Меню

Чтобы компания стала «бирюзовой», руководитель должен стать «коралловым»

Новосибирский консультант — о том, как и зачем строить «бирюзовую компанию», а также — что это значит и имеет ли эта схема смысл.

Директор компании «Центр Решений» Сергей Голубицкий

В последнее время особенно популярной становится тема так называемых «бирюзовых компаний». Об этом я постоянно слышу на многих конференциях, некоторые мероприятия даже посвящают этой теме отдельные сессии, а некоторые руководители компаний на полном серьезе утверждают, что стали «бирюзовыми». В своей маленькой статье из раздела «Все просто» я хочу высказать свое мнение по данному вопросу, и как, на мой взгляд, действительно преуспеть в направлении создания бирюзовой организации.

Термин «Бирюзовая компания» популяризирует и использует в своей книге Фредерик Лалу «Открывая организации будущего», где он достаточно подробно описывает различные формы управления организациями, используя термины цветовой принадлежности или классовости. Книга достаточно интересная (рекомендую хотя бы к краткому ознакомлению), хотя, на мой взгляд, затянута историческими рассуждениями и ненужными заумностями.

В статье я не буду заниматься обсуждением принципов бирюзовых организаций. Я хочу порассуждать только об узкой части — отношение руководства/собственников компании к «бирюзовости» своих организаций.

Как я уже написал выше, некоторые наиболее продвинутые руководители стали использовать в своем лексиконе фразу: «Мы бирюзовая организация». Кто-то из них -прочитав книгу Лалу, а кто-то — наслушавшись своих коллег-руководителей (или консультантов), которые гонятся за этой модой. Главная ошибка руководителя при любых изменениях — это сказать всем: «Теперь у нас новые правила».

Вне зависимости от того, с каким желанием руководитель жаждет перемен, он обязан понимать, что они должны быть приняты сотрудниками, и на это требуется время. Итак, на мой взгляд три простых правила изменений (переход к «бирюзовости») компании:

  1. Чтобы компания стала «бирюзовой», руководитель должен стать «коралловым». Именно руководитель должен быть основным проводником изменений. В первую очередь — для своих непосредственных подчиненных, а те — для своих и так далее. При отрешенности руководителя или при желании только на словах никаких изменений не произойдет. Руководитель не просто должен переболеть «бирюзовостью», он должен впасть «в кому» и «возродиться» коралловым, готовым к изменениям своей компании.
  2. Стать наставником. Привычная нам всем иерархическая структура в бирюзовых организациях сменяется на самоуправляемость. Теперь вы как высший управленец не можете сказать подчиненным, что нужно делать. Формально ваши подчиненные находятся теперь на одной с вами ступени, и чтобы мотивировать сотрудника выполнять свою роль (этот термин используется в бирюзовых организациях) вам придется применять несколько другие способы. Решения принимаются коллегиально, без жесткой иерархии и подчиненности.
  3. Проводить изменения эволюционно. «Революция» нужна только при кризисном управлении. При этом быть готовым, что некоторые сотрудники не примут данные правила и покинут компанию. Для нового нанимаемого персонала должна прививаться новая культура. Т.е. руководителю придется с течением определенного времени фактически обновить часть своей компании. Возможно, уйдут и те сотрудники, которых вы считали лучшими при «старой» модели управления.

Мое личное мнение: построить бирюзовую компанию на 100% невозможно. Лалу задал нам горизонт, к которому можно стремиться, но достигнуть его невозможно. Но уже это стремление в трансформации позволит многим компаниям существенно преобразиться. И слова некоторых собственников (есть даже лично знакомые), что они построили бирюзовую организацию, я воспринимаю как некое бахвальство и самообман. Конечно, возможно, какие-то «оттенки бирюзовости» в этих организациях присутствуют …

Трансформировать свою организацию в сторону бирюзовости или оставить все как есть — это выбор каждого руководителя. Я же рекомендую не торопиться и не гнаться бездумно за очередным модным трендом. Если суждено вашей компании стать с определенным «бирюзовым оттенком» — она ей станет, но начаться все должно с руководителя/собственника ...

Удачи вашему бизнесу!