За минувшие три недели сразу несколько крупных событий обратили на себя внимание общественности размещением облигаций. Эксперты долгового рынка объяснили, почему эти новости — хороший сигнал.
Доступ разрешен: средний бизнес выходит на биржу
Недавно размещение облигаций компанией «Грузовичкоф» стало первым в своем роде в рамках программы биржевых облигаций без предоставления проспекта ценных бумаг. Тем же примечательна и регистрация облигационной программы от местной сети «Дядя Дёнер».
Эксперты долгового рынка объяснили, почему эти новости — хороший сигнал для других компаний среднего бизнеса, и чем данные компании привлекательны для инвесторов.
Один шаг для биржи — важный шаг для всего среднего бизнеса
По мнению аналитиков «Юнисервис Капитал», выход сразу двух популярных, но сравнительно небольших компаний на биржу подтверждает эффективность предпринятых еще в прошлом году регулятором мер. Возможность регистрации биржевых облигаций без выпуска проспекта открывает долговой рынок заново, упрощая доступ среднего бизнеса к источнику привлечения средств и предоставляя любому физическому лицу возможность инвестировать в растущий бизнес, небольшие компании, получая высокий доход.
Это компании, товарами и услугами которых мы пользуемся каждый день: они перевозят нас и наши вещи, заправляют наши автомобили, производят продукты питания. Чьи-то бренды хорошо известны, чьи-то — еще нет. Но результаты их работы видны. Эти компании хотят развиваться и готовы дать возможность тем, кто в них поверит, получать хорошую прибыль.
Если говорить кратко, то в результате либерализации со стороны государства и регуляторов, долговой рынок стал доступен для компаний среднего бизнеса. Теперь любой его представитель, при наличии стратегии развития и с помощью профессионального организатора, может зарегистрировать свой выпуск биржевых облигаций. С другой стороны, любое физическое лицо без особых проволочек может открыть брокерский счет и приобрести облигации понравившейся компании, получая доход, не облагаемый налогом. Это фактически приравнивает облигации к депозитам — по простоте и доступности. Конечно, с оговоркой, что риск для инвесторов в случае с облигациями значительно выше, чем с депозитами, прокомментировал эксперт долгового рынка, директор компании «Юнисервис Капитал» Алексей Антипин.
Как попасть на публичный долговой рынок
Не все так просто, предупреждают эксперты. Процедура регистрации стала дешевле и быстрее, но не отменилась совсем. Чтобы получить возможность привлекать инвестиции с помощью облигаций, компаниям необходимо становиться более открытыми: раскрывать свою отчетность, делать максимально прозрачной свою структуру. Это вовсе не подразумевает раскрытие какой-либо «коммерческой тайны» или «ноу хау», это подразумевает соответствие деятельности компании законодательству и правилам ведения честного бизнеса.
Подготовка к размещению облигаций без регистрации проспекта занимает в среднем от 2 до 4 месяцев и невозможна без услуг профессиональных участников рынка (организатора и андеррайтера, представителя владельца облигаций). В силу того, что ранее облигации как инструмент использовались только крупными игроками, выбор потенциальных партнеров для среднего бизнеса пока невелик.
А дальше что?
Пройти процедуру регистрации и разместить свои облигации еще не значит их продать. Безусловно, такие облигации с точки зрения дохода интересны для инвесторов: ставки в среднем в два раза выше, чем по депозиту — до 20% годовых, при этом купонный доход не облагается НДФЛ, как и при депозите. Однако и риски выше. Поэтому чтобы получить инвестиции, компаниям необходимо стать привлекательными в глазах инвесторов, донести до них идею своего бизнеса, показать стратегию его развития, подкрепив это достоверными и понятными данными. Услуги по сопровождению размещения облигационного займа и дальнейшей информационной поддержке также становятся востребованными рынком.
Наша компания пока только проходит процедуру регистрации биржевого займа. Однако опыт реализации публичных долговых программ у нас уже есть — три года назад мы успешно реализовали вексельную программу. Инвестиционный меморандум, раздел «инвесторам» на сайте позволили нам привлечь более 50 млн рублей на развитие сети, — рассказал основатель компании «Дядя Дёнер» Антон Лыков.
По мнению аналитиков, с открытием доступа к бирже для среднего бизнеса будет формироваться целая сфера услуг, которая ранее не была востребована. Как это часто и бывает, есть на этом рынке первопроходцы — те, кто уже давно увидел перспективы реализации долговых программ для МСБ и привлечение средств от частных инвесторов. Будут и другие организаторы, которые уже начинают обращать внимание на этот сегмент с высокой доходностью.
Привлекательный риск
Главный фактор привлекательности таких облигаций для инвесторов заключается в высокой доходности, считают эксперты. Средний бизнес, который пока только осваивает новый для себя инструмент, понимает, что в отсутствии репутации привлекать средства можно только с помощью достаточно высоких ставок. Таким образом, формируется новый сегмент, так называемый «третий эшелон» облигаций, где выпуски не превышают 300 млн рублей, а средняя доходность почти в два раза выше ставок по облигациям крупнейших компаний страны. По данным аналитиков, средняя ставка по облигациям третьего эшелона составила в 1 квартале 2018 года 13,7%, тогда как на низкорисковых ценных бумагах первого эшелона можно заработать в среднем 7,5% годовых. Разумеется, выше в этом сегменте и риск дефолта, поэтому многие эксперты пока весьма настороженно относятся к третьему эшелону.