«Стоимость привлечения людей будет расти, поэтому нужно инвестировать в рекламу»
Какие тренды будут определять рынок труда и стратегии найма в ближайшие пять лет? И как работодателям придется перекраивать свое мышление? Ответы на эти вопросы — в обзоре nsk.dk.ru.
Руководитель проектов hh.ru, HR-эксперт, советник предпринимателей Елена Лондарь на конференции «Т-Банк про Бизнес. Превращая вызовы в возможности», прошедшей в Новосибирске, рассказала, от чего стоит отказаться компаниям и соискателям в связи с изменениями ландшафта рынка труда.
«Без денег нет бизнеса, но бизнеса нет и без людей», — сказала эксперт в начале своего выступления, обратив внимание на то, что компаниям в условиях кадрового голода пора становиться человекоцентричными и уходить от стереотипов.
Основной тренд, который продолжит определять стратегии развития рынка труда, — дефицит рабочей силы. Сегодня, по данным Елены Лондарь, особенно кризисная категория соискателей — люди в возрасте 20-25 лет.
Самая дешевая рабочая сила, но при этом и самая лакомая для многих работодателей. Таких людей в перспективе ближайших пяти лет будет на пять миллионов меньше, чем сейчас. Это самое активное население, и оно убывает, потому что мы мало нарожали в начале двухтысячных. Тренд говорит в первую очередь о том, что сейчас нужно, с одной стороны, очень активно идти в работу с молодежью и даже со школьниками, с другой — делать ставку на работников других возрастных когорт, расширять возрастные границы, потому что молодых просто не хватит на всех.
Также останется актуальным вопрос повышения производительности труда. По данным HR-эксперта, за 10 лет уровень производительности туда вырос всего на 7%, поэтому на ближайшие пять лет поставлена задача по его дальнейшему повышению.
Ученые Института труда занимаются изучением эргономики и бьются над тем, чтобы найти ресурсы для повышения производительности. Я вижу эти ресурсы в двух источниках. Первый — это технологии, то есть автоматизация труда. Второй — конкурентное преимущество в виде заботы о своих сотрудниках на всех уровнях здоровья: ментальном, эмоциональном, физическом. Если вы будете проявлять заботу о своих сотрудниках, они будут выбирать вас, и ваш бизнес будет процветать.
Елена Лондарь отметила, что соискателями сегодня становятся далеко не только те, кто каким-либо образом высвободился на рынок труда, но и те, кто хочет сменить работу ради лучших условий.
Когда вы видите, что соискательская активность на рынке возросла, знайте: это не потому, что просто стало больше резюме, а потому, что люди готовы менять работодателя, то есть, теоретически, двое из трех ваших сотрудников могут быть в поиске лучших условий.
Еще один тренд, который отметила эксперт, — дисконнект профессионального образования и потребностей бизнеса. По данным hh.ru, процент удовлетворенности прогнозного спроса по некоторым специальностям к 2035 году будет выражаться трехзначными цифрами. Например, предложение специалистов направления «Политические науки и регионоведение» будет на 720% превышать спрос.
Для бизнеса это сигнал к тому, чтобы идти в вузы и вместе с ними разрабатывать программу целевого обучения, чтобы давать студентам и выпускникам более актуальные знания.
Как отметила эксперт, ситуация в этом году улучшилась (в прошлом году индекс составлял 2,5-3 резюме на место), но все равно далека от нормы. Спикер обратила особое внимание на то, как в целом меняются кандидатские настроения из года в год. Предыдущие два года зарплатной гонки и роста доходов разбаловали соискателей, которые сегодня хотят больше, чем предлагают работодатели.
Много лет подряд ожидания были ниже предложения, а сейчас работодатели едва успели догнать ожидания. Динамика ожидаемых зарплат в целом по стране составила плюс 8%, а в Новосибирске — 17%. Зарплатные гонки продолжаются, и мы понимаем, что бесконечно невозможно будет бить рублем. Имейте это в виду.
Что касается сфер, в которых сегодня заметен профицит кандидатов, то первая из них, по данным hh.ru, — «Стратегии, инвестиции, консалтинг» (22,6 человек на место). Следом за ней идет «Искусство, развлечения, массмедиа» (22,2). Также «богаты» кандидатами высший и средний менеджмент, реклама, PR, маркетинг, административный персонал, управление персоналом, тренинги, информационные технологии, закупки, домашний и обслуживающий персонал, страхование, юристы, безопасность, транспорт и логистика (самая скромная сфера из профицитных с точки зрения количества соискателей — 8,1).
В группе дефицитных самая «бедная» кандидатами сфера — медицинская (1,6 резюме на место). Этот дисбаланс, как отметила Елена Лондарь, можно использовать:
Если вам нужны люди с определенными навыками, вы можете искать их не в своих сферах, а, изучая график, ориентироваться на профицитные отрасли. Смотрите, пожалуйста, не на профобласть, а на навыки, которые есть у кандидата, и идите искать людей на свои вакансии в те отрасли, где их много. Это рабочий лайфхак.
Это, по мнению эксперта, будет первым шагом к перестройке мышления.
Почти все любят нанимать кандидатов с опытом работы в той же сфере, но подходы пора менять, потому что теперь важно смотреть не на опыт работы и бренды, в которых кандидат работает, а на то, что он умеет делать, на те задачи, которые он решает. Ведь человек перестраивается легко, если он адаптивный. А эту компетенцию — адаптивность, гибкость мышления — можно проверить во время собеседования. Надо уходить от своих стереотипов. Мы сейчас все конкурируем за одних и тех же людей, смотрите не только на прямых конкурентов, а на весь рынок.
В связи со всем перечисленным эксперт обозначила тренды найма 2025-2026 — что стоит иметь в виду, потому что это точно будет работать.
В 2025-2026 годах бизнесу необходимо активно развивать привлекательность бренда как для соискателей, так и для действующих сотрудников. Кто уже работает в этой стратегии, у того есть потенциал роста. Кто еще не работает, — знайте, уже нужно вовсю бежать в эту сторону. Дефицит кадров — это действительно фундаментальная проблема российского государства, и на ближайшие лет десять я не вижу причин для улучшений. Кроме внедрения технологий, ввоза мигрантов и развития бренда работодателя инструментов почти нет. Стоимость привлечения людей будет расти, поэтому нужно больше инвестировать в рекламу, в свой бренд. Нужно повышать эффективность управления процессом подбора и пересматривать подходы к HR-ам. Цените их, советуйтесь с ними о том, что необходимо для прокачки бренда работодателя, и готовьтесь инвестировать в это деньги, потому что рынок труда работает по принципу маркетплейса: прежде чем выбрать работодателя, соискатель будет изучать отзывы.
Эксперт рекомендует регулярно замерять уровень лояльности сотрудников, которые своими отзывами будут влиять на рынок; сверяться с зарплатными предложениями на рынке; соизмерять адекватность условий; понимать, чем вы лучше других и т.д.
Когда вы нанимаете людей, «примеряйте ботинки» кандидата — пришли бы вы сами работать на такую должность в такую компанию? От работодателя сейчас ждут не только хороших денег, но и баланса, свободы, благодарности, признания, нормального руководителя. Когда сотрудники понимают, что компания о них заботится, они начинают больше вкладываться, отвечая взаимностью. Так что инвестиции в свой бренд окупаются еще и производительностью.
Фото Елены Лондарь: Алексей Гриценко. Предоставлено Т-Банком