Буланжери-бизнес набирает популярность в крупных городах: на центральных улицах и фуд-кортах торговых центров друг друга теснят булочные, кондитерские, пекарни. Кто с кем конкурирует в Новосибирске?
В Новосибирске на сегодняшний день насчитывается больше 138 пекарен (включая сети). По 2 предприятия находятся на территории Советского и Первомайского района, по 9 пекарен есть в Дзержинском и Центральном районах, в Кировском и Железнодорожном их 11, в Заельцовском – 17, в Калининском – 21. Самое большое количество пекарен находится в Октябрьском (27) и Ленинском (28) районах.
В Октябрьском районе Новосибирска, где численность населения составляет 218 715 тыс. человек, а это 13% от населения всего Новосибирска, минимальное расстояние от одного предприятия до другого – это 240 метров, которые разделяют пекарню на Никитина, 70 от пекарни на Чехова, 179. Больше всего торговых точек, выпекающих хлебобулочные изделия (5) скопилось на улице Бориса Богаткова, вероятно, это связано с её протяженностью, которая составляет больше 5 километров. Больше 7 километров придётся преодолеть, чтобы доехать от Пекарни «КонтинентЪ ХлебЪ» на Бориса Богаткова до Минипекарной по адресу: ул. Выборная 142/5 в Октябрьском районе. Неравномерное расположение предприятий создаёт в районе конкурентную среду, способствующую развитию бизнеса. Ещё одним фактором, влияющим на распространение пекарен в Новосибирске можно назвать относительно близкое расстояние от торговой точки до остановки автотранспорта. Например, среднее значение в Октябрьском районе составляет около 300 метров. Кафе и фудкорты вблизи пекарен могут составить конкуренцию, если находятся на центральных улицах, но в спальных микрорайонах пекарни соперничают в основном с магазинами. Так, в Ленинском районе среднее расстояние от пекарни до ближайшего кафе чуть меньше 200 метров.
Самая крупная новосибирская сеть пекарен – это BonApe, которая насчитывает 5 филиалов во всех крупных районах города. BonApe – это франшиза, реализуемая московской компанией «Восход-центр», последнее предприятие которой открылось в Новосибирске в ноябре 2014 г. Другая новосибирская сеть пекарен, «Домашняя выпечка», также имеет 5 филиалов, при этом 4 из них расположены в Ленинском районе, и находятся они на расстоянии 500 метров друг от друга. Отзывы о двух главных новосибирских буланжериях (по-русски – булочных-пекарнях) делятся на прямо противоположные, пользователи «Флампа» больше склоняются к посещению сети французских пекарен BonApe, мотивируя свой выбор не только разнообразием выпечки, но и хорошим сервисом.
Третья по крупности сеть, «ТЕСТОМЕСЪ», включает в себя 4 предприятия. Две пекарни расположены в Октябрьском районе, а ещё две – в Заельцовском и Калининском. Посетители «ТЕСТОМЕСа» отмечают высокое качество хлеба, в частности, лаваша.
Кафе-пекарни самой распространенной на сегодня буланжери-франшизы в Новосибирске («Синнабон») находятся на территории торгово-развлекательных центров, таких как «Ройял-парк», Сибирский Молл, ТЦ «Мега», а также «Аура» и «Галерея». Средних чек в заведениях варьируется от 230 до 280 руб. Как говорил владелец группы компаний «МегаГрупп» (в которую входит и франшиза «Синнабон») Олег Папазов в интервью интернет-порталу «Franchisinginfo.ru» в 2014 году: «Cinnabon – это уникальный продукт, у которого нет аналога ни в России, ни в мире». Успех создатели франшизы связывают с достаточно низким роялти – 6%, а также с тем, что предприниматели получают от франчайзи не только бренд, но и оборудование, возможность обучения менеджеров в Москве, а также технологию создания выпечки.
Сети составляют основную конкуренцию в сфере буланжери-бизнеса для местных производителей хлебобулочной продукции в Новосибирске. Преимущество единичных пекарен в том, что они открываются в спальных микрорайонах, в отличие от тех же франшиз, которые находятся в торговых центрах. Ещё один фактор – характерный способ приготовления, как у пекарен, выпекающих хлеб в тандыре (печь-жаровня, характерная для азиатской кухни). Два подобных предприятия есть в Октябрьском районе города Новосибирска – на Ленинградской, 75 и ул. Бориса Богаткова.
С другой стороны, как говорят сами игроки рынка, каждая пекарня, кондитерская, булочная работает на свой сегмент, своего покупателя, и, скажем, те, кто делает лепешки в тандыре, никак не мешают тому же «Синнабону», потому что это совершенно разные направления, и они делят покупателя, а не перетягивают его друг у друга.
Что касается дальнейшей тенденции развития рынка, то игроки считают, что он еще не перенасыщен, поэтому можно ждать появления новых сете й и одиночных точек, занимающихся выпечкой.
Подготовила Полина Болдырева