Меню

«Коллективное наказание»: региональные власти и бизнес требуют отмены решения ЦБ

Иллюстрация: nsk.dk.ru

Решение ЦБ повысить коэффициент ОСАГО в Новосибирской области вдвое вызвало дебаты. Эксперты обсудили, справедливо ли перекладывать убытки от страхового мошенничества на добросовестных автовладельцев.

11 декабря в пресс-центре ТАСС в Новосибирске по инициативе Сибирской ассоциации автоперевозчиков (СААП) прошел круглый стол об экономических последствиях решения Центробанка. С 9 декабря для нескольких городов региона территориальный коэффициент при расчете стоимости полиса ОСАГО увеличен в два раза: для Новосибирска — с 1,56 до 3,12, для Бердска — с 1,24 до 2,48, для Искитима — с 1,16 до 2,32, для Куйбышева — с 1 до 2. Это значит, что для многих жителей, особенно начинающих водителей, страховка подорожает в разы.

В дискуссии участвовали генеральный директор компании «Люгрос» Алина Атланова, руководитель Новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков, вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов (по видеосвязи), председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Василий Зуев (по видеосвязи), председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного Собрания Новосибирской области Валерий Ильенко, вице-президент САО «РЕСО-Гарантия», директор филиала в Новосибирске Евгений Козлов, заведующий сектором противодействия страховому мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василий Кулаков, председатель правления СААП Алексей Лядусов, руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в Сибирском федеральном округе Сергей Мороз и президент СААП Вячеслав Трунаев.

Первым слово взял заведующий сектором противодействия страховому мошенничеству Департамента страхового рынка Банка России Василий Кулаков. Его позиция выстроилась на бесспорных, с точки зрения финансовой математики, данных. По мнению эксперта, Новосибирская область находится в хронически кризисной ситуации, которую ЦБ не может игнорировать. Для обоснования он привел цифры, демонстрирующие разрыв между собираемыми премиями и производимыми выплатами:

Если мы рассмотрим последний отчетный период, то увидим, что сумма страховых выплат, которая составила 9,3 миллиарда рублей, превысила сумму страховых премий, которая составила 6,7 миллиарда. То есть разница отрицательно составила 2,6 миллиарда рублей.

По данным ЦБ РФ, доля региона на российском рынке ОСАГО составила по сборам 2,05%, а по выплатам — 4,04%. Средняя страховая выплата в области достигла 159,5 тыс. руб., что на 50% выше среднего показателя по России.

Но ключевым аргументом представитель Банка России назвал не общие убытки, а конкретный индикатор системной проблемы — «индекс неоднократности убытков». Этот показатель в регионе, по его словам, превышает среднероссийский в четыре раза, что прямо указывает не на случайность, а на организованную деятельность. ЦБ видит своей задачей не наказание, а восстановление баланса.

Таким образом, повышение территориального коэффициента для этих территорий, входящих в Новосибирскую область, экономически обосновано, — подытожил эксперт.

Эту аргументацию категорически не принял председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Законодательного Собрания Новосибирской области Валерий Ильенко. По мнению спикера, регулятор и страховщики, говоря об экономической целесообразности, полностью игнорируют социальный аспект вопроса. Вместо борьбы с причинами — неэффективной работой правоохранительных органов — бремя перекладывается на сотни тысяч добросовестных граждан.

А человеческий фактор-то где здесь присутствует? Речь идет о, по крайней мере, более миллиона жителей Новосибирской области, которые будут ущемлены. Даже не воспринимается на слух: пять лет мы про это знали, и только сегодня, когда увеличился коэффициент, начали говорить о проблеме, — поделился эксперт.

Валерий Ильенко не ограничился критикой. Спикер анонсировал конкретный политический шаг — подготовку законодательной инициативы на федеральном уровне, направленной на изменение принципа коллективной ответственности в подобных ситуациях.

Его точку зрения поддержал житейским, но точным сравнением руководитель Новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков. По мнению эксперта, логика ЦБ и страховщиков разрушает базовый принцип ответственности, понятный любому потребителю.

Если в магазине совершена кража, это не повод повышать цены для всех покупателей. Получается, здесь — то же самое: мы переложили все затраты страховых компаний на плечи добросовестных автовладельцев, — провел аналогию Ашурков.

Эксперт также поделился еще одной мыслью, иллюстрирующей масштаб роста расходов для обычных автовладельцев: «Для водителя со стажем 1,5 года и автомобилем «Жигули» 12-й модели полис будет стоить 89 тысяч рублей».

Также Вячеслав Ашурков напрямую связал рост тарифов с бездействием силовых структур, указав на главный, по его мнению, парадокс ситуации: «Правоохранительная система не работает, мошенников не хватают за руку, почему не разбираются в причинах? То есть мы не боремся с причинами, а боремся со следствием и идем по самому легкому путь — просто переложили все затраты на плечи автовладельцев».

С резкой критикой решения ЦБ, от имени всего бизнес-сообщества перевозчиков, выступил президент СААП Вячеслав Трунаев.

По сути, Центробанк объявил Новосибирск городом мошенников. Всех жителей города и области записал в жулики. Но, на мой взгляд, это неправильный подход. Нельзя перекладывать ответственность на добросовестных водителей. Принцип коллективной ответственности в страховании недопустим.

Эксперт сразу же перевел разговор из плоскости эмоций в плоскость конкретных бизнес-расходов. По его оценкам, для небольшой транспортной компании с парком в 10-12 грузовиков стоимость полиса на одну машину вырастет с 60-61 до 141 тыс. руб. Для всего парка это означает дополнительные расходы почти в миллион рублей, а для крупных игроков с сотнями автомобилей — десятки миллионов.

Вместо того чтобы оставаться в роли критиков, Вячеслав Трунаев от лица СААП предложил конкретный план действий, адресованный региональным властям:

Считаем, что решения Центробанка должны быть отменены. Просим губернатора обратить пристальное внимание на эту проблему. Также просим МВД изучить опыт работы Чечни, Дагестана, Якутии, Забайкальского края и других регионов, которым все-таки благодаря их совместной кропотливой работе удалось сократить масштабы мошенничества в сфере ОСАГО.

Эксперт также указал на очевидную, по его мнению, меру — усиление дорожно-патрульной службы, которая могла бы предотвращать «подставы».

Мы желали бы, чтобы наша доблестная ГИБДД расширила штат своих сотрудников, инспекторов дорожно-постовой службы. Благодаря этому случаи так называемых подставщиков, наверное, сократились бы кратно, — подытожил Вячеслав Трунаев.

В ответ на обвинения в адрес страхового сообщества выступили его представители — руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в Сибирском федеральном округе Сергей Мороз и вице-президент САО «Ресо-Гарантия», директор филиала в Новосибирске Евгений Козлов. Их выступления звучали как доклад о бессилии в рамках жестких правил. Сергей Мороз подтвердил катастрофическую убыточность, приведя ключевую метрику: уровень выплат в Новосибирской области составил 184% — на каждые 100 руб. собранных премий страховщики выплачивают 184 руб.

Мы на это неоднократно обращали внимание как органов государственной власти, так и правоохранительных органов. К сожалению, работа, на наш взгляд, до недавнего времени проводилась не совсем целенаправленно, сфокусировано и активно, что, по сути, привело к текущему состоянию дел, — констатировал Сергей Мороз.

По данным представителей страхового сообщества, с начала 2025 г. страховщики подали в правоохранительные органы 816 заявлений о мошенничестве, но возбуждено лишь 86 уголовных дел. При этом, как отметил Евгений Козлов, страховщики «этих людей знают пофамильно, они понимают, что принцип неотвратимости наказания не работает».

Евгений Козлов также добавил критически важный процессуальный нюанс — дилемму, вызванную жесткими регуляторными сроками выплат, которые не оставляют времени на досудебное расследование:

Мы обязаны в 20-дневный срок произвести выплату. Представьте: мы выплатили, но видим признаки мошенничества. Начинаем хождение по правоохранительным органам, а деньги уже ушли. Если срок нарушим, на 21-й день — предписание от ЦБ. На 30-й — отзыв лицензии или приостановка.

Эксперт также раскрыл масштабы проблемы, сославшись на данные страховых компаний, и сообщил о создании межведомственной рабочей группы при прокуратуре:

Сегодня цифра прозвучала уже в 2,5 миллиарда — компании взяли на себя эти убытки. Мы их не распределяли среди автовладельцев, а взяли все на себя. Но ситуация так долго продолжаться не может.

Кульминацией дискуссии стали выступления представителей бизнеса, которые высказались не только как руководители, но и как обычные автовладельцы. Генеральный директор компании «Люгрос» Алина Атланова сформулировала главный вопрос, оставшийся без ответа: почему издержки системного сбоя должны нести конечные потребители? По подсчетам спикера, ее компания будет платить за ОСАГО уже не 3, а 6 млн руб. в год:

Совершенно очевидно, что есть конкретные ведомства и должностные лица, которые свою работу не выполнили. Но почему сейчас платить за это должны я, миллион автовладельцев и сотни перевозчиков?

По мнению председателя Правления СААП Алексея Лядусова, в каждом бизнесе есть прибыльные и убыточные сегменты, и нужно смотреть на картину в целом. Эксперт обратил внимание на факторы, повышающие аварийность в принципе, и на кризис самого продукта ОСАГО:

Мы долго разговариваем по поводу автоподставщиков. Почему-то никто не затронул тему дорожной сети — отсутствие разметки, ямы.

По мнению спикера, сегодня продукт ОСАГО переживает кризис своей сути, перестав выполнять изначальную функцию полноценной финансовой защиты автовладельцев. Алексей Лядусов указал на парадокс, при котором страховые выплаты стали символическими, а стоимость полиса продолжает расти, что ставит под вопрос саму целесообразность обязательного страхования для добросовестных водителей.

Позицию страховщиков о необходимости оценивать бизнес комплексно поддержал председатель Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков Василий Зуев. Он указал на общую позитивную динамику отрасли, отметив, что чистая прибыль страхового сообщества за 2024 г. выросла в полтора раза. По словам эксперта, ситуация в Новосибирской области — это проблема отдельного сегмента, в то время как отрасль в целом демонстрирует устойчивое развитие.

В финале круглого стола спикерам так и не удалось прийти к консенсусу. Стороны разошлись с четким пониманием своих позиций, но без видения общего пути. Единственным конкретным итогом стало создание межведомственной рабочей группы при прокуратуре области. Президент СААП Вячеслав Трунаев и депутат Валерий Ильенко заявили о намерении добиваться отмены решения ЦБ на федеральном уровне. Однако, как показала дискуссия, пока все участники процесса — регулятор, страховщики, бизнес и граждане — остаются в плену у цифр, которые сами по себе не могут указать выход из кризиса.