Меню

Франшиза: юридическая реальность

Иллюстрация: Правовой центр "Аргумент"

Собираетесь открыть бизнес под известным брендом? Предложение в рекламе не соответствует условиям на бумаге.

Как правило, для покупки бизнес модели под известным брендом используют договор франчайзинга. В Российском гражданском законодательстве такой договор именуется коммерческой концессией — соглашение сторон, по которому правообладатель передает пользователю право использовать комплекс исключительных прав. О том, как правильно заключить договор, чтобы избежать негативных правовых последствий, рассказала  партнер компании  Правового центра сопровождения и защиты бизнеса "Аргумент" Яркова Елена Сергеевна.

Что понимается под «коммерческой концессией»?

Под «коммерческой концессией» в России понимается система готового раскрученного бизнеса, куда входит предоставление права пользования уже узнаваемого товарного знака, план открытия бизнеса, эскизный дизайн-проект помещения, фирменный стиль одежды сотрудников, макеты рекламной и сувенирной продукции, описание порядка работы и корпоративных стандартов в области продаваемого бизнеса и т.д.

Что самое главное на начальном этапе такого соглашения?

Главный момент — это юридическая экспертиза договора, потому что обещаний может быть много, а в договоре закрепляются общие фразы, которые на первый взгляд выглядят многообещающе, но в действительности либо не исполняются совсем, либо Правообладатель подходит к исполнению своих обещаний формально. И уже на начальном этом этапе исполнения заключенного договора неопытные Пользователи часто попадают в капкан — приходит понимание, что договор не содержит той конкретики, о которой стороны договаривались на начальном этапе устно или в виде красивых презентаций, которые не являются частью договора.

Каковы правовые последствия такого договора?

Последствия могут быть разными. Суд может переквалифицировать такой договор в любой иной, в зависимости от содержания договора. Например, в договор оказания услуг — тогда получится, что Пользователь платил большие деньги просто за некие консультации. Либо наоборот, суд может признать поступившие паушальные взносы и роялти неосновательным обогащением и обязать вернуть их Пользователю. Чаще всего все происходит примерно по одному сценарию: Пользователь принимает решение о расторжении договора и после отказа Правообладателя в добровольном порядке расторгнуть договор идет к юристам. Фактическая экспертиза (юридический анализ) договора к сожалению проводится только на этом этапе. К большому удивлению Пользователя юристы обнаруживают, что договор не содержит условий, позволяющих его расторгнуть в одностороннем порядке. Это означает, что Пользователь обязан ежемесячно платить роялти до даты окончания договора — иногда это 5-7 лет.

Что делать Пользователю в таких случаях?

Мы предлагаем разные варианты решения ситуации. Во-первых, мирное урегулирование — это добровольное расторжение договора. Конечно, мы предварительно находим недостатки в исполнении договора и иные слабые места. На самом деле, мирное урегулирование, случается часто, т.к. Правообладатели бояться сформировать плохую судебную практику по своему стандартному договору или потерять других клиентов на фоне судебного процесса с одним из Пользователей. Во-вторых, судебное разбирательство — основания для судебного расторжения мы находим практически всегда. Как правило, стороны по договору допускают ненадлежащую фиксацию оказанных услуг, поставленной продукции, выполненных работ, неточности первичной документации, а иногда и вовсе оказывается, что сама передача исключительных прав не была зарегистрирована в Роспатенте. В последнем случае, мы признаем передачу исключительных прав не состоявшейся и взыскиваем все перечисленные деньги по договору, как убытки. Конечно, у всех разные договоры, от каждого слова, написанного в нем, зависит выбор конкретных исковых требований.

Ваш главный совет покупателю «франшизы»?

Никогда не заключайте договор франчайзинга без его юридической экспертизы —  убытки могут быть просто колоссальными.

Сейчас в нашей компании действует предложение по комплексному сопровождению франчайзинга. Мы не просто анализируем Ваш договор, но и предлагаем гарантийное обслуживание в течение трех лет, включая судебные споры.

 

"Аргумент", Правовой центр сопровождения и защиты бизнеса. 
г. Новосибирск, ул. Кирова, 48, БЦ Время, офис 701.
+7 (383) 286-45-40+7-963-945-79-22
www.aargument.ru