Меню

История развития Затона. Часть 2. Совершенно Секретный Завод

Автор фото: Алина Скитович. Иллюстрация: Предоставлено спикером

Продолжим наше путешествие в район Затона и расскажем о его промышленной основе, которая в какой-то части еще жива, но безвозвратно уходит.

Место с историей

Река Обь, 1980-е гг. (колл. А. Волока)

Все эти десятилетия река Обь работала, работала и вдруг стала не нужна. Ведь еще недавно каждый ноябрь вся протока и ковш завода набивались судами, которые вставали для зимовки и мелкого ремонта. На космоснимке 2000 года хорошо видно, что плотность зимующих судов еще очень высока.

Затон, март 2000 г. (earth.google.com)

Но грузооборот упал, материально-техническая база все жиже, судов все меньше. Остатки былого большого флота ушли в Томск и далее. Оставшиеся корпуса судов с «кладбища кораблей» разрезаны на металлолом.

Кладбище кораблей, 2000-е гг. (dzen.ru)

Вот уже ликвидировано и Западно-Сибирское пароходство, основанное еще в 1898 г. как «товарищество на паях». Готовится и сам Затон, на левом берегу Оби будет построен большой высотный район, с Затонской магистралью и выходом на Ельцовский мост. Для него сносится большая часть жилого и промышленного фонда. Для затонцев, имеющих удивительную местечковую сплоченность, живших одной рекой и одним флотом, это очень больно.

Праздник в Затоне, 1950-е гг. (nsk-kraeved.ru)

Попробуем сохранить несколько страниц речной трудовой славы района. Здесь вся история наполнена рекой. В «Новом Затоне», на ул. Заобской, еще работает техучасток Новосибирского бассейнового управления, следящий за эксплуатацией Оби как транспортного пути. Были планы создания и речного порта.

Земснаряд Обский – 5, 1950-е гг. (nsk-kraeved.ru)

Речники Затона, 1970-е гг. (tayga.info*). *Минюст РФ признал сайт иностранным агентом

Чтобы найти это важное предприятие, нужно пройти через «Колыму» — длинный частный сектор улиц с речными названиями Портовая, Капитанская, Штурвальная, когда-то называвшаяся Буркова грива, по имени одного из первых поселенцев. Лет десять назад я побывал там и успел сфотографировать мощный чешский земснаряд, тот самый, которому в 1984 г. удалось вырвать со дна реки наш «сибирский Титаник» — пароход «Совнарком», трагически затонувший в 1921 г. и унесший жизни около 300 человек.

Земснаряд № 101, 2016 г. (фото К. Голодяева)

Основным предприятием Затона была РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) речного флота. В 1924 г. на берегу Никольского озера построили новые мастерские, соединили его с протокой, углубили, и в образовавшемся ковше в 1931-м появился судоремонтный завод — сердце Затона.

Схема Затона, 1933 г. (автор директор школы № 69 Пятак)

Всю свою историю РЭБ выполнял комплекс работ по ремонту и отдыху флота Западно-Сибирского пароходства. В середине 1970-х годов РЭБ стал Новосибирским Судоремонтно-Судостроительным заводом. Над воротами были прикреплены четыре большие буквы: НССЗ, которые затонские расшифровали как «Новосибирский Совершенно Секретный Завод».

Есть легенда, что ЦРУ послало сюда агента — узнать, что же этот завод выпускает. Но добраться на секретный завод шпион не сумел — без привычки он не смог втиснуться в переполненный 16 автобус, а дожидаясь следующего, проголодался, купил на остановке русский беляш и все — умер.  

Одними из первых в стране работники нашего судоремонтного завода освоили сварку стальных судов и спустили на воду несколько наливных однотрюмных бензовозов (лихтеров) грузоподъемностью 500 тонн. Это еще в 1932 г. Народный комиссариат водного транспорта поручает сибирякам новое задание — пробное изготовление мелкосидящего буксирного катера. И в 1936 г. с новосибирских стапелей вышли первые газоходы. И сразу встали в строй.

Газогенераторный буксир (журнал «Техника – молодежи», 1982 г.)

А в годы Великой Отечественной войны на заводе выпускают 100-миллеметровые минометы, мины, изготавливают для них тару. Сюда из Киева был эвакуирован завод «Ленинская кузница», вместе с затонцами построивший 4 бронекатера. Тип 1124, их еще называли «речными танками». Наши новосибирские суда успели принять участие и в боевых действиях. Два из них ушли на Дунай, два — на Дальний Восток. В 1975-м наш был поставлен на постамент в Хабаровске.

Памятник БК‑302 в Хабаровске (wikipedia.org)

В 1950-м на РЭБ был построен большой слип — это такое наклонное подъемное оборудование для капитального ремонта судов. С 1952-го завод серийно выпускает мелкотоннажные суда, теплоходы типа «Москва», плавучие краны, баржи. За 40 лет на Новосибирской РЭБ было построено 317 единиц речного флота. Завод ликвидирован в 2016 г., суда из его ковша исчезли.

Строительство теплохода типа «Москва» на НСС. 1974 г. (fleetphoto.ru)

На его территории тоже когда-то стоял памятник — погибшим речникам, но, когда началось строительство жилья, его снесли вместе с цехами. Часть памятника спасли ребята из речного колледжа.

Детали демонтированного памятника погибшим речникам, 2015 г. (арх. Речного колледжа)

Завод соединялся с жилым поселком пешеходным мостиком из понтонов, памятным затонцам также пунктом милицейской дружины.

Один из первых жилых домов рабочего поселка Госпароходства был построен для врачей местной больницы и был даже элитным: туалеты здесь были не на улице — прямо в доме.  Сейчас дом расселен, но, если заглянуть внутрь, можно увидеть его особенность. В конце 1920-х, даже при строительстве кирпичных зданий, для перегородок широко применялся «камышебетон». Дешево и сердито.

Стены из камышебетона на Портовой, 4. (nsk-kraeved.ru)

В начале 1950-х завод построил насколько десятков двухэтажных деревянных домов, правда, тоже без удобств. Там живут и сегодня.

Пароход «Степан Разин» в Яренской протоке, 1957 г. (колл. О. Крицкой)

Старейшее учреждение культуры Затона — его клуб, созданный еще в 1921 г. Уже тогда при этом учреждении культпросвета существовал театр, а весной 1922-го местный профсоюз («Учкультвод») в рабочем клубе водников им. Энгельса ставит спектакль «Любовь и предрассудок». Через несколько лет здание расширили. Многое помнят эти старые стены: первая читальня в 2000 книг, школа по ликвидации неграмотности, кружок политграмоты, различные собрания, переписка с Максимом Горьким и поддержка троцкистов, показательные покаяния и концерты, кино по субботам и танцплощадку на улице.

Клуб, 1950-е гг. (арх. Клуба Затона)

Местные говорят, что парням, которые вдруг приезжали на танцы в Затон, сразу давали дельный совет: если после танцев посмотреть в небо над Затоном, на звезды, то из носа перестанет капать кровь. Говорят, что и милиции-то здесь не было, и что жили затонские по своим законам: «Где начинается Затон, там кончается закон». Утверждать не буду (жил на саду Кирова), но знаю, что таксисты ехать сюда вечером отказывались.

На плане расстановки судов в зиму 1923-24 гг. мы видим пожарную вышку (№ 18), амбулаторию (19), баню (8), клуб и школу (10). В здании клуба размещалась самая первая детская школа, осенью 1922 г. там обучалось 60 ребятишек.

План расстановки каравана судов в Яренском затоне в зиму 1923-24 гг. (Государственный архив Новосибирской области, публикуется впервые).

А в 1930-м начальная школа находилась по адресу 1-ая Портовая, 2 на 1 этаже деревянного дома. И занимала только две комнаты. 2 этаж был отдан под заводоуправление и важную пожарную команду.

Учащиеся Затонской школы, 1960-е гг. (арх. Клуба Затона)

Школа росла, стала семилетней, а в 1955-м выпустила первых десятиклассников. Ходили в нее и ребята из немецкого спецпоселка, на месте которого сейчас также уже выстроен ЖК со странным названием «На Шоссейной». Школа № 69 занимала уже несколько зданий по соседству, а нынешнее трехэтажное было построено в 1978 г. и находится в середине микрорайона.

Затонская школа №м 69. День знаний, 1960-е гг. (арх. Клуба Затона)

На этом школьном стадионе занималась заводская хоккейная команда «Водник», а мальчишки глазели на игры с лестницы на трубе ближайшей кочегарки. Здесь первые шаги на ледовую арену сделал выдающийся форвард клуба «Сибирь» — «Гена-Мотороллер». Так прозвали Геннадия Капкайкина, тоже уроженца Затона. Его свитер с №16 висит над ледовой площадкой стадиона, а затонские хоккеисты до сих пор часто побеждают во многих турнирах.

Геннадий Капкайкин, 1970-е (hcsibir.ru)

Рядом, на 2-й Портовой, в декабре 1948 г. открылось еще одно учебное заведение при судостроительном заводе — школа фабрично-заводского обучения ФЗО-21 на 100 учащихся, позднее — училище №3. Здесь обучали профессиям кочегара, матроса, шкипера, рулевого, судосборщиков и т.д.

ФЗО-21, 1960-е. (арх. Речного колледжа)

Выпускников с нетерпением ждали на заводе и в Западно-Сибирском пароходстве. В 1974 г. училище было удостоено первого места в соцсоревновании по РСФСР, и ему было вручено переходящее Красное Знамя Совета министров республики. Сегодня это Новосибирский речной колледж. 10 лет строили это здание и, наконец, 1 сентября 1975 г. студенты начали занятия в современном корпусе. Здесь тоже есть интересная музейная комната.

Есть чем гордиться рабочему, речному району. Память о нем хранят ветераны, берегут музеи. РЭБ еще держится, хотя и называется уже не базой, а пунктом, и высотное строительство не остановить, но при всей неотвратимости сноса старого Затона думается, что авторам планировки нового микрорайона необходимо обязательно предусмотреть создание там мемориала и музея речной славы города и тех людей, что работали на месте возводимых ими жилых комплексов.

Научный сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев