Помощь учителю, сдача бутылок, торговля носками и щенками, а также интеллектуальный труд — какими были первые деньги известного новосибирского юриста?
Управляющий партнер ООО «Юсконсалт», профессиональный медиатор, налоговый консультант и архитектор бизнес -партнерств, руководитель комитета по инвестициям Новосибирского отделения Опоры России Евгения Бондаренко
— Мои первые деньги я заработала в пятом классе. Наш классный руководитель и учитель истории Владимир Германович предложил нам подработать: сортировать, раскладывать и упаковывать шурупы, гайки и шайбы в пакетики. За каждые 10 пакетиков — 1 рубль. В среднем за час удавалось упаковать 15-20 комплектов. Деньги получали не сразу, а несколько раз в месяц, но само ощущение «это мои деньги» было очень крутым.
Чуть позже я начала сдавать стеклянные бутылки. Сначала наши домашние. Потом в ход пошли не только домашние. Самые дешевые были молочные бутылки, а коричневые «чебурашки» из-под пива были дороже зеленых, самыми дорогими были бутылки из-под шампанского. Чтобы сдать бутылку, ее нужно было тщательно отмыть, убедиться, что она целая, и отскоблить намертво приклеенную этикетку. Сейчас это кажется дичью, но в 1993 г. это было возможностью.
Заработанные деньги я потратила на темно-синие индийские джинсы с рыжей прострочкой, которые продавались возле ЦУМа. Это был «шик, блеск, красота», и я очень гордилась собою и тем, что умудрялась копить деньги, а не тратить на конфеты.
Торговля на летних каникулах носками с раскладушки (обычно у меня покупали по 3-4 пары себе, детям и близким) позволила мне заработать на итальянские рыжие сапоги. Я каждый день ходила мимо этих сапог и проверяла, не купили ли их. Они меня дождались. Стоимость сапог была сопоставима со стоимостью обучения на одном курсе юридического факультета. Жаль — не осталось ни сапог, ни моей фотографии в них.
Также в подростковом возрасте я продавала щенков от нашей собаки, искала заводчиков для случки, вела переговоры, ухаживала за щенками, кормила эту детскую свору, изучала особенности породы, принимала роды, давала объявления и даже пробовала стоять у центрального рынка с коробочкой щенков.
В институте были уже другие подработки: написание курсовых, рефератов и участие в предвыборной кампании по сбору подписей. Тогда (1999-2000 гг.) все было честно, каждая подпись проверялась, и мы с одногруппником ходили по домам и квартирам нашего участка и собирали настоящие подписи, тщательно проверяя данные каждого человека.
2003 год, начало работы юристом
Вот так и зарождаются навыки убеждения и переговоров, и спокойное отношение к отказам. С четвертого курса я начала работать юристом, сначала в Союзе юристов, потом в юридической консалтинговой компании «Юсконсалт». К 23 годам я доросла до директора компании, а затем стала партнером с 24,5% доли. Я постепенно выкупала доли в «Юсконсалте» и в 2022 г. стала единоличным владельцем компании.
Оглядываясь назад, понимаю, что опыт продажи носков (и стремление продать не одну, а несколько пар) научил меня навыкам продаж и коммуникациям. Аналогично — сбор подписей потребовал умения общаться с людьми и убеждать их. Фокус на цели и желании что-то получить и достигнуть помогал сворачивать горы.