Для установления деловых взаимоотношений между бизнесом различных стран, даже объединённых в ЕАЭС, недостаточно политической воли властных структур.
Определяющую роль играет возможность личного контакта бизнесменов и откровенного обсуждения перспектив взаимовыгодного сотрудничества.
Второй день Конференции «Выход на рынки ЕАЭС — первый шаг к глобальному экспорту», организованной Минпромторгом НСО, Центром поддержки экспорта, Российским экспортным центром и ГК «Инновационная Бизнес Группа», дал возможность сибирским предпринимателям на практике отработать деловые технологии выхода на внешние рынки. Этому способствовали двухчасовой Work Shop с руководителями подразделений Российского экспортного центра (далее РЭЦ) в Новосибирске и Красноярске Еленой Браговой и Татьяной Андреевой, которая также является федеральным тренером Школы экспорта РЭЦ, и последовавшие переговоры российских предпринимателей со своими коллегами из стран ЕАЭС в формате b2b.
«В формате Work Shop проводятся стратегические сессии в головном офисе РЭЦ — с представителями Правительства РФ, бизнесом, федеральными и региональными экспертами РЭЦ и Центров поддержки экспорта. Это эффективная модель взаимодействия, и мы решили внедрить её на нашем региональном уровне», объяснила Елена Брагова включение тренинга в программу Конференции.
В основу Work Shop легло решение восьми кейсов, каждый из которых основан на конкретной проблеме, встающей перед выходящим на экспортный рынок бизнесом. Участникам во взаимодействии с федеральным и региональными тренерами предстояло определить оптимальные технологии внешнеэкономической деятельности с использованием широкого круга продуктов, предлагаемых Российским экспортным центром. Экспресс-опрос предпринимателей уже на начальной стадии позволил выявить приоритетные этапы экспортной деятельности: к «важным» большинство бизнесменов отнесло «выбор рынка», а к «сложным» — «подготовка товаров к требованиям рынка» и «продвижение товара». Татьяна Андреева отметила, что новосибирские бизнесмены не включили в перечень проблемных этапов финансирование и оплату экспортных контрактов — по мнению федерального бизнес-тренера, это свидетельствует об умении предпринимателей договариваться как с финансовыми учреждениями, так и со своими партнерами о решении денежных вопросов.
После предварительного ознакомления с продуктами РЭЦ для компаний-экспортёров начался «мозговой штурм», в ходе которого восемь групп участников, объединенных общими задачами, искали их наилучшее решение. В ходе жарких переговоров за столами каждый предприниматель предлагал решения на основе своего опыта, и зачастую дискуссии уходили от заданных целей — но региональные тренеры РЭЦ, выступавшие модераторами каждой из площадок, вовремя возвращали прения в деловое русло. В результате вырабатывалось коллегиальное мнение, как результат сплава практических навыков каждого из участников и возможностей, предоставляемых Российским экспортным центром.
В итоге бурных двадцатиминутных дискуссий все восемь групп участников оказались готовы представить своё видение путей решения поставленных кейсов. Предпринимателями были использованы все продукты РЭЦ, наиболее популярными из которых оказались «Консультация представителя РЭЦ в целевой стране», «Международная сертификация и патентование» а также «Финансовая поддержка и страхование экспортных контрактов». Директор по развитию бизнеса ООО "Трейд Импорт", Алёна Федоткина особо отметила необходимость понимания менталитета потенциального партнёра по бизнесу, приведя пример — при переговорах с японскими бизнесменами необходимо обращать внимание на многие нюансы: например, цвет одежды или манеру принятия визитных карточек.
Продолжая тему установления межличностных деловых взаимоотношений, управляющий партнёр ГК «Инновационная Бизнес Группа» Марина Глаголева рекомендовала бизнесменам акцентировать внимание потенциального покупателя на удовлетворении его потребностей и интересов — в первую очередь, на потенциально получаемую ими прибыль.
В результате проведённого Work Shop новосибирские предприниматели, поддержанные возможностям РЭЦ, перешли к переговорам с бизнесменами стран ЕАЭС в формате b2b. Предваряя работу «биржи контактов» Карен Иванов, возглавляющий делегацию Республики Армении, позитивно отозвался об аналогичном мероприятии, прошедшем в прошлом году — на нём были заключены конкретные контракты на поставку сибирской снековой продукции. «Посмотрим, какие новые компании появились в этом году и рассчитываем, что и сегодня от сибирских бизнесменов получим интересные предложения», оптимистично настроен руководитель направления СНГ ТПП Республики Армения.
В свою очередь представитель Российского экспортного центра в Белоруссии Виктор Доронкевич, возглавляющий белорусскую делегацию, отметил, что у новосибирских предпринимателей есть понимание рынка Беларуси. По его мнению, во многом этот позитивный эффект проявился поcле январского визита Губернатора Новосибирской области. В результате встречи, проводимые белорусской делегацией, оказались очень конкретными — сибиряки не просто «приехали посмотреть», но делают проработанные предложения, подтверждённые экономическими расчётами. Виктор Доронкевич убеждён — несмотря на наибольшую из стран ЕАЭС удалённость Беларуси от Новосибирска, хорошо проработанная логистика и имеющиеся транспортные мощности позволяют не воспринимать расстояние, как преграду во взаимоотношениях.
«Я провел переговоры с белорусской компанией ООО "РБ-КОТ"/ООО «Корнтрейдинг» Белорусская сторона обозначила свои условия приобретения сельхозпродукции у сибирских производителей, и свои пожелания по отправке этой продукции. Отдельно обсуждались вопросы качества продукции и выполнение графика поставок. Результатом переговоров уже сегодня стало предоставление расчетов и определение стоимости возможных контрактов. Встречи такого формата интересны и продуктивны для поиска потенциальных клиентов и партнеров», рассказал Директор по маркетингу ООО "СЭИК" Андрей Чирок.
«Можно с уверенностью сказать — то, что востребовано казахстанским бизнесом, производится в Новосибирской области», не сомневается Абдулла Кундакбаев, глава делегации Республики Казахстан. По его словам, для получения реальных и взаимовыгодных результатов нашим бизнесменам надо тесно работать, чему и служит сегодняшний формат встречи. При этом Абдулла Кундакбаев считает — наши государства должны оказывать ещё более существенную поддержку национальному бизнесу для его трансграничного развития.
Александр Росляков, заместитель представителя Опоры России в Кыргызстане сообщил, что нашёл много полезных знакомств, которые могут перерасти в деловые взаимоотношения — так, уже подписан Протокол о намерениях с одной из новосибирских компаний. А Егор Суздальцев, начальник отдела развития компании РЭЛСИБ, только что закончивший переговоры с киргизскими бизнесменами отметил: «Наши контрольно-измерительные приборы имеют широкий диапазон применения — и думаю, что можем рассчитывать на плодотворное сотрудничество с Кыргызской Республикой в таких отраслях, как, например медицина».