Меню

Гжегож Сулковски: Деньги – это не все в жизни

Я родился и вырос в Польше, закончил там университет. К сожалению, в Европе мнение о России в основном создают те, кто здесь никогда не был. Что мне только ни говорили: тебя убъют, посмотри на ка


Я родился и вырос в Польше, закончил там университет. К сожалению, в Европе мнение о России в основном создают те, кто здесь никогда не был. Что мне только ни говорили: тебя убъют, посмотри на карту— ты там потеряешься, и никто тебя не найдет Но я согласился.

 
С 2003 г. я живу в Новосибирске, а в 2006 г. организовал компанию «Bella-Сибирь» со стопроцентным польским капиталом. И я не понимаю тех, кто боится России. Люди здесь такие же, как в Европе. У них такие же глаза, руки, ноги. Что касается бюрократии, вы думаете, в Польше по-другому? Или в Германии? Там с этим тоже есть проблемы, за пять секунд всего не решишь.
 
Правда, некоторые процедуры у нас в Польше можно пройти быстрее. Например, проблема, с которой сейчас столкнулись,— выделение электроэнергии под строительство нашего логистического центра.
 
В Польше пишешь всего одну бумагу и в течение двух недель получаешь решение: на тебе электроэнергию— бери, сколько хочешь. При этом энергетику у нас никто не приватизировал. Здесь по-другому. Начинаем ходить по кабинетам: нет мощностей. Хотя знаем, что они есть. Но вопросы, тем не менее, решаются.
 
Написали в администрацию Кировского района, где мы находимся, и она нам помогла решить эту проблему.
 
Надо с людьми дружить,— так скажем. Политические моменты меня вообще не интересуют. Мне важно развивать фирму и помогать людям.
 
Меня часто спрашивают, а как вы относитесь к российскому бизнесу, можно ли ему доверять? Российский бизнес— он супер. Но иногда он как бы кратковременный, не смотрит далеко вперед. Ему важно, чтобы сегодня была хорошая прибыль, а завтра что будет— неважно.
 
Мы по-другому подходим. Я смотрю минимум на два года вперед. Свои филиалы в Сибири мы начали организовывать в 2008 г., но мысль об этом у меня уже была в 2006-м.
 
Еще один момент— отношение к сотрудникам. Я много ездил по Сибири и как-то заехал в Иркутск к товарищу, который был нашим дистрибьютором. Зашел к нему в офис, а там, в небольшом помещении, размером с мой кабинет, куча людей сидит друг у друга на голове. Только перегородочка маленькая, где руководитель. Вызывает он какого-то менеджера «на ковер», все это слышат. Это не дело.
 
И нельзя орать на людей. Надо уметь разговаривать. Чтобы человек понял, что он сделал плохо и как это исправить. К сожалению, некоторые хозяева привыкли воспринимать себя как крутых парней. У меня, мол, тачка крутая, куча «бабок», а ты кто вообще?— а ты никто.
 
Вообще удивляюсь, как у них еще люди работают. В Польше такого нет. Я бы и пять секунд у такого «хозяина» не проработал. И еще бы по башке ему дал, честно говоря. У тебя есть деньги, но это не всё в жизни, понимаешь? Надо еще, чтобы люди тебя могли оценить. Важно, чтобы из-за тебя никто не плакал. У меня такой вот принцип.
 
Когда в 2008 г. начался кризис, многие российские компании начали в первую очередь сокращать персонал. А вот я бы стал это делать в последнюю очередь, потому что люди, специалисты— это самое ценное, что есть у компании. Мы, например, в кризис никого не сокращали. В офисе стараемся создать для сотрудников максимально комфортные условия, многие даже дома не имеют такого комфорта, как у нас на работе. Наша философия: «Работа— это второй дом». Именно при таком подходе можно рассчитывать на полную самоотдачу от сотрудника, что он не уйдет с работы, пока не сделает то, что от него зависит.
 
Учитывая, что бизнесмены зачастую ориентированы только на быструю прибыль, обычные люди тоже не привыкли планировать свою жизнь надолго вперед. Мы приложили немало усилий, чтобы убедить наших работников относиться к своей жизни так, как люди это делают во всем мире. Например, некоторые живут в съемном жилье или с родителями, а я убеждал их в том, что можно и нужно покупать собственное жилье, воспользовавшись ипотекой. Другими словами, мы стараемся внушать людям уверенность в завтрашнем дне, веру в свои силы и делаем все, чтобы человек видел перспективу— как в работе, так и в жизни.
 
Несмотря ни на что, для бизнеса в России больше возможностей, чем в Польше или Германии, просто потому, что в Европе весь пирог так поделен, что каждый кусочек надо вырывать из горла.



Колонка написана специально для «Делового квартала»