Владелец ювелирной компании рассказал ДК, что произошло с отраслью в последние 25 лет, как сократились объемы производства, что сегодня создают компании, работающие с драгоценными металлами и камнями.
Ваше предприятие называется «Русская ювелирная компания №1». Можно ли говорить о русской школе или, хотя бы, о русском стиле ювелирного дела? Или наша страна не может быть оригинальной во всем?
— Во всем быть первой или уникальной не может никакая страна, будь то США, Китай или Россия. Но что касается ювелирного дела, то Россия показывает мировой уровень уже не первое столетие. Сегодня у нас развивается не одна, а четыре школы ювелирного искусства, и между ними есть разница. Санкт-петербургская, московская, костромская/красносельская, екатеринбургская школы — каждая из них ведет свое начало от мастеров, которые раньше прославились чем-то особенным. Так, екатеринбургская традиция опирается на династии уральских камнерезов, а санкт-петербургская адаптировала западные стили, поскольку в свое время в северную столицу было приглашено много мастеров из Европы — Бове, Фаберже и другие. А костромская/красносельская школа — это серебряных дел мастера, которые изначально изготавливали посуду, затем перешли и на утилитарные изделия.
Наша компания относится к московской школе, родившейся и развивавшейся под некоторым итальянским влиянием. Хотя мастера «Русской ювелирной компания №1» равняются и на произведения Сазикова, Хлебникова, Фаберже и их учеников — то есть на санкт-петербургскую школу. Изначально наша фабрика задумывалась как продолжение именно русских ювелирных традиций и получила соответствующее название.
В обиходе встречаются два словосочетания: «ювелирная промышленность» и «ювелирное мастерство». К чему вы в большей степени относите вашу отрасль — к индустрии предметов потребления или к искусству создания неповторимых изделий?
— Оба понятия корректны, поскольку почти не пересекаются. Сегодня на отечественном рынке представлены компании, относящиеся е к категории «промышленное производство», а есть и те, которые можно назвать скорее ювелирными ателье.
В мире известны ювелирные бренды: Фаберже, Сваровски, Тиффани и т.д. Есть ли в России топовые ювелирные бренды? По каким параметрам можно выделить отечественных и международных лидеров?
— Если говорить о бренде, то сегодня в России найдется мало предприятий, которые можно сопоставить с этим понятием. Брендом у ювелиров можно считать марку, которая присутствует на рынке минимум 100 лет. Это те, кто смог удержаться во все времена и сохранили свою школу. На сегодняшний день в нашей стране могу назвать Московский Экспериментальный Ювелирный завод, стилистика которого идет еще из времен царской России; это санкт-петербургский завод «Русские самоцветы», продолжающий традиции Карла Фаберже. Все остальные участники рынка существуют 20-25 лет, поэтому применять к ним понятие бренда, на мой взгляд, рановато.
Какие изменения пережила ювелирная отрасль и рынок ювелирных изделий в России за последние 25 лет?
— Для начала вспомним, что в советское время отрасль была, а рынка как такового не существовало. Ювелирная промышленность была частью плановой экономики СССР. В стране работало 11 заводов — в Москве, Ленинграде, Костроме, Киеве, Кишиневе, Ташкенте, Баку, других городах. Главк «Ювелирпром» распределял сырье и госзаказ, а продукция реализовалась через единую сеть «Ювелирторга», от которой в Новосибирске сохранился магазин «Яхонт» (вернее, его название и специализация). Украшения были, как и многое другое, дефицитом. Молодоженам в ЗАГСах выдавали талон на обручальные кольца, среди прочих граждан право купить украшение распределяли профкомы, действовал пресловутый блат. При этом не удивляйтесь массивным камням в маминой броши или в кулоне вашей бабушки: советские «рубины» и прочие самоцветы были искусственно выращенными кристаллами.
За последовавшие четверть века произошли огромные перемены. Во-первых, изменилась отрасль: с 1991 года появилось много частных предприятий, но подавляющее большинство из них так или иначе связаны с советскими (к примеру, петербургский завод «Русские Самоцветы» разделился на 8 частей, одна из которых сохранила за собой прежнее название). Во-вторых, кардинально выросло качество продукции: отрасль перешла от непритязательных цветочно-лепесточных орнаментов с искусственными камнями к возрождению русского ювелирного искусства. Появились интересные дизайнеры, новые технологии и материалы. В-третьих, рынок открылся миру: речь идет не только о массовом импорте из Европы, Турции, Китая и других стран, но и о влиянии западных трендов.
А как влияют на состояние отрасли экономические сложности?
— Ювелирные изделия — это первое, что люди перестают покупать в кризис, и последнее, к чему они возвращаются при выходе из него. Поэтому именно наша отрасль предельно чувствительна к состоянию рынков и национальной экономики в целом. Мы зависимы от потребительских приоритетов: сначала питание и одежда, связь и услуги ЖКХ, затем путешествия и отдых, украшения же стоят в самом конце. С 2000 по 2008 годы в ювелирной промышленности России наблюдался сильный и устойчивый рост — около 10% в год. Отрасль быстро вышла на суммарный объем около 60 тонн золотых изделий ежегодно (каждое из них проходит пробирную инспекцию, откуда и поступают данные). С 2008 до 2014 годы пошел обратный процесс, и прирост сократился до нуля.
Теперешний же кризис начался на рубеже 2014-2015 годов обвалом рубля. А рынок ювелирного сырья почти полностью привязан к международным валютным ценам. За 9 месяцев 2017 года выпуск золотых изделий по России составил около 43 тонн, но основное последствие кризиса не только и не столько в снижении физического объема рынка. Он изменился качественно. Провал произошел, прежде всего, в ценности товара. Одни и те же позиции стали менее дорогостоящими: кольцо теперь делают не из 5, а из 2-3 граммов золота меньшей пробы и вставляют в него бриллиант не в 1, а в 0,5 карата. Если говорить о потреблении, то на сегодня у нас фактически исчез средний класс — потребители изделий в ценовой нише от 50 до 250 тысяч рублей.
Как выглядит ювелирная индустрия в отдельных регионах России и какие из них, на ваш взгляд, отличаются качеством ювелирной промышленности? Есть ли региональные особенности в потреблении?
— Если говорить о производстве, то сегодня к традиционным Петербургской, Московской, Костромской (Красносельской) и Уральской (Екатеринбург) школам добавились новые и весьма интересные. Одна из них сформировалась в Ижевске, где раньше был опыт декоративной чеканки по оружейной стали. Сейчас в Удмуртии работают ювелирные компании широкого профиля. Стилистически новаторские, неповторимые украшения демонстрируют там такие производители, как «Мастер-ювелир», «Параскева» и другие. Несмотря на кризисные явления, и диапазон, и уровень российского ювелирного искусства за последние десятилетия все равно зримо выросли. Свидетельство тому — первое среди 59 участников место молодого российского мастера Никиты Стёпина на мировом первенстве профессиональных компетенций World Skills в октябре 2017 года.
Что же до региональных различий на рынке, то ювелирные изделия продаются лучше в тех регионах, где выше экономические показатели и как следствие — уровень потребления. Выделяется на этом фоне Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, где некоторый всплеск продаж происходит после завершения сбора урожая. Для кавказского региона, например, характерна та же особенность производственного характера, что и в Приуралье. Дагестанское село Кубачи издавна славилось филигранными изделиями из серебра, а теперь там освоили новые технологии, стали работать и с золотом, и с бриллиантами. Для ювелирного дела в принципе очень важны любые традиции ручной работы, важен опыт, передаваемый из поколения в поколение.
Что касается Новосибирска, то это скорее город продающий, а не производящий?
— В Новосибирске тоже появились интересные ювелирные компании — например, «Биверс» и «Атолл». Но все равно там работают либо самоучки, либо выходцы из «Рембыттехники». Уровень ювелирной продукции задается школой, а она не появляется на пустом месте. В нашей отрасли и сегодня 80% ручного труда, а руку надо ставить, и глаз тоже должен формироваться особенный. У вас в Сибири нет специальных учебных заведений, как, например, Московское ювелирное училище имени Карла Фаберже, которое, кстати, окончил победитель World Skills Никита Стёпин.
Распространяется ли на ювелирное дело сегодняшняя тенденция к уходу покупателя от фабричных изделий?
— Интересный вопрос. Хотя мы говорим «ювелирная промышленность», «индустрия украшений» и т.п., в целом по отрасли, повторюсь, 80 операций из 100 производится вручную, если речь не о цепочках и другой «штамповке». Что тогда называть «крафтом»? Да, есть маленькие мастерские и ювелиры-индивидуалы. Экономически они связаны с отдельными магазинчиками, которым без уникальной продукции не выжить в конкуренции с сетями. Но «уникальный» и «качественный» не всегда синонимы. Частные ювелиры не имеют возможности приобрести высокотехнологичное современное оборудование, многое делают «на коленке», поэтому способны изготавливать самые простые модели.
С другой стороны, нисколько не наблюдается ослабления массового сегмента, в котором работают сбытовые сети «585», «Яшма» и другие. Там продаются тиражи в 1 000-1 500 экземпляров одной модели — и ничего, люди покупают.
Юлия Катковская, Тамара Соболевская