Григорий Сосновский, БКС: «Нужно грамотно играть на чувствах человека – страхе и жадности»
Директор новосибирского филиала банка БКС Премьер рассказал о причинах и последствиях понижения ставок по депозитам в банках, а также о том, как хранить деньги.
Банковский вклад остается для российских инвесторов самым популярным способом вложить свои деньги. Этот способ в первую очередь прост, он понятен, поколения советских и российских граждан привыкли хранить свои деньги в сберегательной кассе, и поэтому каждое изменение ставок вызывает достаточно бурную реакцию вкладчиков.
Средняя ставка в 10 крупнейших банках опустилась ниже 10% и составила 9,65%.
Причин этому много, но все вращается вокруг одной глобальной причины – самого банковского механизма: когда банк берет деньги у вкладчиков, для того чтобы их разместить в виде кредита среди организаций и физических лиц.
Что же происходит сейчас? Сейчас банки столкнулись с нулевым ростом кредитования. Во-первых, все меньше людей и организаций могут позволить себе кредит по текущим процентным ставкам, а во-вторых, сами банки значительно ужесточили требования к заемщикам, и как раз те граждане или организации, которые сейчас нуждаются в деньгах, этим требованиям не удовлетворяют.
Сейчас на кредитном рынке вообще сложилась забавная ситуация: чтобы соответствовать требованиям для получения кредита, у тебя должно быть все очень хорошо в финансовом плане. Но если у тебя все хорошо, зачем тебе кредит?
В итоге банки сталкиваются с излишней ликвидностью – на рынке просто нет краткосрочных способов размещения активов вкладчиков.
При этом все понимают, что текущая ключевая ставка слишком высокая для нормального развития экономики и будет непременно снижена в этом году – а это неминуемо вызовет снижение ставки банковского депозита.
Также АСВ увеличил нормы отчисления в свои резервы, и эти расходы банки тоже предпочли переложить на плечи вкладчиков. Все это заставляет банки предпринимать определенные действия.
«Этой весной вклады не расцветут» – под таким лейтмотивом прошли несколько публикаций в федеральных СМИ.
Суть всех этих статей простая – банки не имеют возможности привлечь или удержать деньги вкладчиков предложением хороших условий, более того – вынуждены снижать ставки по депозитам. И тогда, для того чтобы удержать деньги у себя, банки начинают «словесные интервенции».
Интервенции на финансовых рынках – это вливание денежных средств в тот процесс, который нужно подстегнуть или направить в нужную сторону. Например, Центробанк России может покупать или продавать валюту, для того чтобы удержать курс в допустимых для себя (не для нас с вами, конечно) рамках. Также и банки могут предлагать различные сезонные депозиты на короткий срок с высокой ставкой, для того чтобы деньги вкладчиков не оттекали, а – наоборот.
Однако, для того чтобы проводить интервенции, нужны ресурсы. А когда ресурсов или возможностей не хватает, начинаются словесные интервенции.
Для строительства иллюзий инвестиции не нужны, а нужно грамотно сыграть на двух основных чувствах человека, которые определяют его экономическое, да и не только, поведение – на страхе и жадности.
Жадность выступает в роли желания экономического субъекта, выступает определенной мерой доходности, которую желает получить клиент. Страх – это мера риска, мера того, насколько вероятной для себя инвестор видит возможность потерять часть капитала в случае неблагоприятного исхода.
В случае банковского депозита клиент обладает нулевой терпимостью к потерям. Он не готов потерять ни процента от первоначальной суммы инвестирования, мало того – он не готов рисковать даже своей доходностью, и именно поэтому она мала, ведь прямую связь риска и доходности в экономике никто не отменял.
Получается, что сыграть на страхе клиента, который выбрал депозит в банке, достаточно сложно – почти все банки застрахованы АСВ, по тем банкам, которые уже лишены лицензии, вполне цивилизованно прошла процедура выплаты, или зачастую просто перемещения депозита в другой банк.
Если сыграть на страхе невозможно, придется играть на жадности – то есть предлагать клиенту более высокую ставку, лояльные условия (пополнение вклада в течение всего срока, ежедневная капитализация процентов и т.д.). Но, как мы помним, – это невозможно, на это нет экономических сил, средств, да и желания.
И тут банки делают достаточно стандартный ход – они перемешивают в сознании рядового вкладчика страх и жадность. Последние статьи пронизаны одной мыслью: надо сейчас открывать длинные депозиты, пока есть хоть такие, невысокие, но все-таки вполне доходные ставки. Завтра будет хуже, говорят нам СМИ, завтра (в течение этого года) ставки станут еще ниже, и поэтому нужно открыть длинный (на срок более года) депозит сегодня.
Но решает ли это проблему вкладчика? Если все понимают, что дальше ставки будут снижаться, то может уже сегодня стоит поискать другой способ инвестирования? Зачем и дальше загонять себя в систему, где экономические условия – доходность – будут неумолимо ухудшаться?
То, что предлагают сейчас банки – долгие депозиты под текущие ставки – это конечно хорошо для банка, но хорошо ли для инвестора? Как мне кажется, загнанную лошадь стоит оставить ее судьбе, а самому найти более здорового и свежего рысака.
Есть ли такие предложения на рынке? Конечно, есть.
Депозит, про который мы так много говорим – это всего лишь форма заимствования денег банком у инвесторов за определенный процент под свои нужды. Чаще всего нужда банка состоит в том, чтобы раздать эти же самые деньги в виде кредита, только уже под совсем другой процент. Кредит возвращается, банк расплачивается с держателями депозита, разница между депозитом и кредитом – это доход банка.
То есть, по сути, банк выступает посредником между инвестором и кредитуемой организацией, беря на себя функции оценки кредитора, функцию возврата кредита и так далее.
Но на современном рынке есть крупнейшие компании, оценивать кредитоспособность которых не нужно, и так понятно, что она на самом высоком уровне, особенно это касается компаний с государственным участием. Например, Газпром. Можно с уверенностью сказать, что Газпром при отсутствии кардинальных форс-мажорных обстоятельств не обанкротится в ближайшее время, а значит – будет выплачивать свои долги.
Я сейчас говорю о рынке облигаций. По сути, это рынок торгуемых долгов крупнейших компаний. Облигация – ценная бумага, по которой компания обязана выплачивать в определенный срок (чаще всего каждые полгода) фиксированную доходность в виде заранее определенного купона. Невыплата купона в полном объеме или просрочка сроком хотя бы в один день приравнивается к техническому дефолту, после которого для компании вход на рынок облигаций практически закрыт.
Поэтому можно сказать так: пока компания жива и собирается жить дальше, она платит свои долги, вне зависимости от прибыльности, убыточности и других финансовых показателей. Поэтому, по сути, покупая облигацию, вы адресно кредитуете ту или иную компанию, которой доверяете. На рынке облигаций представлены крупнейшие игроки российской экономики – Газпром, Лукойл, Роснефть, Евраз, Сбербанк, ВЭБ, Алроса и другие.
Так как в этой цепочке заимствования отсутствует банк, это дает возможность инвестору размещать свои средства под более высокий процент, а компаниям – кредитоваться под более низкий. Например, на текущий момент покупка определенного набора облигаций дает инвестору от 11 до 14,5% годовых в рублях, при этом мы говорим о высоконадежных облигациях с крайне низким риском дефолта (такие компании, как Сбербанк, Газпром, Лукойл, ВымпелКом).
Есть ли депозит в банке, сравнимом по надежности с этими компаниями, под такую ставку? Нет
Есть ли возможность у этих компаний прокредитоваться в каком-либо из банков, под такую ставку и таким объемом (минимальное размещение еврооблигаций – 200 млн долларов)? Нет
Отдельной строкой хотелось бы отметить валютные депозиты и валютные облигации. Банки, путем сильного снижения ставки депозита, по сути, начали вытеснительную политику по отношению к валютным инвестициям. Во многих банках ставка депозита упала до уровня 1,5-2,5% годовых, что конечно не является разумным размещением средств.
На рынке валютных облигаций существуют решения, которые при высокой надежности дают от 5 до 8% годовых в долларах, что в несколько раз больше, чем текущие депозиты в банках.
Вот так, на стыке этих двух возможностей для инвестора и заемщика обойтись без банка и находится рынок облигаций. До недавнего времени он был закрыт для частных инвесторов высоким порогом входа (от 100 000 долларов) и прочими операционными издержками. На текущий момент многие инвестиционные компании сделали большой шаг к тому, чтобы этот рынок стал доступен практически всем инвесторам, которые задумались об альтернативе банковским вкладам.
Поэтому моя рекомендация простая: не стоит идти на поводу у чувств и эмоций при принятии решений, которые касаются денег. Нужно тщательно и взвешенно подойти к вопросу их размещения.
Директор новосибирского филиала банка БКС Премьер Григорий Сосновский
Директор новосибирского филиала банка БКС Премьер рассказал о причинах и последствиях понижения ставок по депозитам в банках, а также о том, как хранить деньги.