Меню

Чего хотят новосибирские представители туррынка и чего опасаться их клиентам?

DK.RU собрал на круглом столе представителей турбизнеса Новосибирска, чтобы поговорить о том, чего сегодня не хватает отрасли и туристам, как решать проблемы, и что сегодня решить пока невозможно.

В круглом столе, прошедшем в ресторане «Экспедиция», при поддержке и активном участии консультационного центра Mitcheldean, официального партнера TeleTrade, приняли участие представители Новосибирской ассоциации туристских организаций, Регионального отраслевого Союза туриндустрии Сибири, компаний «Олимпия-Райзен-Сибирь», Tez Tour, «Глобус-тур», Anex Tour, «РоссТур», «Ажур Вояж», «Полярная звезда - Сибирь», «Натали Турс», «1001 тур»отелей Domina Hotel Novosibirsk, Gorskiy City hotel, санатория «Родник Алтая», Объединенного германо-французского сервисно-визового центра.
 
Первым выступил директор консультационного центра Mitcheldean, официального партнера TeleTrade, Роман Русских, который представил аналитическую сводку по состоянию курса валют, который непосредственно влияет на работу туриндустрии.
 
«На рубль не прекращает оказывать давление сразу несколько факторов риска. В первую очередь – доллар США, которые получил поддержку от довольно агрессивного выступления Джанет Йеллен. Именно американская валюта оказала основную роль в падении. Начало июля показало участникам рынка насколько рубль сильно зависит от цен на нефть. На снижение котировок нефти национальная валюта отреагировала довольно резким ослаблением. Последующее прохождение нефтяных котировок ниже, лишь усилило давление на национальную валюту. Курс доллара при этом достигал уровня 57,7 руб. В подобных условиях привычная уже для всех формула «Рублевой стоимости нефти» оказалась весьма эффективной. Интерес к России довольно слабый, страна не входит в фокус международных инвесторов. Ликвидность российского рынка продолжает снижаться, сам рынок сжимается, а капитализация компаний падает. Если раньше российские фондовые индексы росли вместе с ВВП, то сейчас инвесторы не видят перспектив для роста. Вполне вероятно, что и сегодня USD/RUB продолжит движение вверх под действием всего перечисленного с ближайшей целью на отметке 57,20», – рассказал Русских.
 
Директор компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн согласился с этим выступлением и сказал, что укрепления рубля ждать не стоит, и важно подстраиваться под текущие экономические условия и работать.
 
«Один из главных вопросов, который сегодня задают в сфере туризма: что дальше будет? Есть принципиальное понимание, что для России сегодня необходимы очень мощные системные программы по продвижению территории, в частности, нас интересует продвижение Сибири. И было бы хорошо формировать и развивать спрос. Потому что законы экономики гласят: «Спрос рождает предложение», и в силу этого простого обстоятельства необходимо четко понять, что без соответствующего системного продвижения как на российских рынках, так и на зарубежных, мы будем развиваться лишь экстенсивным путем, но революционных прорывов ожидать не придется. На самом деле, чего бы мы ни придумывали, если не будет отраслевого министерства по туризму, то никакого толка не будет. Сегодня, несмотря на то, что на самом высоком уровне российского управления говорят о том, что туризм – это драйвер и локомотив, по сути ничего не делается, туризм как был, так и остается где-то в «пасынках» – то при спорте, то при культуре, в результате в отрасли отсутствует работающее законодательство, как и управление. Я это говорю с полной ответственностью. Федеральное агентство по туризму сегодня только констатирует факты тех или иных тенденции и событий, а по-настоящему управлять сегодня, к сожалению, не получается. А в результате на местах каждый решает эту проблему сообразно со своими менталитетом и своими потребностями. Я могу сказать, что сегодня власти практически любого «туристического» региона не заинтересованы в том, чтобы содержать себя самим и быть недотационным регионом. Ведь проще получать дотационные деньги, смотреть сквозь пальцы, что происходит на рынке внутреннего туризма, и жить спокойно, главная задача – осваивать федеральные деньги, если «перепадет». Стратегии в продвижении, нет и главная причина – в отсутствии бюджетов в регионах. Планы строим, но они так и остаются на бумаге», – поделился «болью» Данн.
 
Руководитель офиса продаж «РоссТур» Тамара Пан продолжила тему законодательства:
 
«Что  уж  стесняться,  что  всех  представителей туристического бизнеса интересует прежде всего прибыль. Не будет прибыли – не будет бизнеса. Массовый  туризм – это всё  же  выездной (зарубежный туризм) на данный момент. Соответственно, он и приносит основную прибыль всем нам. Того разворота на внутренний туризм, которого очень хочет видеть наше правительство, пока не произошло. Запретительными  мерами этого  не достигнуть.  Тут можно вспомнить и запрет  на выезд за рубеж сотрудникам МВД и многих бюджетных сфер (мне туристы-врачи рассказывали, что им подписывают заявление на очередной отпуск  только  при  наличии расписки,  что  сотрудник обязуется  не покидать территорию РФ). Можно тут упомянуть  и  странную  инициативу петербургского депутата Евгения Марченко,  который  написал письмо в МИД с просьбой запретить поездки россиянам на курорты Турции, Египта и Таиланда. Итак, что же  нам, сотрудникам  турбизнеса,  нужно для того, чтобы начать  продавать  с обоюдной  выгодой  (для  себя и туриста) курорты России? Во-первых, нам нужны инструменты продаж! Онлайн-системы бронирования. Весь выездной туризм оформляется  несколькими кликами мышки, с которыми  справится даже самый неопытный менеджер. Туры по России, в основном,  все  под запрос. То есть менеджеру нужно написать запрос оператору на электронную почту и ждать ответа. Порой несколько дней. Во-вторых, цены! Отдыхать в России очень накладно! Например, неделя на Байкале  туристу обойдётся намного дороже, чем неделя в Турции. Билет Новосибирск-Петропавловск-Камчатский и обратно стоит 25 000 руб. И это только   билет. Если  летит  семья,  то  конечно,  получается  весьма накладно. Тут без вмешательства государства не обойтись. Ну и, в-третьих, если вкратце – кадры! У нас нет профессионалов в индустрии гостеприимства. Всё на уровне «бабы Маши». На данный момент переизбыток   менеджеров  по продажам (в каждом, даже самом захудалом ВУЗе есть кафедра туризма)  и нехватка  гидов, грамотных сотрудников отелей,  горничных,  официантов. Это, например,  ярко  видно на турбазах Горного Алтая. Безусловно,  тут должен  помочь  и  новый закон о туризме, и своё собственное министерство по туризму, и заинтересованность государства и вложения в наш бизнес. В  общем, это не первый, и наверное, не последний кризис на нашем веку, обязательно переживём и станем лучше».
 
Также о проблемах рынка высказалась руководитель представительства Tez Tour  в Новосибирске Галина Машухова. Но в ее прогнозе оптимизма оказалось несколько меньше:
 
«По нашей оценке, осенью будет большое сокращение турагентств, к этому нужно отнестись внимательнее – как нашим коллегам, так и туристам. Все, что мы стараемся в последнее время делать с помощью туристической общественности – это удерживать рынок от мошенников. Не секрет, что идет перераспределения на всех рынках и туристический находится на острее проблемы. Будут укрупнения и  сливания. Это хорошо для улучшения качества обслуживания, останутся лучшие, но могут быть проблемы у клиентов, которые не привыкли ждать оформления заказа, и не проверяли договора, прежде чем отдавать деньги. Потребителю нужно быть особенно внимательным: обязательно заключать с турагентом официальный договор, требовать кассовый чек. И если агентство не выполнит свои обязательства, есть возможность вернуть свои деньги. Укрупнение бизнеса в агентской среде точно будет. Еще один фактор, который может к этому привести – это изменения в законодательстве. Скорее всего, на осенней сессии в Госдуме примут закон, который будет касаться работы турагентств. Они решили не вводить сро для туротрасли, и сейчас обсуждается вопрос, как еще зарегулировать этот рынок. Если он будет зарегулирован, сокращение произойдет. На самом деле паники никакой по этому поводу у нас нет, это все нормально. Просто потребителю нужно грамотно подходить к общению с турагентствами».
 
Вслед за ней панорамную картину состояния рынка «нарисовала» председатель правления Регионального отраслевого Союза туриндустрии Сибири Наталья Куцевол:
 
«После кризисного для турбизнеса 2014 года в среде туроператоров и турагентств продолжается процесс «самоопределения». Туроператоры корректируют свои производственные линейки, турпродукта становится немного меньше, но это проверенные направления, без рисков и демпинга. Турагентства выбирают свой дальнейший путь развития – или присоединиться к какому–нибудь сетевому брэнду, стать франчайзи одного из туроператоров, или вести независимую деятельность, занимаясь разнообразными услугами по организации отдыха населения. И все мы вместе - туроператоры и турагентсва – ждем осенью наконец внесения изменений в наш основной профессиональный закон о туристской деятельности, согласно которому мы и работаем в этом бизнесе. Ждать-то мы его ждем, но на сегодняшний день он уже мало что изменит, потому что по сути своей давно морально устарел. Суть и содержание этого закона ориентированы на выездной туризм. К сожалению, до сих пор и среди простого потребителя бытует мнение, что «ехать отдыхать» можно только за рубеж. А законы – это как бы зеркала реальной жизни, где  описываются и регламентируются все настроения и условия жизни общества. Сегодня потребитель меняется  гораздо быстрее законодательства. Подросло поколение «девяностых», на подходе – дети «нулевых». Эти поколения не представляют свою жизнь без интернет-технологий и различных гаджетов. У них поменялось отношение к отдыху, поездкам, путешествию в принципе. И это тот потребитель, с которым работает турбизнес уже сегодня. И предложения должны соответствовать именно их спросу. Но это совсем не означает, что все в скором времени будут организовывать свой отдых самостоятельно. Этого категорически не случится никогда! Потому что те, кто что-то делает самостоятельно и те, кто обращается к услугам специалистов – это очень разные люди. Другое дело, что требования к профессиональным знаниям и умениям специалистов турбизнеса сейчас повышаются. Это так же некий тренд настоящего момента –  «голод» на так называемых «профи». Именно эти тренды и будут в ближайшее время влиять на развитие рынка туруслуг». 
 
О статистике по самостоятельным путешественникам участникам круглого стола рассказала руководитель Объединенного германо-французского сервисно-визового центра Оксана Лютова:
 
«Новая тенденция – это увеличение количества самостоятельных туристов. Возможно, это происходит потому, что число туроператоров и турагентств сократилось, при этом появляется все больше ресурсов, позволяющих самостоятельно бронировать отели, покупать билеты он-лайн, заказывать экскурсионную программу, подавать документы на получение визы. И люди почувствовали уверенность в своих силах – что сами могут организовать себе тур. Конечно, представители туроператоров и турагентств, регулярно осуществляющие подачу документов заявителей на получение визы, знают все требования миссии к документам и помогают своим туристам правильно собрать все необходимые документы. Мы со своей стороны для удобства заявителей готовы оказать любую поддержку, как представителям туристических компаний, так и индивидуальным туристам». 
 
Далее участники круглого стола перешли к обсуждению предварительных итогов летнего сезона 2015 г. Первой выступила исполнительный директор туристического агентства «Глобус-тур» Юлия Резникова:
 
«Если говорить о летнем сезоне, то мы не отмечаем существенного спада в количественном выражении. Существенная просадка была в конце прошлого года, но этот период прошел, рынок стабилизировался вслед за стабилизацией курсов валют. Безусловно, необходимо отметить, что значительная часть туристов в этом сезоне старается сэкономить на отдыхе, выбрав отель чуть более низкой категории или сократив продолжительность  отдыха, но не отказывая себе в нем.  Пассажиропоток на зарубежных направлениях снизился на 30-40% по сравнению с прошлым годом. Это показывает статистика АП Толмачёво. И причины этого понятны. Что касается кризисных настроений на рынке, то тут мы можем сказать следующее: если кому и стоит опасаться развития кризиса, то это тем, кто до сих пор не сократил затраты и не оптимизировал каждый аспект своей деятельности. Мы провели эту работу еще в сентябре-октябре прошлого года. Это колоссальный труд, но он позволяет повысить безопасность бизнеса».
 
директор фирменного агентства «Натали Турс» Елена Хлебова
 
«Об итогах.  Все операторы оптимизировали свои полетные программы, как результат – в летнем сезоне исчезло понятие «горящие туры».  Весьма существенно  сократились потоки по европейским  направлениям: по Испании и Италии  сняты прямые вылеты из Новосибирска.  Мы наблюдаем ситуацию отложенного спроса по выезду за рубеж – многие клиенты предпочли отдохнуть по местным санаториям и базам отдыха. Цены выросли: например, в прошлом году клиенты могли улететь в Турцию за 27-30 тыс. руб., в этом году уже за 37-40 тыс. руб. Совет туристам: внимательно подходите к выбору турфирмы. Рецепт один и простой: если вам уже по телефону обещают скидку 5% и более, это является открытой декларацией о нужде в ваших деньгах, держитесь от такой фирмы подальше». 
 
 
Маркетолог Anex Tour – Новосибирск Елена Таланина рассказала, как некоторые компании выходят из кризисной ситуации – стоит сделать рисковый шаг, чтобы избавиться от некоторой зависимости от партнеров:
 
«Несмотря на кризис, мы решили летать на своих самолетах, в этом году создали свою авиакомпанию. Теперь бренд Azur Air входит в холдинг Anex Tour. Наш парк составляет Boing 757-200 – девять бортов и Boing – 767-300 – пять бортов».
 
 
 
 
 
 
 
 
Этого, по мнению, туроператоров, достаточно для того, чтобы обслуживать все туры, даже в высокий сезон. 
 
Обсуждение вопроса «выживания» продолжила генеральный директор турагентства «Полярная звезда - Сибирь» Людмила Романова:
 
«На туристическом рынке Новосибирска работают туроператоры, которые формируют туристический пакет, и турагентства, продающие данные туры. Последние пять лет количество туроператоров постоянно увеличивалось и только в этом году, в связи с уменьшением туристического потока, количество туроператоров уменьшается, особенно по направлению «выезд за рубеж». По данным аэропорта «Толмачево», пассажиропоток за рубеж из Новосибирска снизился на 35%. Особо низкий спрос был в период ноябрь-декабрь 2014 г. Этот период можно назвать «отложенный спрос», но уже в феврале месяце стала наблюдаться положительная динамика. Работа нашего турагентства весь этот период характеризует термин «стабильность». Что касается летнего сезона, то подводить итоги еще рано, но уже сейчас наблюдается тенденция роста спроса по направлениям: Турция, Кипр, Греция. Ждать изменения цен не стоит, поэтому рекомендуем заранее спланировать свой отпуск, так как наличие мест, особенно на август, ограниченно».
 
PR-директор санатория «Родник Алтая» Ирина Семенова поделилась аналитическими данными по рынку внутреннего туризма:
 
«Мы в этом году отметили рост интереса к внутреннему туризму. Резко выросли продажи в большинстве сибирских регионов: в Красноярске, например, – почти в 4 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, в Новосибирске, Кемерово, Иркутске и Томске – в два. Глубина продаж становится меньше, потому что решение о покупке путевки принимается теперь за две-четыре  до отпуска. Тренд последних лет – наша аудитория молодеет. Очень много молодых семей с детьми.  Цены у нас особо не росли, мы держали их вплоть до конца мая, потом подрастили на 10-15%, но, с учетом инфляции, это оказалось не так существенно и на спрос не повлияло. Если говорить об особенностях санаторно-курортного внутреннего туризма именно в Сибирском регионе, мы бы отметили следующее: интерес в этом году был выше, чем в предыдущие годы, в том числе и за счет перераспределения туристических потоков на российские предложения, у нас выросли ощутимо продажи относительно «дальних» сибирских регионов: Красноярска, Иркутска, Якутска, Тюмени. В этом году растет сегмент туристов - «частников». Если говорить о лете, то средняя продолжительность отдыха  в санатории 10-12 дней».
 
Директор «1001 Тур Новосибирск» Александр Кайгородов также дал статистику по внутреннему туризму:
 
«В целом по зарубежным направлением уровень продаж сократился на 35%. При этом продажи по России у нас выросли кратно в 6 раз! (Прежде всего за счет Сочи и Крыма). Итого мы имеем 25% сокращения продаж по всем направлениям. По странам: Турция - 30%, Египет + 26%, Греция - 60%, Тайланд -25%, Кипр - 58%, Испания - 81%, Въетнам -32%, Россия +588%. Не думаю, что «дикарей» стало значительно больше. По массовым направлениям, думаю, их будет не больше 10-15%. Цены однозначно стали выше, прежде всего из-за курсов валют, в среднем на 30-50%. Популярным направлением стала Россия. Как черноморское побережье, так и местные направления (Алтай, Шерегеш, Байкал, Новосибирская область). Еще Египет вырос. Если говорить в целом, то лучше всего продаются недорогие путевки, а это Россия, Египет, Турция.  Рынок в ожидании. Ждем принятие нового закона, в нем предполагаются некоторые ужесточения для ведения бизнеса. Осенью/зимой ожидается сезонное сокращение продаж. На рынке туроператоров до сих пор нестабильно, не исключаю, что банкротства могут продолжиться. Экономическая ситуация в стране также не радует. Учитывая все это и многое другое, предположу, что осенью/зимой турагентский рынок Новосибирска покинет ряд компаний, прежде всего небольших и несетевых»
 
Вслед за ним ситуацию прокомментировали местные отельеры.
 
Исполнительный директор отеля Domina в Новосибирске Ульяна Дорожкина:
 
«Мы рассчитываем на успешный старт итальянского отеля Domina в Новосибирске. Местный рынок достаточно емкий, а в сегменте отелей бизнес-класса, несмотря на состоявшиеся открытия отелей подобного формата, он до сих пор далек от насыщения. Инвестиционная стратегия сети Domina в России строится на том, что мы не начинаем проект без детальной оценки потребностей туриндустрии конкретного города и региона. Только после того, как у нас складывается четкое представление о нуждах местного  рынка, мы определяем формат нашего присутствия. Для Новосибирска выбран наиболее востребованный, по нашей оценке, формат бизнес-отеля с широкими возможностями для деловой активности и активного нетворкинга. Столица Сибири, торговый и логический хаб нуждается в инфраструктуре, способной обеспечить растущий объем MICE-туризма. С открытием Domina Novosibirsk город получит передовые конференц-возможности – без ложной скромности, одни из лучших в регионе. Речь идет не только о техническом оснащении залов-трансформеров – сама по себе площадка вместимостью 200 человек для Новосибирска - очень востребованный ресурс».
 
Операционный управляющий Gorskiy City hotel Владислав Минда:
 
«В настоящее время мы наблюдаем приток гостей из Юго-Восточной Азии, много китайских партнеров приезжает, Казахстан едет, но они больше по делам едут, ради бизнеса. Если говорить о тех, кто интересуется нашим внутренним туризмом, то это не более 30% от всех гостей, те, кто приезжает посмотреть Сибирь и достопримечательности. Так как Новосибирск - город событий, все привязано либо к каким-то выставкам, либо каким-то шоу или локальным городским мероприятиям. Иностранцы из Европы – это менее 10% от всей загрузки нашего отеля. Мы знаем, что некоторые гости из Юго-Восточной Азии едут сюда по заказу министерства обороны,  иностранных военных приглашают на совместные учения. А вот туристов из стран средиземноморья замечено не было, за исключением Турции».
 
 
Завершился круглый стол рекомендациями для потребителей. Как  правильно выбрать турагентство? Об этом рассказал директор туристического агентства «Ажур Вояж» Вадим Казанцев
 
«Как нужно выбирать турагентство: в первую очередь у компании должен быть офис, его отсутствие – это первый тревожный показатель (хотя бывают редкие счастливые исключения). Также при покупке тура обязательно должен быть оформлен договор и выдан кассовый чек. И, конечно, турагентство должно иметь достаточный опыт работы на рынке. Еще один очень важный момент: у каждого заказа на тур обязательно есть персональный номер в системе онлайн-бронирования на сайте туроператора. По этому номеру клиент может посмотреть весь процесс работы с его туром: действительно ли существует заказ, бронируются ли отель и билеты, поступила ли оплата за тур по этому заказу. Ведь большинство проблем возникает от того, что люди не знают, что можно проверить свой заказ, а турагент попросту ничего не бронирует. Если же в договоре клиента с турагентством вовсе не указан конкретный туроператор со всеми его адресами, номером в едином федеральном реестре туроператоров и данными фингарантий – бегите из такого турагентства!»
 
Данные советы поддержали все участники круглого стола, каждый напомнил, что грядет еще одна волна кризиса, которая сбросит еще несколько турагентств, и важно быть исключительно внимательными при долгосрочном планировании  путешествий.
 
Фоторепортаж Александра Аксенова и Анастасии Бантик.