Меню

Автомобильный рынок Новосибирска накануне нового передела

Авторынок региона в 2012 г. энергично менялся. Открылся десяток новых салонов, у ряда марок появился второй дилер. В целом за год продажи выросли, но в 4 квартале спрос на новые иномарки притормозил.

В минувшем году рынок новых автомобилей в Новосибирске показал хороший рост. По данным Ассоциации Европейского Бизнеса (AEB), в 2012 г. в Новосибирске было продано 34 475 новых автомобилей — на 14% больше, чем в 2011 г. «Рынок рос темпами выше среднероссийских. В первую очередь за счет увеличения спроса на бюджетные автомобили стоимостью до 500 тыс. руб.», — констатирует исполнительный директор компании «АвтоСтар‑Сибирь» Андрей Болоков.

Опрошенные «ДК» эксперты признали, что наиболее динамично в минувшем году в Новосибирской области развивалась компания «МАКС Моторс». В ее дилерском портфеле появились такие марки, как Skoda, Ford и Renault. Всего в нем уже 12 марок (девять брендов иномарок и три отечественных — ВАЗ, УАЗ и «Русские автобусы»). «По количеству марок и дилерских центров «МАКС Моторс» обогнал прежнего лидера «СЛК-Моторс». Так что главным итогом 2012 г. я бы назвал смену регионального лидера по этому параметру», — комментирует ситуацию исполнительный директор Сибирской ассоциации автомобильных дилеров Михаил Невмовенко.

По наблюдениям гендиректора компании «СТС‑автомобили» (официальный дилер Mercedes‑Benz в Новосибирске, Томске, Кемерове) Виктора Борицкого, в 2012 г. местный авторынок развивался в основном за счет того, что свое присутствие расширяли крупные игроки. Заметным стало появление лишь одного новичка — компании «Сибирские моторы» (второй дилер Nissan в Новосибирске). «Это однозначно поможет бренду укрепиться на новосибирском рынке и только увеличить продажи», — уверен директор по продажам «Ниссан Центр Новосибирск» Сергей Ильиных.

К концу года авторынок притормозил

Основной прирост продаж в регионе пришелся на первое полугодие. При этом самый большой объем продаж новых автомобилей, по наблюдению Сергея Ильиных, был характерен для первых летних месяцев.

Во втором квартале наметилась стагнация в сегменте продаж новых иномарок. Глава «Автомир ФВ Новосибирск» Александр Синицын связывает эту динамику с затянувшимся ожиданием будущего кризиса. По наблюдению Андрея Болокова, спад в контрактовании начался с середины августа, а на выдачах он отразился с сентября‑октября.

По оценкам главного редактора журнала «АвтоСоюз Сибирь» Евгения Радченко, три квартала новосибирский авторынок рос интенсивнее, чем в среднем в России. Эксперт отмечает, что рынок упал только в 4 квартале 2012 г. (в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. по большинству брендов в Новосибирске — статистика АЕБ). По мнению Михаила Невмовенко, стагнация продаж по некоторым брендам с сентября могла быть связана, в частности, с введением утилизационного сбора на все поступающие в Россию иномарки (по оценке экспертов, в некоторых случаях этот сбор привел к росту стоимости импортных автомобилей).

А вот продажи отечественных авто в четвертом квартале в итоге выросли. По данным «АвтоВАЗа», за 2012 г. в Новосибирской области было продано 8 099 автомобилей Lada (на 449 больше, чем в 2011 г.). Причем именно декабрь стал для дилеров Lada самым успешным месяцем — они продали в регионе 1 021 автомобиль.

Премиум падение не затронуло

По словам Андрея Болокова, наименьшее влияние падение спроса оказало на премиум‑сегмент Новосибирска. У некоторых брендов продажи остались на уровне среднемесячных, а некоторые показали даже рост. Например, «АвтоСтар‑Сибирь» в четвертом квартале реализовал 99 новых автомобилей BMW — это 38% в общем объеме продаж за 2012 г. «Именно это позволило компании по результатам года обойти Audi», — уточняет он. Впрочем, абсолютным лидером по продажам в регионе в премиум‑сегменте (по данным АЕБ) стал Lexus — 523 автомобиля (дилер

ГК «СЛК-Моторс»).

Значительный прирост бренда BMW Евгений Радченко считает объективным. На рынке региона долго не было этой востребованной марки, и сейчас она заполняет вакуум с помощью нового игрока, возродившего присутствие бренда. Впрочем, эксперт полагает, что этого вакуума вряд ли хватит на весь 2013 г.

Александр Синицын уверен, что стагнация была больше характерна для розничного бизнеса. Корпоративные продажи, наоборот, находились в восходящем тренде. В «Автомир ФВ Новосибирск» прирост составил около 30%. «Кризис 2008 г. несколько замедлил или приостановил смену парка у корпоративных компаний. 2012 г. в этом плане был критическим, когда не менять парки было уже невозможно. Машины, завязанные на работу бизнеса, должны ездить всегда, независимо ни от каких внешних факторов», — комментирует ситуацию эксперт. Среди самых востребованных марок у розницы и корпората Синицын назвал Renault Logan, Renault Sandero, VW Polo Sedan, Renault Duster. По информации компании «МАКС Моторс», за год рост продаж автомобилей Renault в Новосибирске превысил 40% (по итогам 2012 г. новосибирские дилеры приобрели 2 063 автомобиля марки Renault, в 2011 г. — 1 439).

«СТС‑автомобили» второй год подряд удваивает объемы продаж. «Только в Новосибирске в 2012 г. мы продали 314 автомобилей Mercedes‑Benz, также положительная динамика отмечена в Томской области и Кузбассе. Спад продаж наблюдался только в декабре», — поясняет Виктор Борицкий.

Автомобилей марки Nissan в 2012 г. в Новосибирске было продано на 11,2% больше, чем в предыдущем году. «В нашем автосалоне продажи новых автомобилей были такими же, как и в 2011 г., но их класс сместился в более дорогой сегмент SUV на такие модели, как Qashqai, X‑Trail, Murano. Рост в этом сегменте составил порядка 26%, — пояснил Сергей Ильиных. — Жители Сибири все более отдают предпочтение автомобилям с увеличенным клиренсом». Тенденцию падения продаж в последние месяцы 2012 г. он связывает еще и с тем, что покупатели могли ждать специальных предложений перед новым годом.

Производители заинтересованы в дилерахдублерах

В 2012 г. Новосибирск вышел на первое место в Сибири по числу автомобильных дилеров. Если считать по юрлицам, то их более 30, а по маркам — около 40. При этом одна из основных тенденций — участившееся появление в регионе дублеров (вторых дилеров одной марки). Если раньше, по словам Михаила Невмовенко, в ассоциацию входило всего два дублера иномарок (по Chevrolet и Opel), то теперь по два члена ассоциации представляют марки Renault и Volkswagen, три — марки KIA и Ssang Yong. У «АвтоВАЗа» — четыре официальных представителя в городе, в том числе «СЛК-Моторс», для которой в 2012 г. этот бренд стал первой отечественной маркой в портфеле.

«Ничего удивительного в расширении числа дилеров, представляющих одну марку, не вижу. Наш город исторически разделен на два берега, и эти компании, как правило, размещают свои центры на разных берегах, поэтому друг другу не мешают», — заявляет Михаил Невмовенко.

Интерес производителей к увеличению количества представителей в регионах, по мнению эксперта, также вполне предсказуем. «Очевидно, что Минпромторг и правительство РФ ориентированы на поддержку отечественного производителя и иномарок, которые собираются внутри страны. На многих заводах, где ранее была только узловая сборка, увеличивается доля производства комплектующих, т.е. иномарка «русеет», и требуется расширение рынка сбыта», — констатирует он.

Рост числа дублеров, по оценкам Виктора Борицкого, привел к усилению конкуренции между ними и падению доходности. С точки зрения потребителя, это плюс, так как улучшается конкурентная среда и дилеры одного бренда больше внимания уделяют качеству обслуживания и сервиса. «Дилерский центр вынужден увеличивать материальные и организационные издержки, формировать хорошую команду, чтобы клиент шел к нему, а не к конкуренту. На то он и рынок. Надеемся, что из количества в итоге получится качество», — говорит Михаил Невмовенко.

«Дилеры одного бренда начнут биться за клиента, а не «выкручивать» ему руки. Это будут масс‑бренды, — прогнозирует Андрей Болоков. — В премиум‑сегменте появление вторых игроков в ближайший год‑два маловероятно. Если только они придут на смену существующим».

А Александр Синицын не исключает, что в ближайшее время в Новосибирске может появиться еще один дилер Toyota. Массового появления третьих дилеров он не ожидает. «В 2013 г. этого точно не произойдет. Рынок не сможет этого переварить», — говорит собеседник «ДК».

Евгений Радченко относит рост числа дублеров и появление третьих дилеров одной марки к негативным тенденциям 2012 г. По его словам, это свидетельствует об усилении влияния на региональный авторынок федеральных игроков авторитейла и формировании основ будущего передела рынка. Не в пользу местного бизнеса. «На нашем региональном первичном авторынке, доля которого в общероссийских продажах всего‑то чуть больше процента, а объемы продаж более чем скромны для «третьего города России», даже два дилера не самого популярного производителя уже чересчур много, но когда их становится три… При том, что работы достаточно для одного! — говорит эксперт. — Вряд ли рынок у нас готов вырасти на 300%».

«Для завоевания локального рынка федеральная структура может себе позволить немножко перераспределить прибыль, продавать автомобили ниже рекомендованной производителем стоимости, демпинговать на сервисном обслуживании. И последний квартал минувшего года все это продемонстрировал. Не хотелось бы называть это трендом», — продолжает Радченко.

Впрочем, по оценкам Андрея Болокова, стагнация, наблюдавшаяся в конце прошлого года, отодвинула приход федеральных игроков в область минимум на 3‑4 года. «Логика проста. Если они не зашли в регион с брендом или не купили локального игрока на растущем рынке (при ежегодном росте от 15 до 25%), то на стагнирующем рынке это из области фантастики», — поясняет эксперт.

Автокредитов стало больше

В 2012 г. импортеры активно предоставляли специальные кредитные программы по своим брендам совместно с банками-партнерами. Несмотря на это в целом по рынку доля продаж в кредит оставалась на уровне 2011 г., вплоть до сентября, вспоминает Андрей Болоков. Он объясняет эту динамику все теми же причинами, что и падение продаж в этот период (нестабильность в экономике, увеличение банками процентных ставок), и полагает, что в среднем по рынку доля продаж автомобилей в кредит в минувшем году составила 30‑35%. Евгений Радченко тоже говорит о 30‑40%, характерных для региона и в 2011 г.

В разрезе компаний ситуация отличается от общих тенденций. В «Автомир ФВ Новосибирск» доля продаж в кредит постепенно увеличивается. Если по итогам 2011 г. они составляли 35%, то в 2012 г. — примерно 40‑45%. «Сейчас программы автокредитования, в том числе с компенсацией процентной ставки, есть у всех производителей, что раньше встречалось достаточно редко. На рынке есть и ставки под 0% годовых за счет скидки на автомобиль, поэтому кредиты стали интереснее для покупателей», — поясняет Александр Синицын. У Mercedes‑Benz, по наблюдению Виктора Борицкого, доля автокредитования была традиционно небольшой, порядка 15%. Однако в 2013 г. «СТС‑автомобили» планирует увеличить долю продаж по кредитам до 50% за счет крупных корпоративных сделок, которые идут по схеме автокредита.

Сергей Ильиных говорит о 35% портфеле продаж автомобилей через автокредит. Он объясняет это тем, что многие люди стали понимать: в кредите нет нечего страшного и его довольно просто получить. Так, многие бизнесмены, покупающие дорогие автомобили, предпочитают не вкладывать сразу крупную сумму в покупку нового автомобиля, а выбирают кредит на срок до двух лет под минимальные проценты.

«Новосибирск, в принципе, является самым закредитованным по автозаймам городом Сибири, но пока еще сохраняет резервы для дальнейшего роста этого сегмента. В частности, по премиум‑авто, где продажи продолжают расти, несмотря на общие негативные тенденции на рынке», — комментирует ситуацию Михаил Невмовенко.

Дилеры будут уходить

Тенденцией текущего года, по мнению экспертов, будет продолжение роста цен. Изменение стоимости бюджетных моделей уже произошло в январе. Так, с 28 января «АвтоВАЗ» в среднем повысил рекомендуемые розничные цены на автомобили Lada на 3%. «Изменение распространяется только на автомобили с ПТС 2013 г.», — говорится на сайте концерна. Рост цен произошел и у новосибирских дилеров компании.

«Бюджетные модели первыми поддаются корректировке в ценообразовании, т.к. запас маржи дилера и импортера не так велик. И на малейшие изменения на рынке они реагируют в первую очередь», — считает Андрей Болоков.

В «Ниссан Центр Новосибирск» наблюдают противоположную тенденцию. В 2013 г. дилер ждет выхода новой Almera, стоимость которой в базовой версии составит примерно 450 тыс. руб. В 2012 г. большую часть продаж занимали автомобили в ценовом диапазоне 590-1 050 тыс. руб. Именно поэтому компания ждет увеличения продаж. «Европа и зона евро продолжают бороться с кризисом, а экономика всего остального мира, включая Россию, продемонстрирует признаки выздоровления. Соответственно, такой же будет ситуация на автомобильных рынках. Думаю, продажи на территории РФ порадуют производителей», — заявляет Сергей Ильиных.

Впрочем, большинство участников рынка этот оптимизм не разделяют. Александр Синицын полагает, что продажи останутся на уровне прошлого года, т.к. производители уже озвучили свои квоты для Новосибирска. 

Виктор Борицкий считает, что региональный рынок вошел в фазу насыщения и если прирастет, то не более, чем на 10‑15%. Впрочем, «СТС-автомобили» намерены серьезно увеличить объемы продаж и оценивают перспективы реализации этих планов оптимистично. «В 2013 г. мы планируем продать более 600 автомобилей, т.е. увеличить объем продаж в 1,6‑1,7 раза», — заявляет Борицкий.

По мнению Андрея Болокова, сейчас обоснованные прогнозы можно давать лишь по первой половине 2013 г. Склады дилеров и импортеров переполнены, поэтому, возможно, за счет поддержки от импортера в этот период рынок покажет рост до 5‑7% в годовом исчислении, а в целом за 2013 г. — до 3%», — констатирует эксперт.

Евгений Радченко также не ожидает существенных изменений с точки зрения объема продаж. По его мнению, в 2013 г. скорее следует ожидать усиления конкуренции, причем не всегда добросовестной, оживления в сфере передела рынка, перехода региональных компаний под контроль федеральных.

Юлия Данилова