Меню

Игорь Решетников: «В нашей сфере нужно любить свое дело. Иначе здесь делать нечего»

Поддержка культуры бизнесом — то, что хорошо развито за рубежом, но чего очень не хватает России, считает министр культуры Новосибирской области Игорь Решетников.

Проблемы, с которыми в министерство культуры идут представители творческих сообществ, свободные художники, артисты, писатели, руководители крупных учреждений, всегда одни и те же — не хватает средств для реализации проектов. Как распределить финансы и привлечь к соинвестированию предпринимателей? Об этом, а также о социально ответственных новосибирских компаниях и возможностях для бизнеса в культуре министр рассказал в интервью ДК.

Власть + бизнес = эффективная поддержка культуры

Управлением культурой Игорь Решетников начал заниматься еще в армии, отвечая за организацию и проведение культурно-массовых мероприятий. По окончании службы работал директором департамента по культуре и работе со СМИ в исполнительном комитете межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Здесь же началась его активная проектная деятельность. Приобретенный там опыт, как говорит министр, помогает ему сейчас лучше понимать тех, кто обращается за поддержкой.

Вы пришли в министерство Новосибирской области в 2010 году: что происходило тогда в культурной среде региона, как она менялась на протяжении этих лет?

— До министерства я работал в общественной организации и делал огромное количество проектов, очень люблю эту деятельность — искать пути реализации идеи, осуществлять поиск необходимых ресурсов. У меня был ряд проектов: например, большой театральный фестиваль для детей и молодежи «Сибирский кот», фестиваль «Сказы народов Сибири», фестиваль театров кукол Сибирского федерального округа и много чего еще.

Придя в министерство, я оказался по другую сторону проектной деятельности – раньше я сам выстраивал отношения с властью, с бизнесом, договаривался, привлекал средства для проведения мероприятий, запуска проектов. Все проекты, что мы делали, почти всегда осуществлялись за счет поддержки со стороны бизнеса, хотя, конечно, нам помогали и администрации регионов. Интересно, что все самые большие мои проекты были реализованы в Кемерово, Томске, Омске, Улан-Удэ, Хакасии, а не в Новосибирске, тогда культуру здесь поддерживали, но на проекты сильно не тратились.

И вот когда попадаешь во властные структуры, понимаешь, что все теперь по-другому — у тебя, во-первых, сразу же появляется очень много различных дел, во-вторых, ты оказываешься представителем государства, и теперь уже сам должен помогать кому-то реализовывать проекты.

Когда я пришел в министерство культуры, то понял, что здесь работает вполне отлаженный механизм — есть программы, работа с которыми уже отлажена, существует распределение финансирования, и нужно распоряжаться финансами так, чтобы хватало и на все приоритетные задачи, и на помощь молодым, но перспективным проектам.

Конечно, с тех времен изменилось очень многое. Уровень финансирования раньше был выше, все-таки сказались кризисные годы. Мы только сейчас вернулись к показателям 2013 г. Бюджет значительно уменьшился…

В то же время для меня сейчас главное — что у руководства области, у губернатора, есть понимание, что культуру надо развивать, и к ней у нас в правительстве относятся очень трепетно.

Многие называют вас самым открытым и деятельным министром в новосибирском правительстве. Чувствуете на себе груз ответственности?

— Сфера культуры обязывает [смеется]. Груза нет, мои двери открыты, со мной достаточно легко назначить встречу. Меня очень радует, что приходит очень много молодежи с разными замыслами, конечно, и с просьбами. Я всегда стараюсь помочь, потому что молодежь и их идеи — это креатив, у них очень интересные мысли, которые нужно воплощать. Зачастую поддержка — это не обязательно деньги, это и административный ресурс, и информационный, и организационный.

Но мы помогаем не только молодым, у нас много проектов с людьми состоявшимися, давно работающими в искусстве Новосибирской области, поддерживаем писателей, художников. Некоторые фестивали берем «под опеку»: например, «Сибирский огонь», который достался нам как «бесприданница», и возродить его, кстати, очень помог бизнес, компания «Ростелеком».

Считаю, что средств может хватать на многое, просто нужно уметь правильно распределять ресурсы. Когда мы обсуждаем сметы, всегда находим, где сэкономить и верно распределить.

А как вы выбираете, какие проекты продвигать, полагаетесь ли на свое личное мнение?

— В одиночку я не принимаю такие решения и считаю такой подход неверным. У меня есть советники, являющиеся признанными экспертами в разных областях. Они и подсказывают мне, на что стоит обратить особое внимание. Кроме того, у нас есть и общественные организации, творческие союзы, где можно услышать мнение эксперта.

А как вы взаимодействуете с бизнесом, как он включается в финансирование проектов? Приходит ли кто-то сам с предложениями?

— По-разному происходит, чаще мы идем с предложениями, но иногда приходят и сами. Мы очень давно работаем с компанией «Ростелеком». Я помню проект «Электронная Сибирь», который реализовывал, когда еще работал в общественной организации, мы тогда получили и президентский грант, и большую поддержку бизнеса. Кстати, генеральным спонсором большого театрального фестиваля «Сибирский кот» была компания «Сибирьтелеком». Мы много тогда работал над привлечением финансирования, и бизнес нам активно помогал.

Сейчас многие компании предлагают помощь и партнерство. Например, со Сбербанком, который оказал большую финансовую и организационную поддержку, мы реализовали два выставочных проекта для лиц с ограниченными возможностями здоровья: «Зримый Санкт-Петербург» и «Зримый Новосибирск». Сбербанк — наш постоянный партнер. В прошлом году мы проводили совместную тактильную выставку в Художественном музее. Банк «Левобережный» нам постоянно помогает в проведении фестивалей, конкурсов. Банк поддерживает Новосибирский музыкальный колледж им. А.Ф. Мурова. Да многие к нам приходят, и важно, что бизнес советуется с нами, какие проекты стоит поддержать.

Бизнесмены ощутимо помогают в организации разных мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья. Например, конкурс красоты для девушек в инвалидных креслах «Мисс Интеграция» поддерживает очень много компаний. Теперь мы проводим его ежегодно.

Сегодня наш бизнес стал очень социально ориентированным. Часто нам помогают организационным ресурсом: площадками, гостиницами. Кстати, с гостиничным бизнесом очень плотно работаем, почти все отели с нами активно сотрудничают.

Насколько у нас распространена такая история, когда бизнес берет под опеку какую-то область деятельности и курирует ее?

— В Новосибирской области такого практически нет, но мы пытаемся наладить эту схему. Безусловно, предприниматели очень помогают, курируя, например, фестивали «Сибирский огонь», «Живая вода», «Транссибирский Арт-фестиваль».

Мы пытаемся сейчас создать попечительский совет Симфонического оркестра, это было бы хорошим шагом к тому, чтобы предприниматели начали курировать конкретные коллективы и артистов, помогали с гастролями и так далее. Для бизнеса это было бы очень хорошее позиционирование своей социальной ответственности. За границей большинство симфонических оркестров не государственные, за ними стоит бизнес, для которого очень престижно поддерживать и развивать музыку. В Германии, например, это давно уже норма. Причем бизнесмены часто считают, что именно это главное дело их жизни, а не предпринимательство.

Я считаю, что так должно быть и в России, но сегодня у нас нет адекватного закона о меценатстве. Должно быть что-то, что привлекало бы бизнес. Над законопроектом работают, в Новосибирской области в том числе. Я надеюсь, что будет разработан хороший закон о меценатстве, в котором будут фиксироваться понятные налоговые льготы для бизнеса. Тогда можно будет эффективно сотрудничать с предпринимателями в культуре. Этого нам действительно не хватает.

Есть примеры, когда компании помогают конкретным артистам, например, покупают костюмы. Есть замечательные депутаты, которые не за государственные, а свои личные деньги помогают. У нас очень много социально ориентированных депутатов, это здорово.

Бывают примеры, когда бизнес помогает с помощью мероприятий продвигать какую-то сферу. Например, ресторан «Библиотека» проводит литературные чтения, делая огромный вклад в развитие литературной среды.

Бизнес и культура соседствуют очень успешно: когда мы открыли в Новосибирской государственной областной научной библиотеке кафе, нам высказывали недовольство, что министерству будто бы некуда девать территорию. А на самом деле мы привлекли читателей, их количество заметно увеличилось с появлением ресторана «Мамин-Сибиряк». И, кстати, к вопросу о кураторстве: он спонсирует очень много проектов библиотеки.

Из рестораторов нам помогает Денис Иванов — всегда, сколько бы мы ни обращались. Его точка общепита работает в государственном концертном зале имени А.М. Каца, и это самое доступное кафе, которое я знаю в городе, и это несмотря на то, что оно принадлежит одной из самых дорогих ресторанных компаний Новосибирска. Вот это и есть социально ответственный бизнес.

Не могу не привести в пример кинотеатр «Победа»: я считаю, это самый социальный не только в городе, но и, наверное, в стране бизнес-проект в сфере кино. Сколько фестивалей они организуют! Из бюджета ничего не берут. Мы являемся соорганизаторами многих проектов, но помогаем только административным ресурсом, все остальное — деньги бизнеса.

Куда потратить

Социально ответственный бизнес — это миф или реальность? Новосибирску, повезло, считают в региональном министерстве культуры, потому что бизнесмены за последние пару лет помогли реализовать ряд масштабных проектов в сфере искусства. Более того, минкульту удалось подписать беспрецедентный договор о сотрудничестве с крупным застройщиком.

Вернемся к вопросу государственных денег: если представить, что сейчас на региональное министерство культуры свалилось счастье в виде большой поддержки из федерального бюджета, куда в первую очередь ее направили бы?

— Нужно направлять деньги на новые проекты, на творческую молодежь, на реализацию ее потенциала. А чтобы это все делать, нам нужно создать материально-техническую базу. Что мы построили в Новосибирске за последние пять лет? Только Концертный зал имени Арнольда Каца.

У нас есть проект Музыкального театра, есть театр «Старый дом», есть очень красивый и функциональный проект здания библиотеки в виде стопки книг. Но это все пока проекты. Их надо реализовывать! Мы — третий город России, а у нас на всю Новосибирскую область три концертных «зала-тысячника»: ДКЖ, Дом ученых, ГКЗ им. А.М. Каца. И все. Мы не можем привозить большие масштабные проекты. Нам обязательно нужен еще один концертный зал минимум на 2 тысячи зрителей. Это очень важно.

Нужно строить дома культуры в районах, чтобы люди не уезжали из сел. Когда людям негде проводить досуг и некуда вести детей, они перебираются в город. Мы недавно составили проектно-сметную документацию малых домов культуры на 50-100-200 мест, и поняли, что можно не тратить большие деньги, ремонтируя то, что уже невозможно отремонтировать, а построить новые дома культуры в поселках. Сейчас у нас имеется 35 заявок. Построив эти учреждения, мы могли бы хоть как-то сохранить людей на селе.

Сейчас действует социальная программа по строительству кинотеатров в отдаленных районах, и мы построили уже 12 в области, с современными экранами и оборудованием.

Нужно строить детские школы искусств: многие из них сейчас находятся в неприспособленных зданиях. Пока еще мы выполняем план по количеству детей, занятых там, но скоро перестанем его выполнять — нам не хватает помещений. Большая проблема с современными музыкальными инструментами, их не хватает, приобретение новых — дорогое удовольствие, а ведь будущие музыканты должны играть на хороших инструментах!

Вот на развитие каких направлений я бы в первую очередь потратил средства. Обязательно должен быть бюджет развития, мы должны делать ребрендинг наших программ, создавать что-то новое. Очень важным аспектом является работа с некоммерческими общественными организациями — идеи придут оттуда. Мы, чиновники, иногда вязнем в бумагах и не успеваем генерировать идеи, а общественники и молодежь предлагают хорошие проекты.

В целом мы хорошо работаем с федеральным министерством, у нас каждый год увеличивается федеральное софинансирование проектов — по отношению к 2016 г. оно выросло в пять раз.

Тем не менее, большие амбициозные проекты так и остаются проектами. Сколько лет нужно, чтобы при имеющемся бюджете их все-таки реализовать?

— На самом деле мы все равно потихоньку их реализуем. Например, выставочный проект «Красный проспект»: нам удалось найти средства и спонсоров среди бизнеса, в прошлом году сделали его, и он стал самым крупным в России выставочным проектом. Состоялось Триеннале графики, выставка картин Третьяковской галереи — нам на это понадобилось пять лет! Но мы реализовали и этот проект.

Вообще, чтобы сделать что-то масштабное, нам нужен минимум год, чтобы спланировать, просчитать и запустить проект. Проблема в том, что многие, кто приходит с идеей, не умеют писать бизнес-планы, а они ведь помогают в том числе получать и правильно использовать гранты.

Что касается строительства учреждений: возможна ли такая история, как строительство на народные деньги? Есть такой прецедент в городе Минске, где на народные деньги возвели современную библиотеку. Насколько у нас может найти отклик такая идея?

— Мы и так живем, можно сказать, на народные деньги, — за счет налогов. Собирать с народа дополнительные деньги на культуру или что-то еще, чем должно заниматься государство, — неправильно. Если делать это как инвестиционные проекты совместно с бизнесом, то это было бы действительно хорошо.

В Новосибирском областном колледже культуры и искусств на частные инвестиции построен зал. В ЖК Reach House первый этаж отдан под библиотеки. Так что бизнес вполне может вкладываться в крупные проекты.

Кстати, ярчайший пример бизнес-инвестиций — музей «Россия — Моя история»: все оборудование для него было куплено на деньги «Газпрома», $2 млн инвестиций! Но для этого нам пришло вести достаточно длительные переговоры с бизнесом.

Когда нас упрекают, что мы построили самый дорогой музей в Новосибирске, я всегда спрашиваю, когда последний раз большой современный музей был специально построен в Новосибирске? Никогда, тем более, на частные деньги.

Но благодаря этому музею мы открыли людям Военный городок, и если к его развитию сейчас правильно подойти, то там можно сделать настоящую арт-резиденцию. У нас вместе с городской администрацией разработан огромный проект для Военного городка, осталось дело за малым – чтобы военные нам его отдали. Уже даже есть бизнес, готовый зайти туда с социальными проектами — строить частные детские школы искусств, галереи и так далее.

Еще один очень хороший пример социально ответственного бизнеса — группа компаний «Стрижи». Это, наверное, самый социально ориентированный строительный бизнес из всех, что я знаю. В сентябре 2018 года в России случился прецедент: региональное министерство культуры подписало соглашение о сотрудничестве с застройщиком ГК «Стрижи». Мы вместе сделали уже очень много, а впереди — еще больше планов масштабных проектов.

Мы регулярно проводим в микрорайоне концерты, планируем сделать в строящейся школе полноценный концертный зал на 700 мест со всем необходимым оборудованием.

Также планируем создать в «Стрижах» этно-деревню, построить уличную сценическую площадку для проведения летних концертов. И, конечно, там нужна детская школа искусств. Сейчас мы думаем, как это все реализовать.

Не жалко тратить деньги, когда понимаешь, для кого и зачем. Это самое важное. И вообще в нашей сфере нужно любить то, что ты делаешь. Иначе здесь делать нечего.

Культура в цифрах

$2 млн — частные инвестиции в музей «Россия — Моя история».

В 5 раз выросло федеральное софинансирование культуры с 2016 года.

5 лет понадобилось для реализации крупного выставочного проекта с участием Третьяковской галереи.