Меню

«Центр воздухоплавания» с дирижабледромом может появиться в Новосибирске

Иллюстрация: https://nauka.nso.ru/

В Новосибирске представили проекты новых типов «умных» беспилотных дирижаблей. Цель — развитие дирижабельных грузовых коридоров в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне.

Развитие направления соответствует целям и задачам федерального проекта, курируемого Фондом НТИ, по созданию НПЦ БАС в регионах и Стратегии развития Арктической зоны России до 2035 г. Сейчас единственный дирижабледром в РФ находится в городе Киржач Владимирской области.

Для развития дирижабельных грузовых коридоров в Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне в Новосибирской области планируется создать «Центр изучения и развития воздухоплавания», оснащенного опорным дирижабледромом, оборудованным эллингом для строительства и обслуживания дирижаблей на территории Сибири. Как рассказали в миннауки, кроме ряда опорных дирижабледромов в промышленных регионах Сибири и Дальнего Востока, по планам исследователей, необходимо построить взлетно-посадочные площадки в пунктах на маршрутах доставки грузов, оборудованных соответствующими разгрузочно-погрузочными комплексами и системами балластировки. 

По информации министерства, «Центр изучения и развития воздухоплавания» планируется создать при участии институтов СО РАН, университетов — НГТУ и НГУ. По замыслу ученых, разработкой, строительством, испытаниями, сертификацией и опытной эксплуатацией дирижаблей с объемом оболочек до 5 тыс. куб. м займется «Учебно-эксплуатационный дирижабельный центр» совместно с «Центром изучения и развития воздухоплавания» и другими профильными организациями России.

Исследователи Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН на форуме «Технопром» представили уникальный новый тип беспилотных дирижаблей с движителями от циклолетов. Также был презентован проект «умного» дирижабля без хвостового оперения — совместная разработка ученых Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе, Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича и НГТУ НЭТИ.

Перспективные российские дирижабли целесообразно создавать, опираясь на отечественные наработки в области авиационных композиционных материалов и гибридных силовых установок. При этом, в первую очередь, нужно начинать с создания и отработки в эксплуатации беспилотных дирижаблей малого размера с постепенным масштабированием аппаратов до грузоподъемности в десятки тонн, — рассказал замдиректора ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» Дмитрий Смирнов. 

В целом беспилотные дирижабли могут быть использованы для перевозки грузов весом от 20 до 200 тонн, в том числе в места с отсутствующим наземным транспортным сообщением на дальности до 4 тыс. км. Также они пригодятся для картографирования местности, проведения геофизических исследований, освоения новых месторождений полезных ископаемых, поисково-спасательных работ, мониторинга экологической обстановки, охраны природных ресурсов, контроля установленного землепользования и патрулирования территории.