Каждая сфера бизнеса хранит в себе разные способы заработка и конкуренции. Защита прав интеллектуальной собственности не исключение…
Эксперт по интеллектуальной собственности, защите брендов, совладелец компании «ИНТЕЛАЙТ» Ирина Бабинцева
— Хочу рассказать о случаях недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальных прав, предоставив каждому читателю возможность сделать выводы самостоятельно.
В судебной практике участились случаи так называемого патентного мошенничества, «патентный троллинг», «брендсквоттинг», суть которого заключается в вымогательстве денег за непреднамеренное использование чужого объекта исключительных прав.
Предлагаю рассмотреть реальные кейсы, с которыми предприниматели обратились в нашу компанию, и возможные пути решения проблем.
Предметом спора могут стать патент или зарегистрированный товарный знак.
- Патент.
Ситуация: представьте, что вы реализовываете на маркетплейсе игрушки для животных и вам прилетает «письмо счастья». Претензия доводит до вашего сведения то, что вы продаете не просто игрушку, а товар, изготовленный с применением запатентованного способа. Факт незаконного использования изобретения зафиксирован.
В сухом остатке ваша предпринимательская деятельность становится основанием для судебных тяжб и незапланированных издержек. Правообладателя патента можно назвать мошенником в случае, если он заведомо зарегистрировал патент под ваш товар и требует завышенной денежной компенсации за нарушение своих исключительных прав. Ситуация становится интереснее, если предприниматель использует этот способ для ухудшения положения своих конкурентов на рынке, что является недобросовестной конкуренцией.
В такой ситуации предприниматель обратился к нам за консультацией и помощью в регистрации своего собственного патента на изобретение.
- Товарный знак.
С товарными знаками дела обстоят аналогично, только объектом нарушенных исключительных прав является товарный знак.
К нам обратился предприниматель со следующей проблемой. Закупая у китайских поставщиков салфетки для реализации на российском рынке, предприниматель не учел того, что изображение на упаковке салфетки является зарегистрированным товарным знаком. Претензия не заставила себя долго ждать. Правообладатель потребовал прекратить использование товарного знака при реализации товара.
По данным Роспатента, в первом полугодии 2024 г. количество заявок, поданных российскими предпринимателями на регистрацию товарных знаков, увеличилось почти на 25%. Это означает, что за первые шесть месяцев 2024 г. российские компании и граждане подали в Роспатент 65 тыс. заявок на регистрацию и охрану товарных знаков.
Таким образом, количество заявок и знаков растет, соответственно, увеличивается риск получить претензию, поскольку некоторые компании умело пользуются незнанием конкурентов о товарных знаках.
Например, ООО «Подарки оптом» регистрирует на себя товарные знаки по типу: «Волшебная на всю голову», «Царский подарок», «Я воспитатель мне нужно». Компания владеет 72 подобными товарными знаками и в силу их графической и смысловой простоты они кажутся неохраняемыми, но это заблуждение.
После регистрации товарного знака компания «Подарки оптом» охотно подает иски о защите исключительных прав на товарный знак к небольшим предпринимателям. Чаще всего товарные знаки используются предпринимателями для торговли на маркетплейсах. Все видели футболки или кружки с забавными фразами.
Удовлетворенные требования компенсации по суду могут достигать шестизначных сумм. Добросовестные предприниматели по незнанию несут убытки.
Что делать и как защититься в таких случаях предпринимателю?
Первый и главный совет: не пропускать обязательный этап проверки по базе товарных знаков перед тем, как начать вести свою деятельность на маркетплейсе.
Регистрируйте обозначения, которые используете, в качестве товарных знаков с помощью патентного поверенного. Пока кто-то другой этого не сделал и не предъявил претензии и иск в суд.
Если вы получили исковое заявление, обратитесь к экспертам в сфере интеллектуальной собственности за консультацией.