Меню

«Хорошо видны «тараканы» собственника, когда читаешь объявления о вакансиях». Мнение

Как собственник ограничивает сотрудников и поток прибыли, сам того не осознавая? Какие установки мешают развитию бизнеса?

Бизнес-тренер Светлана Войтенко

— Периодически приходят клиенты — собственники бизнесов с запросом: «Сделайте что-нибудь с моими сотрудниками: они ничего не хотят делать, им ничего не нужно. Сколько тренингов по продажам прошло, а все равно ничего не делают. Надо тренинг по мотивации провести, чтобы они работать захотели…» и очень подробно описывают, как не хотят работать сотрудники: «Опаздывают, на рабочих местах свои проблемы решают, клиентам не перезванивают (а товар премиальный, и клиенты соответствующие). Несколько человек увольняться собирались, да мы их уговорили остаться: зарплату подняли, а они все равно ничего не делают…»

Прежде чем переходить к сотрудникам, которые ничего не хотят, задаю вопросы собственнику о нем самом: «А вы чего хотите для себя самого? Куда идете, к чему стремитесь? Есть ли цели?». В растерянности: неудобный вопрос. Человек о себе говорить вообще не намеревался, только о сотрудниках, которые ничего не хотят.

— А я-то тут причем? Проблема же не у меня, а у сотрудников…

— У сотрудников только одна проблема — вы, который с них что-то периодически требует. И больше никаких проблем нет. Проблемы у вас: прибыль падает. Сотрудникам до вашей прибыли дела нет.

— Так вот это и напрягает: они же должны переживать, чтобы прибыль росла постоянно…

— Зачем им об этом переживать, если вам как собственнику это все равно? Вам все равно, и им тоже.

Выясняется, что целей нет уже давно. За восемнадцать лет ведения бизнеса уже реализованы все детские и взрослые «хотелки»: квартиры, машины, яхты, путешествия…

— Чего еще хотеть — не знаю: все же уже есть?

— Так ведь и потерять можно то, что есть: содержать дорого будет, если денег не будет хватать.

Не верит, смеется.

— Восемнадцать лет хватало, а тут вдруг не будет? Прибыль пусть и не растет последние пять (!) лет, но все-таки на том же уровне держится. И то хорошо, куда еще деньги-то девать?

Что ни фраза, то установка или ограничение, которые не дают идти вперед ни себе, ни бизнесу, ни сотрудникам. «

— А зачем сотрудников удержали? Они просили об этом, о повышении зарплаты?

— Ну как, а зачем они еще куда-то собрались? Больше денег стало нужно, вот и все.

— Это они вам сказали?

— Я и не спрашивал: и так же все понятно…

— Эээ… И вы им их вот так просто дали? За те же самые функции или что-то добавили?

— Да, за то же самое. А какие функции у нас добавишь: все уже распределено давно, и все понятно.

Любой бизнес начинается в голове собственника и заканчивается там же, если он не расстанется вовремя со своими установками и образом мышления, которые неминуемо отражаются в самом бизнесе.

Самые крутые бизнес-консультанты убьются насмерть с оптимизацией бизнес-процессов и внедрением самых крутых технологий, если собственник и первые лица компании внутренне их не примут и изменят свое отношение к людям, процессам, самим себе.

Очень долго человеческий фактор, особенности личности собственников бизнеса, вообще не принимались во внимание.

Но бизнес — это всегда отражение того, что есть в голове у собственника.

Если он считает, что все работают только за деньги, то у него и работать будут только те, кто работает за деньги. Если собственник убежден, что все вокруг обманывают, то в его бизнесе рулить всем будет он сам либо служба безопасности, устраивая бесконечные проверки, участвуя в согласовании документов, смысл которых ими так и остается непонятым. И все равно будут обманывать.

Очень хорошо видны «тараканы» собственника, когда читаешь объявления о вакансиях, особенно топ-менеджеров: все как на ладони! Становится понятно, чего ждать.

Конечно же, мы все неидеальны, и нет ни одного человека без своих особенностей. Но здесь важно осознавать: вот мое ограничение, а вот мой бизнес, и это не одно и то же. Не должны сотрудники отвечать за «тараканов» в голове собственника, как это часто бывает. Можно заказать любой тренинг: по мотивации, продажам, командообразованию, но если цель бизнеса – не прибыль и хорошая репутация, а компенсация психологических травм собственника, они не помогут. Даже если пригласить самого модного тренера.