С чем связано появление мультиформатных поселков, какие плюсы и минусы они несут застройщикам и покупателям жилья — об этом и многом другом говорили на прошедшем читательском совете эксперты «ДК».
Как считают участники круглого стола, появление мультиформатных коттеджных поселков — это реакция на потребности рынка. Покупатели в пределах одного коттеджного поселка хотят видеть разнообразные предложения по покупке загородной недвижимости в разных ценовых сегментах: от готового коттеджа и таунхауса до квартиры в малоэтажном комплексе.
Кроме того, строительство мультиформатных проектов экономически эффективно для застройщиков. Квартиры за городом меньше по площади, чем коттедж или таунхаус, отчего стоят дешевле и продаются быстрее других объектов загородной недвижимости. Таким образом, застройщик имеет возможность быстрее получить финансовую отдачу и не останавливать реализацию проекта в ожидании новых денежных вливаний.
Участники экспертного совета оговаривались, что, безусловно, реализация любого мультиформатного проекта имеет свои особенности. Но при этом, есть некоторые стандарты, от которых не желательно отступать. Так, необходимо, чтобы недвижимость разных форматов не имела прямого соседства друг с другом. Для этого территория всего поселка была соответствующим образом зонирована. Кроме этого, все объекты мультиформатного поселка должно быть построены в одном архитектурном стиле. Маркетинговая политика и продвижение мультиформатного объекта должны быть направлены на достижение социальной однородности состава жителей поселка.
Роман Медведев директор компании «Дельта девелопмент»
Наша компания одной из первых в Новосибирске начала строить мультиформатный поселок. Рынок загородного жилья просил нечто новое, и мы отреагировали на возникший спрос, вписав в уже действующий коттеджный поселок многоквартирные малоэтажные дома. Чтобы соблюсти интересы всех жителей поселка, новые здания мы расположили так, чтобы они не закрывали солнце и не создавали дискомфорта для тех, кто проживает в коттеджах. Кроме того, сдаваться малоэтажные дома будут поочередно. Эксплуатацией жилья в малоэтажных домах занимается управляющая компания коттеджного поселка.
Елена Новикова руководитель отдела рекламы Green Wood Residence & SPA
Квартиры за городом сегодня особенно востребованы. Их приобретают чаще как второе жилье. Загородная квартира имеет достаточно плюсов, чтобы ее приобрести вместо дачи, куда можно приезжать летом и при этом не задумываться о бытовых проблемах, связанных с уборкой придомовой территории. На счет того, кто будет жить в организованных жилых комплексах, то это в большей степени зависит от позиционирования самого поселка и стоимости квадратного метра жилья в нем. Очень важным аспектом в жилых комплексах такого уровня считается равное социальное положение соседей.
Сергей Николаев аналитик рынка недвижимости
Несмотря на то что рынок малоэтажного жилья в ценовой политике неоднороден, госпрограммы стимулируют строительство только жилья эконом-класса, ущербного в том или ином отношении. То качество проектирования оставляет желать лучшего, то технология строительства. До некоторых привлекательных поселков (например, до комплекса «Солнечный», где студия стоит 800-900 тыс. руб.), просто сложно добраться, не имея автомобиля. Хотя, на мой взгляд, малоэтажное жилье в пригороде должно и может быть дешевым и качественным. А задача власти —обеспечить транспортную доступность.
Инна Свечникова президент Ассоциации застройщиков малоэтажного и индивидуального домостроения
В последние годы изменился круг покупателей загородного жилья. Если раньше индивидуальное домостроение было ориентировано на элиту, то сейчас на эконом-класс. Оперативно реагируя на потребности рынка, застройщики перешли к мультиформатным проектам, включающим различные объекты из мира малоэтажного домостроения: земельные участки, индивидуальные дома, блокированные постройки, квартиры в 3-4-этажных домах. Это объясняется еще и тем, что ипотечные программы в основном ориентированы на многоквартирное строительство, стимулируя тем самым спрос.
Екатерина Толкачева директор компании «Зеленый дом»
Мультиформатные проекты предоставляют возможность приобрести загородное жилье людям с разным достатком. Кто не может купить коттедж, приобретает таунхаус. Для тех, кому и такой вариант дорог, есть квартиры. Главное — чтобы эти объекты недвижимости не противоречили друг другу в структуре одного поселка в архитектурном плане. С другой стороны, для застройщиков мультиформатные проекты — возможность балансировать прибыльность и ликвидность реализуемого проекта. Жилье малой площади всегда востребовано, его легко продать и вернуть вложенные деньги. Зато продажа коттеджей гарантирует большую выгоду.
Вадим Сухарев член совета директоров ООО «АКД»(жилой комплекс «Бавария»)
Рынок малоэтажного жилья сам по себе мультиформатен. И все типы загородного жилья в нем найдут своего покупателя. Каждый застройщик работает в своем формате и ценовой политике. К примеру, мы строим жилье низкой плотности — квартиры в малоэтажных домах, и, соответственно, рассчитываем на своего потребителя. Исходя из потребностей покупателя, для кого‑то большое значение имеет своя земля, и он выбирает коттедж. Кому‑то важно жить за городом, но не быть обремененным обязанностями по содержанию участка, тогда он выбирает квартиру в малоэтажном доме.
Александр Астахов исполнительный директор компании Rolband & Partners
Создание мультиформатных проектов связано с поиском новых ниш в малоэтажном домостроении. Хотя и этот подход не отменяет спе-цифики жизни за городом. Для многих живущих за городом людей эта зима стала суровым испытанием. Из-за обильных снегопадов дороги в поселках не успевали чистить, и жители некоторых коттеджных поселков оказались в ловушке. Поэтому важно не только, какую недвижимость ты приобретаешь за городом, но и как осуществляется управление поселком, в котором тебе предстоит жить. Еще одна особенность загородного проживания, которую следует учитывать, — это недостаток объектов инфраструктуры.
Подготовила Ирина Овдина