Коммерческий директор маркетинговой платформы Rookee Александр Алексеев рассказал о плюсах активного поведения в онлайн-пространстве, а также о видах и пользе рекламы в интернете.
Интернет-продвижение — универсальная история, актуальная для разных видов бизнеса и всех регионов. Одно из его основных преимуществ состоит в том, что компания получает аудиторию со сформированной потребностью. Уличный рекламный баннер, описывающий преимущества холодильников, вряд ли заставит прохожих бежать за бытовой техникой. Обращение же пользователя к интернет-поисковику с запросом «купить холодильник» говорит о том, что клиент уже заинтересован.
Самый важный плюс — эффективность всех ваших действий в диджитал можно легко и быстро оценить. Если результативность теле- или радиорекламы так же, как и раздача листовок или «наружка», плохо измерима, то в онлайне различные системы статистики позволяют проследить весь путь клиента по воронке продаж: из какого канала, по какому запросу, с какого устройства он к вам пришел. В интернете мы видим, как пользователь вел себя на сайте, что положил в корзину, как совершил оплату и, наконец, доставлен ли выбранный товар, можем в цифрах увидеть эффективность каждого канала практически мгновенно, отключить не оправдавшее ожиданий направление и перераспределить бюджеты в инструменты, конвертирующиеся в покупателей лучше других. С накоплением данных мы все ближе узнаем своего клиента (иногда ближе, чем его родственники), а инструменты продвинутой аналитики позволят делать ему индивидуальные предложения, от которых сложно отказаться.
Какие инструменты есть в арсенале интернет-маркетолога?
SEO (англ. Search Engine Optimization — поисковая оптимизация) направлена на то, чтобы ваш сайт поднимался в выдаче «Яндекса» или Google как можно выше, так как пользователь редко просматривает больше одной страницы результатов выдачи. По статистике, из ста человек, просмотревших первую страницу с результатами поиска, восемьдесят этой страницей и ограничатся, на вторую перейдут уже восемь, а на третью и дальше зайдут не больше трех. Продвижение сайта — это всегда игра вдолгую: первые результаты видны через 3-4 месяца. SEO долго запрягает, но потом быстро выходит на нужные обороты — условно бесплатный трафик сам идет на сайт и не прекратится с прекращением инвестиций.
Пока SEO набирает обороты, на привлечение аудитории хорошо работает контекстная реклама. Заплатив денег поисковой системе, компания получает доступ к их рекламным площадкам, а значит — трафик. Контекст — это инструмент, который дает наиболее быстрый результат: уже через месяц компания получит стабильный поток заказов. При этом контекст не требует обязательного наличия сайта, вполне допустимо работать с цифровой визиткой, сделать которую можно самому. Ограничивает широкое применение этого инструмента его высокая стоимость. Контекстная реклама — самая дорогая в интернет-продвижении, и как только вы заканчиваете платить, трафик сразу заканчивается. Надо понимать, что в разных тематиках стоимость привлечения посетителя будет различаться. Самые «злые» цены на контент в сегментах авто, недвижимость, пластиковые окна, а далее — во всех товарах народного потребления, где есть большой спрос.
Контекст помогает привлечь первую аудиторию, в совокупности с запуском SEO позволяя добиться синергии двух каналов, однако упор следует делать на наиболее конверсионные запросы.
SMM (Social Media Marketing) работает на создание имиджа в социальной сети, а для b2c-компаний выступает реальным инструментом привлечения клиентов. По данным GFK, на общение в «Вконтакте», Facebook, Instagram или «Одноклассниках» россияне тратят около трети всего онлайн-времени. Вести кампанию здесь — проверенный путь увеличить аудиторию бизнеса. По цене этот инструмент занимает среднее положение между контекстом и SEO. Его ключевое преимущество — возможность таргетированной рекламы, с прицелом на людей определенного возраста, пола, геолокации и увлечений. Что касается развития собственного сообщества, работу необходимо начинать с написания контент-плана: ваш аккаунт должен быть живым и все время наполняться новой информацией. Также необходимо внимательно и оперативно отрабатывать комментарии: именно под постом развеиваются основные страхи пользователей и происходят допродажи.
SERM (Search Engine Reputation Management) имеет дело с нематериальным активом — репутацией бизнеса, но при этом сильно влияет на продажи. Даже когда у клиента есть сформированное желание купить что-то именно у вашей компании, перед сделкой он непременно изучит информацию в сети, в том числе на сайтах-отзовиках. Негативная оценка качества продукции или сервиса раз и навсегда способны отбить у потребителя желание сотрудничать с брендом. При этом у маркетолога нет задачи создать искусственную репутацию компании или конкретному продукту, необходимо по аналогии с поисковым продвижением оптимизировать результаты поисковой выдачи — убрать заведомый негатив (клевету или давно забытую историю), вместо этого разместить в интернете те отзывы, которые были получены офлайн и, конечно, открыто разбираться с негативом, например, через аккаунты в соцсетях.
Можно ли самому заняться продвижением?
На первых этапах вы можете работать с сайтом самостоятельно. Однако вручную оптимизировать сайт накладно, и тогда на помощь владельцу стартапа или мелкого бизнеса приходят автоматические сервисы для продвижения. Они проведут технический аудит сайта и скажут, что можно поправить, чтобы поднять компанию в выдаче. В итоге за небольшую абонентскую плату, 2-3 тысячи рублей в месяц, достигается прирост трафика из органической выдачи.
Для более крупных проектов хватит компетенций совсем небольшого агентства с локальным опытом, где-то уместнее воспользоваться услугами лоукост-подразделений крупных игроков рынка. Компетенция таких агентств высока, так как чаще всего за ними стоят входящие в профессиональные рейтинги агентства с именем. Это означает, что качество услуг будет на высоте. Для амбициозных целей по соответствующим ценам можно начать сотрудничество с высокоуровневым агентством. Это позволит подключить полноценную маркетинговую стратегию и объединить усилия всех инструментов воедино.
Не стоит рассчитывать, что SEO и запуск рекламной кампании решит все проблемы с конвертацией интернет-пользователей в покупателей. С началом онлайн-продвижения еще больше сил нужно направить на работу над самим продуктом, его адаптацию к запросам потребителей и сервис. Иначе с продвижением все будет хорошо, а ситуация с бизнесом не изменится.