Меню

Анатолий Локоть: «Развивать так Новосибирск дальше нельзя!»

Мэр Новосибирска в рамках форума «Городские технологии» представил бизнес-сообществу «Стратегию-2030», поделившись мыслями относительно развития города.

«ДК» публикует выдержки из выступления Анатолия Локтя 5.04.2018 г.

Мы начинали работать в сложных условиях для страны, сложности были с экономикой. Все эти годы у нас были трудности с бюджетом, составление и принятие каждого бюджета давалось большим трудом, сбалансировать его без дефицита было невозможно. Но мы все это время упорно работали, чтобы Новосибирск развивался и не останавливался.

Я хотел бы поделиться мыслями о стратегии развития, которую нам необходимо обсудить с общественностью. Мы выделили три приоритета развития города: транспортная инфраструктуры, социальные проект (школы, детские сады) и создание комфортной среды, зеленых зон.

Мы реализовывали эти направления, пользуясь и своим бюджетом, и обращаясь за помощью к бюджету области, и, конечно, использовали возможности федеральных программ. Все это — ручное управление. Развивать так Новосибирск дальше нельзя! Четыре года упорного труда, и я делаю вывод, что дальше так нельзя, надо что-то менять!

Я считаю, что нам необходимо сделать заявку об особом статусе Новосибирска. Я считаю жизненно важным сократить разрыв между потенциалом Новосибирска, темпами его развития и уровнем непоспевающей за ним инфраструктуры. Для этого нам нужно добиться предоставления Новосибирску особого статуса — у нашего города должны появиться справедливые стимулы для развития, соответствующие масштабу города.

Новосибирск — крупнейший муниципалитет России, я бы сказал — уникальный город. И у нас уникальная ситуация: если вы посмотрите на политическую карту России, то нигде не найдете примера, где полуторамиллионный мегаполис в единственном числе задает тон развитию всей территории. В этом особенность Новосибирска, а живет город по тем же правилам, что и небольшой сельсовет. Я с большим уважением отношусь к сельской местности, но масштабы разные, и масштаб проблем тоже разный. Мы не можем полноценно планировать свое развитие — финансовый фундамент наших планов слишком мал: сегодня городу достается только 14% от всех налогов, собираемых на нашей территории.

В Стратегии 2030 на первое место предлагаю поставить систему управления и особый статус Новосибирска. Нет никакого смысла обсуждать планы на десятилетие вперед, если нет единого центра принятия решений, если требуется множество согласований, преобладает узковедомственное сознание, финансовое планирование заменено выпрашиванием субсидий!

Речь не идет о предоставлении Новосибирску прав субъекта федерации — проблема решается внесением соответствующих изменений в наше региональное законодательство.

Мы всегда говорим о том, что особенность Новосибирска — его интеллектуальное, технологическое преимущество, а делаем упор на НДФЛ… НДФЛ — это количество рабочих мест, а высокие технологии остаются в стороне. Это неправильно. Мы должны формировать будущее, понимать и планировать, сколько денег направить на развитие через год, два и даже десять лет.

Мы понимаем, что Новосибирск с учетом своей специфики должен добавить полномочий, стремиться к самостоятельности, укреплять собственную бюджетную политику. Но тут важно удержаться от упрощенного толкования мысли, от ее искажения, якобы, речь о перераспределении ресурсов в пользу областного центра. Нет! Необходимо добавлять развитие, лучше использовать потенциал Новосибирска! Таким образом город должен выступать драйвером развития всей Новосибирской области.

Мы часто слышим про уникальное географическое положение Новосибирска, но еще не умеем конвертировать нашу гео-уникальность в экономические результаты. Надо научиться. Например, Новосибирск уже сейчас имеет необходимые предпосылки, чтобы стать городом специализированного медицинского туризма. На международном уровне он уже занимает особое место в качестве центра информационных технологий.

Опираясь на преимущества, необходимо привлекать в Новосибирск головные офисы коммерческих и государственных структур. Мы — центр Сибирского Федерального округа. К тому же, мы можем предложить топ-менеджерам разных компаний, а также государственным служащим высокий уровень культурной среды и сферы услуг. Наша с вами задача — переложить в управленческие решения, заложить в Стратегию-2030 эти факторы роста.

Новосибирск — это зеленый город, мы действительно стараемся это сделать, мы бережем наши зеленые зоны. Сегодня мы хорошо понимаем, что источником пыли, которая, прямо сказать, присутствует в городе, город накрыт шапкой пыли является песко-соляная смесь, которую мы используем в зимний период, надо работать над этой проблемой. Это отдельный вопрос. Но не только это создает трудности для экологической ситуации. Лабораторные анализы показали, что проблема заключается в том, что колёса автомашин массово растаскивают грунт с газонов, на которых происходит варварская парковка. При этом муниципалитет на сегодняшний день лишен возможности штрафовать нарушителей и наводить элементарный порядок.

Решение экологических проблем большого города требует системного подхода. Чем мы дышим? Что едим? Вопросы жизненно важные. Но, к сожалению, и тут проявляется межведомственная несогласованность. У нас экологией занимаются муниципалитет, региональное правительство, федеральные службы. А в результате мы так и не знаем, откуда появляется в городе едкий запах при определенной розе ветров.

Вопросы экологии — это не просто индивидуальное здоровье. Это привлекательность нашего города для трудовых ресурсов. Если специалист может получать достойную зарплату в любом большом городе, наверное, он скорее выберет тот, где свежий воздух, чистая вода и много зелени. Поэтому мы так настойчиво реализуем приоритет «Зеленый город».

Перед нами стоит очень важная задача, о которой говорят жители и гости Новосибирска — освободить город от пробок. Тесно связан с экологией вопрос развития электротранспорта. Мы актуализировали наши планы по метро — продолжение начатой линии и строительства новых станций. Совместно с региональным уровнем власти ставим вопрос финансирования перед руководством страны. Мы планируем развитие трамвая, переход автомобилей, общественного и грузового транспорта на газ и электричество.

Сегодня большую часть загрязнений воздуха, дает именно автотранспорт, а пробки в разы увеличивают выбросы. Пробки на дорогах — это излишние расходы на доставку грузов, потерянные человеко-часы, здоровье и работоспособность. Из-за пробок может опоздать скорая помощь, пожарные, полиция, экстренные службы.

Совершенно ясно, что основным элементом регулирования и организации движения должны быть транспортные развязки в двух, а то и в трех уровнях. В Стратегии-2030 необходимо предусматривать возможность строительства таких развязок. А сколько их необходимо, надо посчитать. Десятки!

Пора отойти от эклектичности и спонтанности в транспортных вопросах. Нужно исключить строительство дорогостоящих, но неэффективных объектов — их уже немало в нашем городе.

Новую пространственную организацию Новосибирска, плановое развитие городской среды, ее удобство и безопасность считаю важнейшим приоритетом. Прошло время многоэтажных муравейников в чистом поле без социальной и транспортной инфраструктуры. У нас есть слабо освоенные территории в центре города, в сложившихся центральных районах, где люди продолжают жить в ветхом, порой аварийном жилье, где стоят заброшенные гаражи, бывшие промышленные площадки.

Непродуктивно оценивать состояние жилого фонда только квадратными метрами. Новое жилье — это средство улучшения социокультурной среды. Требуется переосмыслить сложившиеся практики строительства и эксплуатации зданий. Особенно тех, где происходит массовое скопление людей — спортивных, культурных, развлекательных. Нужно максимально привязать современное жилье к нашим особым точкам роста, прежде всего, к научным и университетским центрам.

Сегодня мы испытываем острый дефицит современных больших спортивных залов, ледовых площадок, бассейнов, в которых можно было бы проводить соревнования мирового уровня. Этого необходимо достигать. Но все-таки главное, чтобы каждый новосибирец имел возможность заниматься физкультурой, а если он считает необходимым, спортом.

Я считаю, что очень важно превратить Новосибирск в город, где реализованы все аспекты самоуправления. Это вопрос справедливости и уважительного отношения к людям. Это не только выборность городской власти — мэра, депутатов городского совета — это участие горожан во всех процессах развития, это родительские комитеты в школах, ТСЖ и ТОСы, организации ветеранов и молодежи.

Я глубоко убежден, что главным субъектом развития является не государство, не муниципалитет, а человек, гражданин. Наши планы останутся на бумаге, если не найдут живой поддержки новосибирцев, если не станут нашими общими планами.

Я приглашаю вас к работе над стратегией. В каких бы отношениях мы с вами ни находились, в каких бы партиях мы ни состояли, мы все — жители Новосибирска. Главная наша партия — это город Новосибирск!