Меню

Аналитики назвали отрасли с самыми высокооплачиваемыми руководителями в 2024 г.

Автор фото: engin akyurt. Иллюстрация: https://unsplash.com/

По данным специалистов соцсети для нетворкинга «Сетка» и hh.ru, больше всего в этом году предлагали менеджерам компаний сферы услуг для бизнеса (177 тыс. руб. — на 38% выше, чем в среднем по рынку).

На втором месте — ИТ, где медианная зарплата топов и лидов в январе-ноябре выросла на 6% год к году и составила 153 тыс. руб. — на 20% выше среднерыночной зарплаты управленцев. На третьем месте — финансовый сектор (150 тыс. руб. — выше среднерыночных на 17%).

В топ-5 отраслей по уровню медианных зарплат для управленцев среднего и высшего звена также вошли автомобильная отрасль (149,5 тыс. — на 17% выше рынка), добывающая и строительная отрасли (по 146 тыс. руб. — на 14% выше рынка), а также нефтегазовая отрасль (141 тыс. руб. — на 10% выше рынка).

Высокая стоимость квалифицированных специалистов обострит проблему кадрового дефицита в ИТ в 2025 г., пришли к выводу аналитики «Сетки», изучив мнения сотрудников отрасли, занимающих руководящие позиции в ведущих российских ИТ-компаниях и ИТ- подразделениях крупных компаний прочих сфер. Ситуацию с поиском осложняют и растущие требования в обе стороны: как со стороны соискателей к компаниям, так и со стороны работодателей к навыкам специалистов по мере автоматизации рынка, говорят пользователи «Сетки» — сотрудники ИТ-компаний.

По мере усиления кадрового голода рынок квалифицированных «айтишников» (мидлов и сениоров) стал рынком соискателя. Кандидатам больше не нужно убеждать работодателей в том, что они достойны работать в их компании. Теперь это компании должны доказывать, почему стоит работать именно у них. Сотрудники все чаще требуют нормированный график и реалистичные сроки выполнения задач и реже готовы работать в нерабочее время. Бережное отношение к себе проявляется не только в отказе от переработок, но и в том, что все больше разработчиков обращаются за поддержкой к вспомогательным специалистам — карьерным консультантам и психологам, — в том числе для того, чтобы те помогли им лучше понять себя и научиться устанавливать границы, — отметил руководитель клиентской разработки в X5 Tech Андрей Смирнов.

Отдельное внимание соискатели уделяют личности непосредственного руководителя, добавил эксперт:

Я много общаюсь с мидлами и сениорами. Почти каждый второй говорит, что компания может быть какой угодно, но он не согласится в ней работать, если не будет верить будущему руководителю. Тимлиды, вы теперь лицо бизнеса: на вас смотрят пристальнее, чем на продукт.

По его словам, раньше многие были готовы закрывать глаза на манипуляции со стороны руководства и нестабильный рабочий день, если это сопровождалось интересными задачами или высоким доходом. Теперь даже это не сможет удержать специалиста в токсичном коллективе. 

В эпоху автоматизации и быстрых изменений на рынке адаптивность, креативность и умение находить общий язык с коллегами становятся ключевыми навыками для менеджеров, отметили аналитики.

Скорость изменений среды растет. Это могут быть и конкуренты, и новые законы, и изменение пользовательских паттернов. Скорость, с которой менеджер продукта может адаптировать/перестраивать свой продукт, каналы его продвижения — это важнейший востребованный навык. Важно также умение слушать и договариваться. Слушать и слышать других — это про глубокое понимание своего пользователя, его потребностей и барьеров. Умение договариваться — это про управление ожиданиями стейкхолдеров и поиск оптимальных решений в ежедневной работе, — сказал старший менеджер проектов «Яндекса» Иван Меркурьев.

Руководитель направления ИТ-рекрутинга СДЭК Ирина Загоскина отметила, что командность и ориентация на результат — важнейшие навыки при работе в растущем бизнесе, когда стандартных алгоритмов работы и решений не существует.

На ориентацию на результат как на одно из ключевых требованиях к управленцам в ИТ обратил внимание и Иван Меркурьев:

Главная задача продакт-менеджера — создавать продукт, который решает реальные задачи пользователей, то есть, обладает ценностью и может конвертировать часть этой ценности в бизнес-значимые результаты (выручку, прибыль и т.д.).

Гендиректор hh.ru Дмитрий Сергиенков считает предпринимательские данные неотъемлемым качеством претендентов на руководящие должности в 2025 году как в ИТ, так и в других отраслях:

Речь не столько о предпринимательском опыте, сколько о складе характера и подходе к задачам. Руководитель должен уметь видеть широкую картину и отвечать за конечный бизнес-результат. Предприниматели должны хорошо разбираться во всем критическом пути пользователя и бить туда, где отдача максимальная. Второе качество, неразрывно связанное с первым, — критическое мышление. Способность отличать содержание от формы, идентифицировать ключевые факторы успеха и оценить реальные риски. Красивые презентации и поставленная речь, безусловно, могут помочь привлечь финансирование, но не помогут создать с нуля устойчивый бизнес и качественный продукт. В цифровом мире сложно выстроить границы ответственности между этапами привлечения пользователя, онбордингом в продукте, удержанием и т.д. Это все единый опыт пользователя, проходящий сквозь разные функции. И топ-менеджеры должны хорошо понимать этот путь и брать ответственность за конечный бизнес-результат, а не только за свои KPI. Я обращаю внимание, что ряд топовых ИТ- и финансовых компаний снисходительно относится к отсутствию либо недостатку предпринимательского опыта у соискателей, уделяя внимание звучным именам. По двум причинам, изложенным выше, я считаю это большой ошибкой.

По мнению представителя холдинга X5 Андрея Смирнова, умение работать с ИИ стало одним из главных навыков: мидлы уже не соревнуются в «чистоте кода», а показывают, насколько эффективно делегируют рутинные задачи ИИ, тратя свое время на креатив и коммуникации.

Иван Меркурьев также отметил наличие существенного недостатка менеджеров продукта, которые могут трансформировать данные в понятные для бизнеса гипотезы и организовать системную работу над быстрой валидацией гипотез и их использованием в разработке продукта.

Для менеджеров технологически сложных проектов становится особенно важным их технический бэкграунд. Наличие соответствующего опыта или прошлых позиций, таких как разработчик, тестировщик или системный администратор, может помочь продуктивнее влиться в предметную область, — считает ведущий технический менеджер проектов «Яндекса» Евгений Антонов.