Интернет как канал продаж, PR -средство и информационный ресурс. Насколько важно сегодня быть представленным в интернете? Об этом вместе с DK.RU порассуждали руководители новосибирских компаний.
Эффективность интернета в продвижении компании
Ирина Поддубная, руководитель отдела маркетинга и интернет-продаж ГК "Обувь России":
– На сегодняшний день 48% россиян ежедневно пользуются интернетом для общения и поиска необходимой информации. На мой взгляд, бизнес должен быть там, где покупатель, поэтому, пока увеличивается процент пользователей интернетом, будут расти и онлайн- продажи, и эффективность от PR через данный канал коммуникации. Продвижение через интернет для нашей компании стало наиболее эффективным именно сейчас, в связи с тем, что основной прирост аудитории идет за счет регионов, в которых у нас хорошая узнаваемость и широкий охват розничной сети. Если говорить об узнаваемости в центральной России, мы рассчитываем повысить ее за счет присутствия в интернете, подготовить потребителя и уже с 2015 года увеличивать количество розничных магазинов в этих регионах. В целом, с точки зрения PR, интернет точно такая же площадка, как и другие. Сейчас особенно важно использовать все возможные каналы коммуникаций для эффективного наращивания продаж, т.к. потребитель становится более требовательным, рекламы с каждым днем все больше, и задача бренда – сформировать максимально персонализированные предложения и интересный для пользователя контент. Интернет – это возможность для бренда выйти на новую аудиторию – более молодую, активную и настроенную на поиск выгодных предложений. Благодаря интернету наша компания начинает вступать в контакт с представителями поколения «миллениум», которые через несколько лет могут стать нашими лояльными покупателями.
Татьяна Аржаева, директор лаборатории развития TSC:
– На сегодня средств рекламы и пиара в Интернете достаточно, причем эффективность одна из самых высоких. Интернет составляет сильную конкуренцию практически всем видам рекламы, и для большинства сфер бизнеса является ключевым средством продвижения. Но, конечно, к интернет-маркетингу стоит подходить грамотно, понимая его специфику. Также отмечу, что есть рынки и компании, где по-прежнему нет особого внимания к возможностям интернет-продвижения, как, впрочем, и другим каналам. А на некоторых рынках этот канал перегрет, и эффективность его снижается, особенно эффективность уже чересчур применяемых приемов.
Анна Комаревцева, директор портала BLIZKO.ru в Новосибирске:
– Сегодня Интернет располагает широкими возможностями для развития online-продаж даже неискушённым пользователям: торговые площадки, социальные сети, сайты бесплатных объявлений. С появлением торговых online-площадок начать продавать в сети стало намного проще. Сайт на торговом портале практически не требует инвестиций, но сразу даёт покупателей, это и делает подобные ресурсы особо привлекательными для малого бизнеса.
Офлайн- и онлайн-торговля – кто кого?
Ирина Поддубная:
– Я считаю, что продавать нужно везде, где есть спрос, и где обитает ваша ЦА. Начиная переходить на онлайн торговлю, ритейлерам не стоит забывать, что их ключевая компетенция – это офлайн-продажи, а не разработка интернет-проектов. Если онлайн-торговля не приносит прибыли, значит, стоит остановиться только на продвижении продукта посредством интернета. Для каждого бренда – свой путь, не нужно бояться экспериментировать. Согласно последним тенденциям, мультиканальность стала главным трендом в торговле. Наша компания рассматривает интернет-магазин как дополнительный инструмент продаж для нашей розничной сети, а не как еще одну точку продаж.
Татьяна Аржаева:
– Возможно всё! Вопрос: что нужно именно Вам? Очень много товаров и услуг сегодня продается через Интернет, даже те, которые требует примерки, личной консультации и прочего. Создаются глобальные интернет-магазины – тренд последних лет. Но стоит иметь в виду, что потребитель больше доверяет тем магазинам, у которых, помимо торговой площадки в Интернет, есть еще и offline-торговля. Для тех, кто работает в узкоспециализированном сегменте, для того чтобы не потеряться в глобальных объемах и предложениях, стоит продвигать себя и как эксперта в ряде вопросов.
Анна Комаревцева:
– Сегодня Новосибирск входит в четвёрку городов России по вовлеченности аудитории в интернет-пространство*. Число потребителей, которые делают выбор в пользу покупок online, растёт. По данным Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ)**, число людей, покупающих онлайн, в 2013 году увеличилось на 4 млн. и достигло 30 миллионов (что составляет 50% от общего числа пользователей интернета). Для примера, с 2012 года количество уникальных посетителей на портале BLIZKO.ru также возросло более чем в 2 раза и сейчас превышает 6 млн. в месяц. Рост вовлеченности аудитории в интернет обусловлен, в первую очередь, ритмом жизни в крупном городе – из-за нехватки времени и пробок online-покупки становятся все более привлекательными и более комфортными для людей. Сегодня в сети можно купить практически любые товары. Есть нюансы в интернет-продажах товаров, при выборе которых покупателям важно лично увидеть и потрогать их, например, двери, мебель и т.д. Однако и в таких случаях покупатели часто выбирают товары в торговой точке, а делают заказ все равно через интернет. Кроме того, онлайн-магазин позволяет разместить более широкий ассортимент, чем offline-магазин.
Готовность потребителя к виртуальным покупкам
Ирина Поддубная:
– Продажи онлайн стремительно растут ежегодно. Исследовательский центр Enter совместно с Google оценил рынок e-commerce в России в 17 млрд долларов. Morgan Stanley отметили увеличение онлайн-продаж на 38% в 2012 году, по сравнению с 2010 годом. С каждым днем потребитель меняет свою модель потребления и не боится экспериментировать, осуществляя покупки в интернете. Еще два года назад нам казалось, что торговля обувью в сети невозможна, а сейчас мы видим, как это удобно. На мой взгляд, офлайн-магазины не исчезнут никогда, но онлайн-шопинг прочно войдет в нашу жизнь и станет повседневностью. Несомненно, онлайн-ритейлерам еще предстоит проделать большой путь в обучении потребителя к онлайн-покупкам, модернизации сервисов и оптимизации логистических цепочек, но те компании, которые не включатся в этот процесс, просто потеряют часть своих покупателей.
Любой уважающий себя бренд, помимо традиционного магазина, стремится обзавестись собственной онлайн-площадкой. Не все делают большие ставки на интернет-продажи, но присутствие бренда в сети в современном мире обязательно.
Татьяна Аржаева:
– В крупных городах и в целой группе товаров это уже произошло. Потребитель сейчас ходит по магазинам больше для развлечения и тусовки, нежели для реальной покупки. Также есть и такой тренд: покупатель приходит в магазин, получает консультацию, а делает покупку через интернет-магазин. Это не означает, что нужно отказаться от торговых точек, но это точно означает, что нужно быть представленным в Интернете и иметь свою торговую точку здесь. Так же стоит помнить о том, что важной частью торговли является общение, взаимодействие покупающей и продающей стороны. К сожалению, в Интернет-торговле не получить на это даже намека. Онлайн-консультанты оставляют желать лучшего. Конечно, продавцы-консультанты в обычных магазинах тоже далеки от совершенства, но все же онлайн-консультанты еще хуже, и учиться им есть чему!
Анна Комаревцева:
– Рынок e-commerce развивается серьезными темпами, по итогам 2013 года прирост составил 29%***, это говорит о массовом выходе в интернет компаний среднего и малого бизнеса. Крупные игроки рынка отмечают, что средний чек в интернете выше, и тоже делают ставку на торговлю в интернете. К примеру, на DIY-форуме на выставке «Mosbuild-2014» компания «СТД Петрович» заявила об увеличении доли своих продаж именно за счёт интернета.
* По данным TNS Россия, месячная аудитория (Monthly Reach).
**http://www.akit.ru/e-commerce-russia-2013/
** *По данным отчетов аналитического агентства Data Insight за 2013 г.
Фото предоставлены спикерами