Глава рекрутингового агентства Pruffi Алена Владимирская рассказала, почему россияне не могут найти работу в кризис, стоит ли менять сферу деятельности и чего ждать на рынке труда в ближайшие годы.
– Алена, с чего началась Ваша история на рынке труда?
– Я никогда не думала, что буду работать в кадрах. Закончив факультет журналистики в МГУ, отучившись в Сорбонне, я вернулась в Вологду, родила ребенка и работала в издательском холдинге, руководила глянцевым журналом. Холдинг стал запускать рекрутинговый проект Работа.ру в Питере. Меня, как самую активную, поставили развивать этот проект. Я ничего не понимала в интернете, но знаете дуракам везет – когда ты не знаешь, как делать, у тебя получается. В результате успешной реализации проекта мне поступило предложение работать в московском офисе Работа.ру. Потом меня «схантил»Мейл.ру и я довольно долго занималась хантингом топ-менеджмента в Мейл.ру. И вот четыре года назад я открыла свое агентство.
– Согласны ли вы с тем, что поиск работы – это дело, требующее специальных знаний и навыков?
– Конечно! Она требует системности, структурного подхода, начального аудита своих талантов, возможностей и умений, аудита рынка и понимания, чего вы стоите, и куда вам идти. У нас вся проблема в том, что большинство подходит к поиску работы не структурно. Появилась вакансия с зарплатой на 15 тысяч рублей больше – сменил работу. А потом выясняется, что этот переход был не нужен, что человек не счастлив, что он пришел не в ту компанию, не на ту должность. И в итоге заканчивается все депрессией, увольнениями.
– В последнее время вы много говорите и консультируете на тему трудоустройства в кризис. Как вы пришли к выбору этого направления?
– Полгода назад, когда кризис заявил о себе, ко мне стало обращаться огромное количество соискателей с просьбой помочь найти работу. Рынок изменился: люди перестали активно ходить по собеседованиям, их перестали звать, перестали просматривать их резюме. Сначала я помогала частным образом, потом поток стал такой большой, что нам пришло в голову открыть специализированный курс. Мы называем себя адвокатами соискателей. Компания всегда защищена от противоправных действий сотрудника: есть отдел кадров, юристы. А вот сотруднику, если его права нарушаются, некуда обратиться. Поэтому мы сделали этот курс. Услуга оказалась очень востребованной, несмотря на традиционный летний спад активности соискателей, отсутствия рекламы с нашей стороны, у нас большой поток обращений.
– Кому, по вашему мнению, наиболее необходимы консультации по трудоустройству, так называемые карьерные консультации?
– Есть импульсное обращение: человек потерял работу; или он завтра идет на собеседование и его нужно срочно подготовить; прошел собеседование, но нужно выторговать зарплату; или его увольняют, надо грамотно уволиться, чтобы получить свое. Еще одна аудитория соискателей – люди, старше 50 лет. Им сложно искать работу. Они нуждаются в консультациях на тему того, как правильно продавать свой опыт. Приведу пример. Ко мне пришла женщина 57 лет, которая на одном предприятии проработала около 30 лет, но из-за кризиса компания обанкротилось, людей сократили. Женщине по личным причинам нужно было продолжать работать. Но она со своим опытом долго была не востребована. Мы отредактировали ей резюме, и на следующий день у нее было 3 приглашения на собеседования. Вместо «30 лет работы на одном предприятии» мы написали: «17 налоговых проверок прошли без нарушений и штрафов». Но самый большой спрос у нас имеет профориентация. Причем не для детей и для подростков, а для взрослых. Эта услуга актуальна для людей, которые есть в любой профессии. Им примерно от 35 лет, они довольно долго и, часто, успешно работали, пришли к карьерному тупику и понимают, что не хотят продолжать ту гонку, в которой они были. И не понимают, в чем теперь могут быть успешными. Это оказалось еще более востребовано, чем найти работу в кризис.
– Каких знаний и навыков не хватает соискателям на пути поиска работы? Какие вопросы наиболее часто задают?
– Первое – неумение себя продать и правильно проанализировать свой опыт, чтобы выделить главное. В США с детства учат навыкам самопрезентации, дети умеют грамотно рассказать о себе и при этом не обманывать. У нас либо начинают преувеличивать и дико врать, либо сжимаются и преуменьшают свои достоинства, не могут оценить, какие навыки ценны, какие – нет. Второе – неумение слушать. Когда рекрутер проводит собеседование, он очень много рассказывает о вакансии, задавая вопросы. Но люди не слышат, что называется – не зеркалят. В результате неудачно проходят собеседование. Третье – люди не умеют торговаться о зарплате. Чаще всего неадекватно оценивают свою рыночную стоимость или неправильно аргументируют. Например, «у меня ипотека и трое детей». А нужно аргументировать своими рабочими конкурентными преимуществами.
– Насколько, в связи с кризисом, стала востребована смена сферы деятельности, профессии, отрасли? И к чему нужно быть готовым человеку, решившему кардинально изменить профессиональную жизнь?
– Если вы меняете сферу деятельности, то при первом переходе должны быть готовы к тому, что потеряете в зарплате 15-20%. Кроме того, вы потеряете в статусе. Вам придется многие свои амбиции положить на полку и соревноваться с людьми, которые намного моложе вас и при этом намного умнее вас. Кризис обострил межотраслевые переходы. Желающих перейти в другую отрасль стало значительно больше. При этом количество переходов не растет, потому что это достаточно проблематичный процесс. И человеку нужно очень много и серьезно работать над собой, чтобы объяснить, почему ты там нужен. У нас была история: соискатель хотел поработать в проправительственной и прокоммерческой организации, чтобы было связано с культурой. Учитывая его опыт (банковская отрасль), шансов попасть на работу в заведение культуры было мало. Но мы апгрейдили его резюме, указали, что он знает многих людей в разных банках, умеет работать с тендерами, спонсорскими вещами – его сразу взяли, ведь они искали человека, который сможет с госфинансирования перевести компанию на частичную самоокупаемость. Если вы планируете карьерный переход в другую сферу, я советую пользоваться карьерным консультантом, потому что вы не знаете, какие компетенции востребованы в другой отрасли. Чаще всего у вас с ней связаны не реалии, а мифотворчество. А карьерный консультант знает, какие из ваших навыков можно преломить, чтобы вы стали востребованы в другой отрасли. Или честно скажет, что таких навыков нет, и предложит работу в другой сфере.
– Консультации и обучение на курсах сопряжены с затратами, а человек, находящийся в поиске работы, ограничен в финансах.
– Это миф. Если ты ушел с работы правильно, ты ушел с некой «подушкой», которая тебе положена (если это «насильственно» случилось). Если ты увольнялся сам, ты ж не дурак, планируешь свою жизнь – у тебя должны быть накопления. Обучение стоит не больше четверти вашей первой зарплаты. Вы найдете работу от месяца до трех (зависит от вас лично и от отрасли). В кризис ищут работу 6-8 месяцев. Вот и сравните. В себя нужно вкладываться всегда, это единственное вложение, которое гарантированно окупается.
– Каковы ваши прогнозы для рынка труда на ближайшее время?
– Надо быть готовым к тому, что впереди будет несколько непростых лет. Мы привыкли, что количество вакансий всегда на порядок больше, чем количество резюме. Люди не боялись терять работу, будучи уверенными, что легко найдут новую. Сейчас общая парадигма принципиально изменилась, и будет еще меняться в худшую сторону для соискателя. При этом никаких перспектив, что будет лучше, я не вижу. А люди у нас не готовы. И выиграют те, кто много и хорошо работает, и те, кто знает, как себя подать, где они могут быть актуальны и сколько они могут стоить.
Беседовала директор кадрового агентства «Люди Дела» Елена Паршикова в рамках совместного с DK.RU проекта «Диалоги о работе».