Новый рейтинг «100 крупнейших компаний Новосибирской области», подготовленный «ДК», показал, что, несмотря на торможение экономики страны в целом, лидеры рынков все же сумели добиться роста.
Общая выручка участников рейтинга увеличилась на 18%.
По сравнению с предыдущим годом сотня лидеров изменилась, но не слишком сильно — в ней 21 компания-новичок. В первой десятке все те же «Катрен», БКС и авиакомпания «Сибирь». Сильнее всего за год в рейтинге ухудшились позиции компании «Синетик» — она упала с 48 на 95 место. А вот «Нефтебаза «Красный Яр» наоборот, поднялась с 61 на 35 место.
Дожить до реиндустриализации
Экономика региона переживает непростые времена. С января по август этого года индекс производства в Новосибирской области уменьшился на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.
В то же время новый губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий заявляет о намерении за четыре года увеличить валовый региональный продукт до 1 трлн руб. (в 2013 г. — 760 млрд руб.). Лозунг «реиндустриализации», прозвучавший во время его предвыборной кампании, должен претвориться в жизнь через развитие промышленных парков и кластеров.
Поводы для оптимизма, конечно, есть. В рамках программы развития наукоемкого производства в Новосибирске в 2013 г. предприятия приобрели около 450 единиц нового технологического оборудования (объем инвестиций — 3,2 млрд руб.).
Так, на заводе «Искра» реализован проект модернизации и расширения производства неэлектрических систем взрывания и ударно‑волновой трубки (инвестиционная емкость — 186 млн руб.). Это удачный пример импортозамещения. По данным мэрии Новосибирска, запуск производства на «Искре» привел к вытеснению с российского рынка аналогичной продукции западных фирм.
Но, к сожалению, есть и менее приятные новости. В августе из‑за отсутствия спроса на продукцию было остановлено производство на заводе «Лиотех». С момента открытия завода не прошло и три года. С этим предприятием власти связывали самые радужные надежды. В создание завода было вложено 14 млрд руб. Наукоемкая продукция (литий‑ионные аккумуляторы для электротранспорта) должна была на 85% поставляться на экспорт. «Лиотех» начинался как совместный проект «Роснано» и китайской корпорации Thunder Sky. Однако через год после запуска завода китайские партнеры вышли из проекта.
По мнению генерального директора консалтинговой компании «Корпус» Юрия Воронова, причина провала в том, что была разорвана связь предприятия с наукой.
«Когда строился «Лиотех», в мире как раз менялись технологии производства подобных аккумуляторов. Институт химии твердого тела СО РАН предупреждал, что надо делать ставку на другую линейку продукции. Но ученых не послушали. Получилось, что китайцы просто сбросили нам устаревшую технологию»,—
считает он.