского, в этом месте промышлял постройкой мелких судов. Его именем и стали называть остров. На нем же отгуливали скот крестьяне соседнего села Кривощеково. Здесь находится и родина сегодняшнего Затона. В октябре 1902 г. пароходы «Волшебник» и «Сибиряк», принадлежащие купчихе Евдокии Мельниковой, не успели уйти до рекостава и остались пережидать зиму в протоке за островом.

Пароход «Волшебник», 1910 гг. (fleetphoto.ru).

Потом зимовки стали регулярными, известно, что здесь отстаивались суда фирмы «Братья Нобель»: «Зырянин», «Ласточка», с наливными баржами «Роксана», «Рогнедал», «Ростислав», а также городские пароходы «Ново-Николаевск», «Остяк». На берегу появились первые мастерские.  Речники жили вокруг зимующих судов в землянках.

Томские власти считали, что «в г. Ново-Николаевске совсем нет необходимости устраивать затон и пристань», но городской голова В. И. Жернаков настаивал, и в 1913-м нашей думой было принято окончательное решение об устройстве затона именно за о. Яренском (рассматривалась также и река Иня). Начала строиться дамба и рабочий поселок. Уже в зиму 1917 г. Затон «стал тесен», встал вопрос о его расширении. 

Новое время пришло в Затон уже при советской власти, и пришло революционно. В феврале 1918-го флот был национализирован и передан «в бурлацкие твердые руки транспортных рабочих», в 1920-м Затон просто снесло большим наводнением. Уровень воды в Оби поднялся более чем на метр, втрое больше нормы, 15 судов были сорваны с рейда и разбросаны по берегам, «были разрушены и 38 из 40 существовавших в Затоне построек».

С началом строительства промышленной зоны левобережья «приказал долго жить» и сам Яренский остров, его верхняя (южная) протока в 1930-м была засыпана, и он стал полуостровом, от названия которого все-таки осталась улица — Яринская.

Фрагмент плана Новосибирска 1932 года (Краеведческий музей ОФ-16745).

Сегодня на бывшем острове расположена часть Лесоперевалки и въезд на Димитровский мост. А все военные годы и еще десяток лет после здесь проходил первый автомобильный мост через Обь, собранный из ста понтонов и позволивший создать устойчивую связь между промышленным левобережьем и административным правобережьем. Обслуживали его тоже затонцы.

Понтонный мост через Обь, 1940-е гг. (архив Новосибирска)

Рядом работал деревообрабатывающий комбинат №2 («Вторая перевалка»), где работали зэки, которые в том числе выпускали и мебель: кухонные гарнитуры, шкафы для книг. Возможно, они еще и служат у кого-то на даче.

Старики еще помнят и причал «Лесоперевалочный комбинат», куда приходил паром с правобережного Чернышевского спуска, а также речные трамвайчики. Здесь же были конечная автобуса № 1 (был в 1960-х такой длинный 17-километровый маршрут «Вокзал-Лесоперевалка»), а потом уже № 35 (с пл. Маркса).

Теперь главная достопримечательность улицы Яринская — современный аквапарк, самый большой в азиатской части страны, одно из любимых зимних мест отдыха новосибирцев.

В Затоне тоже было несколько «аттракционов» и рекордов. Летом 1928 г. в Новосибирске проходила Сибирская краевая спартакиада. И состязания по плаванию проводились в протоке Яренского затона. Было побито много рекордов в разных стилях, а «лучшим пловцом Сибирского края» была признана 19-летняя секретарь комсомольской ячейки фабрики «Автомат» (ныне «СИНАР») Грачева, которая подряд, «почти не отдохнув», установила два рекорда в плавании на 100 метров и на 1000. Ну, бывает, но самое поразительное, что «техники у нее нет. Плавает «саженками». Совершенно незнакома со стилями. <…> Между прочим, она опоздала на испытание, так как жила в доме отдыха. Ее пришлось пустить в соревнование дополнительно». Вот как надо, а то все про Париж и Сену...

Если же говорить о ежегодных праздниках, то это не только открытие навигации, когда весь Затон гулял до утра, но и чуть ранее — ледоход, уже подзабытый, к которому заранее готовились. В прежние времена, чтобы освободить суда из ледяного плена, вокруг их корпусов лед вырубали вручную, но с 1950-х его стали подрывать.

«Мальчишки, заслышав взрывы, убегали с занятий и с восторгом наблюдали с берега за тем, как глыбы льда поднимались бугром с глухим звуком и рассыпались на мириады мелких ледяных бриллиантов. Когда взрывали, на берегу стояли рабочие и милиционеры, которые никого не пускали на лед. Но когда взрывы заканчивались и оцепление уходило, толпа с ведрами и мешками устремлялась на лед. В водяных расщелинах плавала кверху брюхом оглоушенная рыба. Люди жадно выхватывали рыбу красными от ледяной воды руками. Предусмотрительные запасались сачками и их улов был существенно больше».

А вскоре начинался зрелищный День ледохода, когда все население Новосибирска высыпало на берег. «Река несла горы льда, на отдельных льдинах можно было увидеть собак, иногда находились и смельчаки, катавшиеся на льдинах. Несколько лет подряд из города вывозили на лед мусор, и эта живописная огромная свалка тоже плыла вниз по течению». 

Вся территория Затона находится в зоне подтопления. Береговой гребень невысок, и наводнения случались чуть ли не ежегодно, и даже по два раза: в апреле — начале мая, когда таял снег здесь, и через месяц — когда таяли снега и ледники на Алтае. Особенно в 1947, 1957, 1966 и 1969 годах.

Бывало, что побережные домики уходили в воду чуть ли не под печные трубы. В те времена вместо автомобилей во всех домах были лодки, и каждый день потопа жители Затона становились гондольерами: на работу, в магазин — все на лодке. Ну, а мальчишкам особенное счастье — сооружать небольшие плоты и отталкиваться шестом. Я тоже застал такие плавания в котлованах тогдашних городских новостроек. Главное — не упасть и не вымокнуть. Тогда сразу домой.

Наводнения в Затоне, 1960-е гг. (nsk-kraeved.ru)

И никаких каникул — все работало: школа, завод, магазин, куда свежие продукты доставлялись на моторных лодках. Приходили на помощь и военные на амфибиях вместо автобуса. Другим бичом Затона, а тем более Лесоперевалки, были пожары — от неисправной печи и электропроводки до детских поджогов пуха. Все ж кругом деревянное. На пожар сбегались соседи и дружно помогали пожарным его тушить, пока дальше не разнесло. И близлежащие дома поливали, конечно, от жара.

Пожарная техника на берегу Яренской протоки (nsk-kraeved.ru)

Продолжение следует…

Научный сотрудник Музея Новосибирска

Константин Голодяев