Рынок грузоперевозок до сих пор не устоялся, в течение года за клиентов продолжалась борьба между автомобильными, контейнерными, железнодорожными и воздушными перевозчиками.
Уходящий год стал для транспортной отрасли более удачным, чем прошлый. «В отличие от 2012 г., нынешний год стал для компании «Байт‑Транзит‑Континент» годом развития, хотя и с низким темпом,— рассказал «ДК» директор компании «Байт‑Транзит‑Континент» Алексей Шпикельман.
Прибыльность автоперевозок уменьшилась
В 2013 г. государство особенно не влияло на рынок: мы не заметили ни стимулирующих, ни тормозящих деловую активность мер. Продолжалась привычная и постоянная борьба между железнодорожными и автомобильными перевозками. До сих пор тяжелые грузы выгодней перевозить по железной дороге, а легкие — в грузовиках, но грузы «на стыке» являются предметом рыночных сражений. И по моим ощущениям, спрос медленно, но верно склоняется в сторону автоперевозчиков из‑за более гибкой ценовой политики и возможности перевозки без перегрузок.
Тем не менее прибыльность автогрузоперевозок в этом году упала приблизительно на 1%. Это падение уже стало традиционным, и связано оно в первую очередь с непрерывным ростом цены на ГСМ и увеличением доли этой цены в себестоимости перевозок. Сегодняшний рынок не позволяет нам повышать цены услуг адекватно росту цен на ГСМ.
Что касается объемов перевозимых грузов, то они в автоперевозках растут только у одной категории клиентов — производителей. Видимо, это связано с введением в строй в последние годы нескольких весомых новых производств в Сибирском федеральном округе. У других категорий грузовладельцев объемы перевозок медленно снижаются.
Снижение цен благоприятно сказалось на рынке
Конкурентная среда в автоперевозках довольно стабильна. Единственный федеральный игрок, который в 2013 г. активно вошел на рынок, это питерский «ДЛ‑Транс».
Самое заметное оживление в 2013 г. переживал сегмент контейнерных перевозок. Компания «Трансконтейнер» несколько отступила от позиции несгибаемого монополиста и немного уронила цены. Это благоприятно сказалось на рынке в целом, вызвало приток клиентов.
Если говорить о стратегии группы компаний «Байт‑Транзит», то она в течение года не претерпела изменений: мы и ожидали небольшой позитивной динамики.
Подготовила Елена Богданова
Транспортная отрасль в стагнации
Дмитрий Баранов,
ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
В Новосибирской области, по данным Новосибирскстата, грузооборот транспорта за 10 месяцев 2013 г. сократился на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ненамного отличается ситуация в целом по стране — прирост составил только 0,3%. Стагнация объяснима: уменьшился спрос на ряд товаров, меньше стало требоваться сырья. В лучшем случае транспортная отрасль в 2013 г. сравняется с показателями 2012 г., а в худшем – показатели работы транспортников окажутся ниже показателей работы за 2012 г. на 1‑4%. Правда, отдельные виды перевозимых грузов могут показать положительную динамику по итогам года. Например, такими могут стать контейнерные перевозки.