Меню

Детский сад окупится за 2,5 года

Поданным Главного управления образования мэрии Новосибирска, в городе сегодня работает 256 муниципальных дошкольных учреждений. Очередь в них на первое января 2009 г. составила 13,6 тыс. человек. Н

Одни считают кризис неудачным временем для стартапа, другие убеждены в обратном. Дефицит детских дошкольных учреждений гарантирует окупаемость инвестиций в подобные проекты даже в условиях экономического спада. Родители готовы щедро оплачивать пребывание ребенка в учреждении, если уверены в качестве услуг.

Поданным Главного управления образования мэрии Новосибирска, в городе сегодня работает 256 муниципальных дошкольных учреждений. Очередь в них на первое января 2009 г. составила 13,6 тыс. человек. Негосударственных детских садов в Новосибирске, по оценке экспертов, чуть больше 10. Их явно недостаточно, чтобы избавить город от очередей в дет- ские сады.

Более десяти лет действуют детские сады «Акварель» (три учреждения), Vivere, «Новосибирский Монтессори», «Росток». Родителям, желающим устроить ребенка в эти учреждения, приходится ждать два-три года.

«Очередь к нам — больше двухсот человек, — говорит директор частных детских садов «Акварель» Татьяна Клюшницина, демонстрируя внушительную стопку заявок. Некоторым из записавшихся ребят еще и года нет. Родители заблаговременно занимают очередь в расчете на то, что место в детском саду освободится к тому моменту, когда их ребенок подрастет.

Какое помещение приобрести

Главной и, по большому счету, единственной проблемой при открытии дет- ского сада является поиск подходящего помещения. Здание детского сада должно содержать отдельные игровые и спальные помещения, музыкальную комнату, спортивный зал и медицинский кабинет. На каждого ребенка должно приходиться не менее 4 кв. м, не считая медицинский блок, зону администрации, физкультурный и музыкальный залы, кухню и специализированные кабинеты для логопеда и психолога. Максимальное количество детей в группе — 25 человек.

Требований к помещению много, а готовых объектов, удовлетворяющих всем пожарным и санитарным нормам, в городе, по словам участников рынка, почти не осталось.

Татьяне Клюшнициной и директору двух частных детских садов Vivere Ольге Волковой, открывавшим свои дошкольные учреждения более десяти лет назад, посчастливилось обзавестись специализированными помещениями бывших государственных детских садов. Их аренда обходится значительно дешевле, но предполагает обязательство по выплате земельного налога.

«Десять лет назад мне удалось арендовать бывшие ведомственный и государственный сады, — рассказывает Ольга Волкова. — К сожалению, сейчас это маловероятно». Сегодня, по словам Волковой, здание бывшего детского сада можно взять в аренду только у негосударственных собственников. Вероятность перекупить специализированное помещение у частника ничтожно мала. «Как правило, собственники такими помещениями дорожат», — говорит Ольга Волкова. Однако найти специализированное помещение — половина задачи. Дошкольные учреждения, построенные 20-40 лет назад, не отвечают современным требованиям. Стандарты с тех пор сильно поменялись. «Один из наших детских садов был построен в 1956 г., и для того, чтобы «соответствовать», нам пришлось «подгонять» его под нормы СЭС — снесли несколько стен, сделали капитальный ремонт», — вспоминает Ольга Волкова. Она также рассказала о том, что нормы со временем значительно ужесточились. Если первоначально здание детского сада площадью 430 кв. м было рассчитано на четыре группы по 25 человек, то сейчас в нем едва умещается в два раза меньшее число дошкольников.

Существует еще один подходящий для организации детского учреждения вариант аренды — детский сад можно расположить на территории школы. Комплектация в них не полная. Территория муниципальная, а значит, получится сэкономить. Минусом данного варианта является необходимость масштабного перепрофилирования помещения с организацией отдельной дет- ской площадки.

Полностью подходящее для детского сада помещение найти невозможно, уверена Волкова, его можно только по- строить.

Инвестора для строительства треть- его сада директор и владелица садов «Акварель» Татьяна Клюшницина искала несколько лет, пока один из родителей — «очередников», уставший ждать, не решился вложить деньги.

Строительство здания площадью 2 тыс. кв. м началось в июле прошлого года и закончилось в середине декабря. На строительство и оснащение было затрачено около 55 млн руб., которые Клюшницина рассчитывает окупить не ранее, чем через семь лет.

Кого взять на работу

Клюшницина уверена, что для качественного функционирования детского сада необходим штат не менее 40 сотрудников, вне зависимости от количества детей. Чуть больше половины из них должны работать на постоянной основе. Вторую часть могут составить приглашенные специалисты, наведывающиеся в детский сад время от времени.

Согласно нормативам, в каждой группе должно быть два воспитателя и помощник воспитателя. Ольга Волкова считает, что на сад, рассчитанный на 40 детей, вполне достаточно 24 сотрудника.

Этого можно достичь, если, к примеру, разделить функции положенных по штатному расписанию четырех работников столовой — кладовщицы, повара, завхоза и разнорабочего — на двух человек. Причем одним из них, например зав- хозом, по мнению Волковой, очень часто становится сам директор.

Заработная плата воспитателей в среднем по рынку — не ниже 10 тыс. руб., помощника воспитателя — не ниже 7,5 тыс. руб. Помимо оклада сотрудники получают бесплатное питание, которое также необходимо учитывать при подсчете расходов.

Работа преподавателей в государственных учреждениях является одной из самых низкооплачиваемых (порядка 8 тыс. руб. в месяц), поэтому желающих устроиться в частный детский сад всегда много. Однако и требования к кандидатам у директоров садов очень высокие. Квалификация и личные качества сотрудников — одни из важнейших факторов будущего благополучия бизнеса. «Плохой воспитатель не сможет понравиться ни ребенку, ни его родителям. Поэтому к подбору персонала необходимо подходить с максимальной щепетильностью. Полагаться на кадровые агентства в этом деле нельзя»,— уверена Ольга Волкова.

Сделать правильный выбор можно, только лично пообщавшись с кандидатом. Татьяна Клюшницина призналась, что для того, чтобы взять на работу трех сотрудников, ей однажды пришлось провести 90 собеседований. «Человек может иметь красный диплом и массу наград, а в разговоре станет понятно, что его к дошкольникам и близко подпускать нельзя», — замечает Клюшницина. Она принципиально не берет на работу выпускников педучилищ, считая высшее образование обязательным критерием для отбора.

Какую программу выбрать

При организации частного сада важно выбрать интересное образовательное наполнение. Это может быть как готовая программа, так и собственная разработка. Но любой индивидуальный проект требует государственного лицензирования, которое может стоить от 2,5 тыс. руб. Большая же часть детских садов работает по министерским программам для дошкольных учреждений. «Сегодня на выбор организаторов представлено достаточно большое число утвержденных Министерством образования программ, — рассказывает директор частной школы-сада «Аврора» Людмила Дегтярева. — А вот авторские программы для дошкольников я бы очень опасалась использовать. Работа с малышами очень тонкая и деликатная, и рисковать, полагаясь только на собственное видение образовательного процесса, здесь нельзя».

«Раньше водить ребенка в частный дет- ский сад было престижно, и родители не вникали в тонкости времяпрепровождения своего чада, — рассказывает Татьяна Клюшницина. — Теперь же взрослые к выбору детского сада относятся с большой серьезностью — скрупулезно изучают программу, задают десятки вопросов».

Клюшницина уверена — новосибирцы готовы платить за качественный сад любые деньги, но не бездумно: «За каждый накинутый к оплате рубль с руководства спросят, на что он был потрачен и как способствовал улучшению быта ребенка».

«В настоящее время родители не готовы платить саду больше, чем реально тратится на ребенка. Все должно быть сбалансированно, — уверена Ольга Волкова. — Можно повысить заработную плату педагогам или улучшить питание и содержание, но доплачивать для увеличения благосостояния владельца сада родители не будут». Волкова считает, что это специфическая черта новосибирского рынка. В других городах, по ее словам, возможность заработать на досуге дошкольников выше.

Помимо обязательных музыки, физкультуры и подготовки к школе в частных детских садах можно организовать обучение английскому языку, живопись, хореографию, секцию каратэ и даже массажный кабинет и спелеопещеру. Чем больше вариантов досуга предлагается малышам, тем меньше у родителей необходимости водить чадо по другим учреждениям. Они это ценят, уверена Клюшницина.

Стоимость месячного обучения в «Акварели» сегодня — 10 тыс. руб. в обычной группе и 12 тыс. руб. — в группе с углубленным изучением английского языка. Всего возможность водить ребенка в только что построенное дошкольное учреждение обойдется родителям в 15 тыс. руб.

Дополнительные услуги

Помимо основной деятельности част- ный детский сад может зарабатывать на предоставлении дополнительных услуг. Как правило, они предназначены не для постоянных клиентов, а для дошкольников, готовящихся к школе на дому. Благо приходящих специалистов в детском саду много. Поскольку в воскресные дни сад простаивает, то есть возможность организовать, к примеру, воскресный центр для малышей от трех лет. Но в этом случае есть свои специфические проблемы, и специалисты рекомендуют обзавестись отдельным входом и специальными помещениями. «С приходящих детей справки брать не будешь, а болеть они могут чем угодно. Высок риск занести инфекцию», — предупреждает Ольга Волкова.

Людмила Дегтярева рассказала о практике, которую она видела в иркутских и красноярских частных садах: «Во время сончаса на занятия в музыкальные или спортивные залы приходят другие дети. Они проводят в саду около двух часов и расходятся по домам. В Новосибирске я такого еще не видела». Школа-сад «Аврора» в этом году открыла иную форму оказания дополнительных услуг для непостоянных посетителей. В отдельном помещении без спальни и зоны питания была организована группа кратковременного пребывания. «Это очень востребовано, — рассказывает Дегтярева. — Группу посещают в основном дети ясельного возраста, которые еще не могут ходить в дет- ский сад. Им от полутора лет».

Еще одним вариантом дополнительного заработка является организация тематических вечеров и аутотренингов для родителей при участии штатного психолога.

Популярную в столичных садах услугу платной доставки новосибирские эксперты раскритиковали. «Доставка в частных школах — это нормально, — рассуждает Татьяна Клюшницина. — Но первоклассник и ребенок трех лет отличаются. Для меня важно организовать взаимодействие с родителями. Чтобы они не просто «засунули» ребенка в автобус, а интересовались, чем он живет, общались с воспитателем».

Ольга Волкова организовала службу платной доставки еще при открытии своего первого детского сада и убедилась, что такая услуга нерентабельна. «Конечно, можно, что называется, «уйти в ноль», но заработать на этом не получится. Доставка может лишь имиджево поддержать проект, но родители не готовы платить столько, чтобы эта услуга приносила саду доход», — уверена Волкова.

Как привлечь первых клиентов

По мнению Татьяны Клюшнициной, 95% ее сегодняшних клиентов привело в «Акварель» «сарафанное радио». «Информация о качестве предоставляемой детским учреждением услуги передается по цепочке от знакомых к знакомым. Поэтому для нас особенно важна хорошая репутация», — считает Клюшницина. Но изначально клиентов должна заинтересовать хорошая рекламная кампания, уверена Ольга Волкова. Она вспоминает, что десять лет назад, когда она открывала свой первый детский сад Vivere, самым лучшим рекламным ходом были яркие информативные буклеты. Их в хороших конвертах, с логотипом компании разносили по почтовым ящикам близлежащих домов, выкладывали в детских комнатах кафе, ресторанов и поликлиниках. Большое значение в привлечении первых клиентов оказали статьи на специализированных сайтах и в журналах, посвященных детству и материнству, а также размещение в ДубльГИС и других справочных системах города.

Опробовав разные рекламные носители, Ольга Волкова пришла к выводу, что хуже всего на активность клиентов действуют уличные баннеры и дешевые издания.

детали
На чужих ошибках

Ольга Волкова
директор частных детских садов Vivere
Своей основной ошибкой на первых этапах становления бизнеса считаю желание охватить все и сразу. Мы тогда распылялись, пытаясь заработать буквально на всем. Открыли сразу несколько дополнительных услуг для детей, не посещающих наш дет- ский сад. Но в какой-то момент поняли, что нельзя нарушать уют и ауру детского сада, и резко сократили количество дополнительных услуг. Детский сад — это все-таки второй дом для детей, и его надо беречь.

Людмила Дегтярева
директор частной школы-сада «Аврора»
Открывая в 1993 г. школу-сад, я хотела сделать ее элитным заведением, с углубленным изучением иностранных языков, математики и других предметов. Чтобы после ее окончания наших выпускников даже в Гарвардский университет принимали без экзаменов. Так мы проработали два года, а потом провели опрос среди родителей, и ответы нас удивили. Идея создания элитной школы оказалась невостребованной. Пришлось поменять концепцию. Из этой ситуации я сделала вывод — открывая новое частное заведение, необходимо точно представлять, насколько это заведение будет востребовано, нужен ли этот проект людям.

bonus
Направления для дальнейшего развития
Успешно функционирующий негосударственный детский сад со временем сможет позволить себе расширить спектр предоставляемых услуг и улучшить качество сервиса. Возможным станет, например, проложить теплые полы в помещении или организовать систему видеонаблюдения. Эти меры сделают детский сад более привлекательным для клиентов и позволят увеличить стоимость пребывания. Впрочем, детский сад может развиваться и вширь. Бизнес вполне может стать сетевым (в городе уже есть несколько подобных примеров). Возможен и такой вариант, когда владелец будет развивать дополнительное направление — частную школу.

Совет от Татьяны Клюшнициной:
Точно предугадать, подходит человек для работы с малышами или нет, нельзя. Понять это можно только в процессе. Поэтому я считаю необходимым, чтобы, помимо испытательного срока, новые сотрудники проходили стажировки в течение хотя бы двух-трех недель. Это позволяет минимизировать количество «неподходящих» для нас людей.

Совет от Ольги Волковой:
На первых порах, когда необходимо завоевать рынок, на пользу пойдет широкий спектр услуг. Это привлечет к вам самого разного клиента. Важно только, раскрутившись, не побояться «отрезать» лишние вещи, иначе они будут тянуть вас вниз.

Совет от Людмилы Дегтяревой:
Очень многие детские сады создают собственную образовательную программу, совмещая несколько уже существующих. Получается своего рода симбиоз — за основу берется одна программа, а другие ее дополняют. Министерство образования это допускает. Главное, чтобы этим занимались специалисты, которые хорошо разбираются в этих программах.

рынок
 
Спрос
Очередь в муниципальные детские сады (в целом по городу на 1.01.09 г.) — 13,6 тыс. чел.
Очередь в частный детский сад — 50-200 чел.
 
Конкуренция
Количество муниципальных детских садов — 256
Количество частных детских садов — 12
Сетевые компании — 3
Источник: опрос экспертов, Главное управление образования мэрии Новосибирска
 
Деньги
 
Услуга
 
Стоимость
 
ежедневное пребывание
 
7-15 тыс. руб./мес.
 
дополнительные услуги
 
2-10 тыс. руб./мес.
 
единовременный взнос
 
до 50 тыс. руб.
 
 
Источник: данные «ДК».
 
итоги
 
Цена входного билета
 
Расчет для детского сада, арендующего помещение площадью 600 кв. м и рассчитанного на три группы по 20 детей.
 
Единовременные расходы на открытие
 
Статья
 
Сумма, руб.
 
капитальный ремонт
 
500 000
 
покупка оборудования
 
900 000
 
разрешительная документация
 
5 000
 
реклама
 
50 000
 
Итого единовременные расходы
 
1 455 000
 
 
Сколько приносит детский сад в месяц
 
Статья
 
Сумма, руб.
 
Доход
 
800 000
 
 
 
Постоянные расходы
 
696 000
 
в том числе:
 
аренда
 
60 000
 
коммунальные платежи
 
30 000
 
игрушки, канцелярия и др.
 
180 000
 
продукты питания
 
120 000
 
обслуживание помещения
 
3 000
 
фонд заработной платы
 
302 000
 
стационарный телефон
 
1 000
 
 
 
Переменные расходы
 
34 800
 
в том числе:
 
непредвиденные расходы (5%)
 
34 800
 
 
 
Итого расходы
 
730 800
 
Прибыль до уплаты налогов
 
69 200
 
Рентабельность
 
9,5 %
 
 
 
Порог вхождения 2 185 800 руб.
(окупаемость 31,6 мес.)