Меню

Франчайзинг по-русски: история от новосибирского юриста

«Франчайзинг — модное направление в бизнесе. Договоры такого рода достаточно сложны, и предприниматели часто ошибаются при их заключении и исполнении».

Управляющий партнер юридической компании «Ветров и партнеры» Виталий Ветров:

Франчайзинг — модное направление в бизнесе. Иначе, это договор купли-продажи предприятия как комплекса прав и имущества, или договор коммерческой концессии. Франчайзинг может быть выражен и в предоставлении бизнес-опыта совместно с деловой репутацией (передача товарного знака). Договоры такого рода достаточно сложны, и предприниматели часто ошибаются при их заключении и исполнении.

Фабула дела

Между индивидуальными предпринимателями был заключен договор купли-продажи франчайзингового подразделения туристической компании. Покупатель в полном объеме выполнил обязанности по договору: в надлежащий срок перевел оплату и, не получив встречное исполнение, направил в адрес продавца претензию о расторжении договора и возврате денежных средств.

Далее покупатель обратился в суд с аналогичными требованиями. Суд признал ничтожным договор купли-продажи франчайзингового подразделения туристической компании и обязал вернуть денежные средства.

Судебный акт: Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2018 г. по делу А40-213677/2017  

Позиция суда

1. Из представленных в материалы дела доказательств судом сделан вывод о том, что между индивидуальными предпринимателями сложились договорные отношения по поводу продажи бизнеса (договор франчайзинга или коммерческой концессии).

2. Судом констатирован факт несоблюдения формы договора — отсутствие его государственной регистрации в уполномоченном органе (Роспатент).

3. Суд установил, что передачу прав на бизнес (включая товарный знак), по спорному договору осуществляло лицо, не являющееся их правообладателем, следовательно, передать чужое невозможно.

4. Суд определил, что запрет на передачу прав на средства индивидуализации установлен соглашением между продавцом и непосредственным правообладателем. Следовательно, отчуждение франчайзингового подразделения туристической компании было незаконным.

Комментарии

1. Договор франчайзинга заключается между законным правообладателем и покупателем бизнеса, такой договор является заключенным с момента его государственной регистрации в уполномоченном государственном органе (Роспатент).

2. Договор франчайзинга — комплексный договор в отношении всего бизнеса (предприятия): права по нему передаются в отношении имущества, опыта, контрагентов, товарных знаков, ноу-хау, патентов.

3. В случае отсутствия государственной регистрации договора, такой договор признается ничтожным ввиду несоблюдения формы, а денежные средства, оплата которых уже произведена, подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.

4. Приобретая бизнес либо направление бизнеса по договору франчайзинга, необходимо тщательно подходить к проработке текста договора и осуществить его государственную регистрацию.