Меню

Евгений Янкилевич: Продолжим «оттягивать» пассажирские потоки из Москвы

Все направления региональных авиаперевозок требуют развития, особенно в труднодоступные населенные пункты, считает генеральный директор аэропорта Толмачево.

Евгений Янкилевич уверен, что только таким образом можно добиться равных условий по обеспечению транспортной доступности населения территории Сибирского федерального округа и страны в целом.

Сколько региональных рейсов было субсидировано и запущено за последние два года, и какие из них смогли выйти на самоокупаемость? Какие направления планируется запустить и что, по мнению руководства новосибирского аэропорта, необходимо сделать для более качественного развития авиасообщения между городами СФО? Евгений Янкилевич поделился своими мыслями в беседе с «ДК».

Субсидии как стимулятор роста региональных рейсов

— Что такое региональная авиация? Региональные воздушные линии —  это линии, протяженность которых составляет не более 1800 км между новосибирским Толмачево и другими аэропортами. Региональное сообщение обслуживается воздушными судами с максимальной взлетной массой не более 45 тонн.

Аэропорт Толмачево, совместно с авиакомпаниями-партнерами, активно занимается решением вопроса о развитии региональных перевозок, и он становится все более актуальным.

В майском указе президента России федеральному правительству и Минтрансу поставлена задача расширить сеть межрегиональных регулярных пассажирских авиамаршрутов, выполняемых вне Москвы, до 50% от общего количества внутренних региональных перевозок.  

Это значит, что для обеспечения эффективных и географически логичных транспортных связей необходимо выстраивать модель развития авиаперевозок из регионов через крупные стыковочные авиаузлы.

Считаю крайне важным при реализации государственной поддержки развития авиаперевозок (в т.ч. по Постановлению № 1242) обеспечить единство условий транспортной доступности для жителей ДФО и СФО по отношению к условиям для жителей западных регионов РФ (осуществлять рассмотрение вопроса транспортной доступности в совокупности по всем видам транспорта, с учетом расстояний и доступности альтернативных видов транспорта).

Сейчас в аэропорту Толмачево программу развития региональных перевозок реализует базовая авиакомпания S7 Airlines, используя новый тип региональных воздушных судов Embraer Е-170. Это позволит Новосибирску в ближайшей перспективе нарастить частоту авиасообщения с рядом сибирских городов. Только в 2017 году авиакомпания открыла около 15 региональных рейсов из новосибирского аэропорта и планирует открывать еще.

Росту регионального авиасообщения во многом способствует федеральное субсидирование пассажирских авиаперевозок. В Толмачево благодаря госпрограммам обслуживаются направления в города Дальнего Востока, Республики Крым, а также региональные авиаперевозки. 

В 2017 г. по постановлению правительства РФ №1242 субсидировалось 10 направлений: Байкит, Горно-Алтайск, Томск, Ноябрьск, Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Стрежевой, Сургут, Северо-Енисейск и Новый Уренгой.  Общий пассажиропоток на рейсах в рамках программы в 2017 г. составил 183 674 человек, что на 169% больше, чем в 2016 г.  Всего в 2017 г. на региональных рейсах было перевезено 709 547 человек, прирост к 2016 г. составил 41%.

Можно сказать о переходе от количественных показателей к качественным. Например, из списка восьми субсидируемых в 2016 г. региональных направлений четыре (Абакан, Кызыл, Тюмень, Талакан) вышли на коммерческую основу в 2017 г. Выполнение рейсов по всем направлениям стало возможным благодаря господдержке.

В 2018 г. в рамках П-1242 запланировано субсидирование по девяти направлениям, четыре из которых субсидировались и в 2017 г. (Ноябрьск, Северо-Енисейск, Стрежевой, Ханты-Мансийск), и три новых — Белоярский, Когалым, и Надым. В 2018 г. возобновляется субсидирование авиаперевозок в Томск. Полеты по этим направлениям будут выполнять авиакомпании S7 Airlines, NordStar, «Турухан» и «ЮТэйр».

В 2017 г. впервые с начала действия программы господдержки региональных авиаперевозок в софинансировании рейсов приняло участие правительство Новосибирской области. В 2018 г. программа софинансирования продолжится в отношении четырех направлений — Белоярский, Кызыл, Надым и Ноябрьск.

Вне программы субсидирования региональных авиаперевозок планируется увеличение частоты полетов в Сургут, Норильск, Новый Уренгой, Омск, Абакан, Салехард, Пермь, Красноярск, Иркутск и Ханты-Мансийск, а также возобновление рейсов в Братск.

Очевидно, что Новосибирск продолжит и дальше «оттягивать» на себя потоки пассажиров Московского авиаузла, которые сейчас вынуждены следовать по географически неоптимальным маршрутам. Чтобы по-настоящему развивать региональные авиаперевозки, очень важно, чтобы была постоянная поддержка со стороны региональных властей: участие в программах субсидирования, решение вопроса транспортной доступности аэропорта Толмачево как сибирского авиационного хаба, а также усовершенствование существующих программ финподдержки.

Развития требуют все направления региональных авиаперевозок, особенно в труднодоступные населенные пункты. Только таким образом можно добиться равных условий по обеспечению транспортной доступности населения территории Сибирского федерального округа и страны в целом.

Загвоздки и предложения

— Существуют определенные ограничения субсидирования в рамках действующих программ. Например, нет возможности поддерживать внутрирегиональные авиаперевозки. Для СФО это очень актуально, так как многие населенные пункты в пределах одного региона в Сибири могут находиться на расстоянии 1000 км друг от друга. Но субсидирование этих авиаперевозок из федерального бюджета невозможно по существующим условиям программ господдержки.

Экспертная группа по развитию авиации в Сибири при полномочном представителе президента России в СФО (в состав которой входит и аэропорт Толмачево) разрабатывает предложения повышения эффективности программ субсидирования: по итогам недавнего заседания в рамках работы VII Международного Сибирского транспортного форума аэропорт Толмачево внес предложения, например, по изменениям в части продления шкалы величины предельного тарифа до 2000 км, увеличения предельного порога пассажиропотока для СФО до 12 тысяч пассажиров в год.

Мы считаем, что каждая заинтересованная сторона должна видеть свою выгоду в перспективе. При этом большое значение имеет планирование на несколько лет. Одно из предложений по изменению условий программы субсидирования по постановлению №1242 — это закрепление срока предоставления субсидий для каждого поддерживаемого направления на период не менее двух-трех лет. Поддержка регионального направления в течение такого периода позволит пассажирам получить гарантированную возможность авиаперелета на несколько лет, аэропорту — составлять свою маршрутную сеть в перспективе, а авиакомпании — планировать развитие данного маршрута, что в конечном итоге обеспечит постепенный переход направления на коммерческую основу.

Многие компании заинтересованы в осуществлении региональных авиаперевозок, и они участвуют в программах субсидирования, стараясь выходить на коммерциализацию рейсов. К примеру, это наши постоянные партнеры — компании S7 Airlines, «Ангара», «ИрАэро», «Ямал», «Турухан» и др.  

Интервью подготовлено  для выпуска журнала «Деловой квартал». Книга рейтингов» от 25.06.2018 г.