Как расширить границы и найти новые возможности для развития, обсудили на V Сибирском форуме «Ритейл будущего» в Новосибирске.
Организаторами площадки ежегодно выступают ИД «Коммерсантъ.Сибирь», группа компаний «Обувь России», Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Клуб первых лиц ритейла Redis Business Class.
Про основные тренды розничного рынка России и Сибири, а также динамике в разрезе форматов торговли и категорий рассказала Мария Гаранина, Regional Retail Development Manager, Nielsen:
По данным компании Nielsen доля Сибирского региона в денежном выражении от рынка городской России в периоде MAT’Sep18 (скользящий год с октября 2017 по сентябрь 2018) составляет 12%. Что касается рынка в целом, то здесь нужно отметить, что он постепенно восстанавливается, в связи с чем наблюдается рост, как в денежном, так и в натуральном обороте. Наиболее активный рост наблюдается в таких категориях, как заморозка (12,8%), товары для животных (12,4%) и в алкогольной группе (9,0%).
Управляющий партнер Redis Business Class Ирина Шехалай поделилась результатами исследования «Ритейл-барометр», которое клуб проводит уже несколько лет. В рамках проекта были организованы экспертные интервью с владельцами и топ-менеджерами ведущих розничных компаний. Исследовались сети разных размеров и сегментов.
Если говорить про тренд, то ситуация остается стабильно непростой. Несмотря на то, что ритейлеры уже успели адаптироваться к условиям рынка, при этом покупатели с каждым годом ощущают себя все менее платежеспособными, — отметила она.
Если раньше рынком управляли поставки и ключевыми факторами успеха было умение быстро наращивать сеть, грамотно организовать логистику и обеспечить качество товара, то сейчас рынком управляет спрос, он более конкурентный, и факторами успеха являются понимание потребителя, умение эффективно управлять затратами и наличие гибкой операционной модели. Поэтому каждый шаг, каждое достижение дается большим трудом и усилиями, считает эксперт.
Среди важных трендов, которые определяют развитие ритейла, эксперты из Nielsen и Redis Business Class отметили омниканальность: чтобы быть успешным в онлайн, необходимо предлагать уникальный ассортимент, персонализировать предложения и формировать незабываемый покупательский опыт. Как сказала Мария Гаранина, при этом важно учитывать особенности онлайн-аудитории, что влияет на ассортимент: он отличается в онлайне и в офлайне; на промо: в онлайне скидки всем и на каждый день работают хуже, чем персональные предложения; на взаимодействие с покупателями: нужны другие визуальные материалы, технологии с применением искусственного интеллекта.
В рамках второй секции форума эксперты акцентировали внимание на точках роста в сфере ритейла: на средствах и способах, которые помогают компаниям постоянно расти и развиваться.
Генеральный директор ГК «Обувь России» Антон Титов рассказал про эволюцию формата стандартного обувного магазина, поделился опытом компании — как можно и нужно выйти за пределы привычного и добиться хороших результатов:
«Обувь России» развивает 5 брендов, каждый из которых имеет уникальное позиционирование и собственную аудиторию покупателей. За счет многоформатности, разного наполнения брендов, обращений к ЦА мы можем локально в каждом регионе, городе занять большую долю рынка. Если взять, например, город Омск с населением примерно 1 млн человек, в котором мы давно работаем, у нас там 30 магазинов. Ни у одного из наших конкурентов такого нет. Нам это дает преимущество с точки зрения логистики, издержек и прочего. Еще один способ выйти за рамки — диверсифицировать ассортимент. Так, «Обувь России» уже не является классическим обувным магазином, сейчас уже почти 35% продаж приходится на не обувной ассортимент (одежда, сумки, аксессуары). Развитие направления сопутствующих товаров под СТМ помогает компании поддерживать и наращивать продажи, увеличивать средний чек, повышать лояльность покупателей.
Тему эффективности затронул директор гипермаркета АШАН в Новосибирске Александр Чиркунов, рассказав о том, как можно применять принципы бережливого производства в ритейле.
Концептуально мы выделяем три вида деятельности — полезную, необходимую, расточительную. В своем докладе остановлюсь на последней. Одна из ключевых целей бережливого производства — сокращение стока, то есть оборачиваемость стока должна расти постоянно. Второй важный момент — это сотрудники, навыки которых должны в полной мере использоваться. Третий фактор — это работа оборудования. Чтобы снизить риск поломки и затраты на ремонт, мы выбираем качественное оборудование, которое дольше служит, — поделился опытом он.
Директор по маркетингу розничной сети «Командор» Дмитрий Полуянов рассказал о том, как внедряли систему персональных предложений в рамках программы лояльности «Командор». Варианты таких предложений: персональная скидка (бонус) на товар или категорию; персональная коммуникация с покупателем; персональные подарочные бонусы; персональная скидка на чек. Для того чтобы развивать такой подход, важно проводить детальный анализ клиентской базы с применением Big Data, формировать релевантные предложения, использовать разные каналы коммуникации с клиентами и постоянно их совершенствовать; анализировать эффективность.
В первый день форума также проходила питч-сессия фонда Сколково, в рамках которой были представлены инновационные решения для ритейла в сфере программ лояльности, геоаналитики, управления рабочим временем продавцов, развития омниканальноых продаж и предиктивной аналитики.