Меню

Из ста новосибирских автошкол только одна соответствует новым требованиям

Владельцы едва ли не половины новосибирских автошкол подыскивают другую нишу для бизнеса — новые требования к организации подготовки водителей им выполнить не по силам.

Новые требования к организации обучения в автошколах вступили в силу с 12 августа 2014 г. С этого момента автошколы, формально имеющие бессрочные лицензии, не имеют права набирать учеников до тех пор, пока не пройдут аттестацию в ГИБДД по новым правилам.

Одно из главных требований — автодромы теперь должны иметь площадь не меньше 0,24 га. А в программах должно быть прописано количество обучаемых за год курсантов из расчета 56 часов вождения для категории «В» и 72 часа — для категории «С».

Начальник отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Кондратов  говорит, что из 100 автошкол Новосибирска сейчас только одна соответствует всем новым требованиям и имеет шанс продолжить деятельность. Двум школам уже отказано в продлении лицензии. В стадии проверок — 55.

Сколько времени потребуется на то, чтобы проверить все автошколы, пока никто не знает. Руководители автошкол выражают опасение, что «простой» продлится несколько месяцев, а это многим грозит банкротством.

Директор Центра высшего водительского мастерства Виктор Жигулин полагает, что примерно четверть новосибирских автошкол может уйти с рынка. У оставшихся как минимум на 25% повысится стоимость обучения (сейчас — 15–20 тыс. руб.). По его словам, главная проблема — требования к автодромам.

«В городе острая нехватка земли. Владельцам автошкол просто неоткуда взять такие участки», —

говорит он. 

С тем, что в центральной части города свободные площадки под автодромы найти сложно, согласна и директор агентства RID Analytics Елена Ермолаева. Единственный выход — промплощадки на окраинах. Там можно купить землю по цене порядка 3 млн руб. за га.

Еще одно обязательное требование — устройство асфальто-бетонного покрытия на автодроме. По подсчетам специалистов «Новосибирскавтодора», обустройство такого покрытия в районе логопарка за г. Обь обойдется в 2,3 млн руб. при условии отсутствия дополнительных работ.

Автошколам придется вскладчину обустраивать автодромы, поскольку каждой отдельно такие расходы не потянуть. Виктор Жигулин отмечает, что такая практика была и раньше:

«Но использовать один автодром одновременно могут не больше 2–3 школ».

В связи с тем что количество водительских категорий расширено, придется тратиться на приобретение новых видов авто- и мототехники, прицепов — самый дешевый стоит от 50 тыс. руб., докупать наглядные пособия, малые формы для автодромов.

Директор Новосибирского государственного колледжа автосервиса и дорожного хозяйства Иван Сырмолотов говорит, что для его учебного заведения бюджет приведения учебно-материальной базы в соответствие с новыми требованиями — 9 млн руб. 

Он полагает, что коммерческим автошколам придется понести еще большие расходы, поскольку в государственном образовательном учреждении, которым он руководит, часть требований была выполнена заранее на средства бюджета. Например, обеспечение безбарьерной среды.

На условиях анонимности директора автошкол называют ряд новых требований абсурдными:

«Например, есть требование обеспечить доступность обучения для инвалидов. То есть я должен купить учебную машину с ручным управлением, переоборудовать учебные помещения.  А если ко мне не пойдут учиться инвалиды?!».

Координатор Новосибирского регионального отделения «Федерации автовладельцев России» Владимир Кириллов объясняет происходящее монополизацией рынка:

«Новые  требования были пролоббированы на уровне Федерации. Спрос на  услуги автошкол  растет. Это огромный и высокодоходный рынок». 

Владимир Кириллов соглашается с тем, что профессиональный уровень инструкторов оставляет желать лучшего: 50% из них имеют водительский стаж меньше пяти лет. Однако он не уверен, что передел рынка положительно скажется на качестве обучения:

«Любое ограничение конкуренции ведет к повышению стоимости, ухудшению качества и увеличивает коррупционную емкость, которая в данной системе и так высока».