Основательница кейтеринговой компании, успешная бизнес-леди и мать троих сыновей поделилась с DK.RU своим опытом и принципами воспитания.
Хотя воспитание детей (особенно чужих) наряду с футболом, политикой и здоровьем является предметом тотальной компетентности, я тоже затрону эту тему — как основанную на личном опыте. И, без ложной скромности, — опыте достаточно успешном.
Первого ребенка я родила в 22 года, затем — двойню. Я очень много времени тратила на работу, на учебу. Когда у меня стало уже трое детей, пошла получать второе высшее по специальности «менеджмент». Бывало, корила себя за то, что мало уделяю внимания сыновьям, но, с другой стороны, понимала: чтобы дать детям хорошее образование, хорошее положение в обществе — для этого мне нужно много работать, строить карьеру, зарабатывать деньги. Я мало проводила времени с детьми, зато делала это с большим удовольствием. И муж меня всегда поддерживал во всех вопросах, что касается детей.
Фото из личного архива Анны Сидевич
С течением времени я примерила на себя пословицу о том, что, сколько ни воспитывайте детей, они будут похожи на вас, поэтому воспитывайте себя. Это позиция не эгоистки, а рациональной матери. Дочерей у меня нет, а в отношениях с растущими мальчиками важно поддерживать их в любом выборе (за исключением очевидно вредных). Например, мой Миша решил заниматься плаваньем в 12 лет, и когда я привела его в группу, то мне сказали, что поздно, он не сможет заниматься с детьми, которые младше, и плавают намного лучше. Мол, взрослый парень будет плавать в хвосте, психологически это явный негатив! А тренировки достаточно жесткие, поблажек никому нет, это группа профессиональных спортсменов, которые состоят в олимпийском резерве, и к ним очень высокие требования. Я сказала: «Дайте ему шанс, это его выбор». В итоге Миша выдержал и физически, и психологически этот прессинг. Действительно, он плавал в хвосте, с ним никто не разговаривал, но сын ходил в бассейн каждый день, занимался по нескольку часов и в итоге добился разряда.
Точно так же я затем поддержала его желание стать дизайнером. Миша пробовал себя в этом направлении около года. В итоге создал аккаунт в инстаграм, начал продавать свои разработки и решил переехать в Москву… в 17 лет! То есть все ровесники учатся в 11-м классе, а сын самостоятельно живет в Москве. Берет взаймы деньги, чтобы пройти трехмесячные курсы… И создает свой бизнес. Вы думаете, я была в восторге? Но на 100% поддержала все начинания сына. Я понимала, что если он не станет принимать решения и реализовывать их, то не будет ошибаться и никогда по-настоящему не научится жить самостоятельно. Сейчас Михаил изобретает какой-то мотивационный продукт, очень интересный: когда сын мне о нем рассказывает, то я понимаю, что пользовалась бы.
Вторым сыном, Сашей, я горжусь больше всех. Он — трудяга, прошел через жуткие испытания. Можно даже сказать, что он — мой кумир. Я бы так не смогла… Точно таким же образом, как брат, решил, что хочет серьезно заниматься спортом, правда, баскетболом — и у него для этого хорошие физические данные. Он прошел отбор, живет и тренируется тоже в Москве. Только переехал туда не в 17, а в 15 лет! Без родителей и просто близких людей, в чужом городе, в общежитии, плюс — новый коллектив и физические перегрузки… Выдержал! Правда, первый год я приезжала к Саше, старалась окружить его заботой, вниманием, приготовить вкусную еду, поддержать морально. Но попыток отговаривать решительного подростка у меня и в мыслях не было.
Что касается Сережи, старшего сына, то он совсем другой по характеру. С самого детства очень мудрый. Даже маленьким давал мне советы, я всегда к ним прислушивалась. При этом плохо учился в начальной школе. Но когда я его спрашивала: «Сережа, ты сделал уроки?» — мальчик мог ответить отрицательно и спокойно пойти спать. Я не строжилась, не принуждала сына к учебе: понимала, что для этого нужна внутренняя мотивация, не связанная со мной. Иногда, правда, я садилась с ним выполнять домашние задания, за которые Сергей получал пятерки, но стоило взяться за дело самому — картина «Опять двойка». Но я сознательно отошла в сторону и как-то перетерпела то время, когда он учился довольно плохо.
Но в старших классах, в более осознанном возрасте, Сергей сам сказал, что понял: нужно учиться. Чтобы хорошо зарабатывать в своей профессии, чтобы жить в свое удовольствие. К тому времени, когда он закончил школу, он успевал по всем предметам и без проблем поступил в институт. А там — экзамены экстерном и зачеты автоматом, при том, что с 15 лет сам зарабатывал на карманные расходы. Кстати, таков мой железный принцип: родители обеспечивают необходимым — едой и одеждой, — а удовольствия и радости даются мальчикам собственным трудом. Сережа, к примеру, ремонтировал айфоны, Миша с детства занимался интернет-продажами.
Принцип важный, но второстепенный. Основной же принцип я сформулировала бы так: мать, воспитывающая сыновей, должна занять позицию доверительного невмешательства. Тем более — не навязывать мальчикам исполнения собственных желаний.
Это дьявольски трудно, но возможно. И очень эффективно.