Меню

Как новосибирские интернет-стартапы привлекают деньги инвесторов

В Новосибирске разработчики приложений для мобильных устройств за несколько месяцев становятся миллионерами. Но привлечь в свои проекты деньги непрофильных инвесторов им удается редко.

Компания «Айти‑топ» началась с того, что трое парней — Тимофей Прохоров, Алексей Новиков, Сергей Малюгин — сняли, как они говорят, «романтический» офис. Это была мансарда в предместьях Академгородка. В ней молодые люди занялись продвижением по России сервиса AppsGeyser — сайта для самостоятельного создания приложений для мобильных телефонов. «Вскоре наши приложения стали устанавливаться на миллионы телефонов по всему миру и попадать в топы Google Play», — рассказывает пиар‑директор «Айти‑топ» Тимофей Прохоров. Сейчас – менее, чем через полтора года – доход, получаемый от рекламы в приложениях, позволяет компании успешно осваивать новые мобильные платформы силами более чем 50 разработчиков без привлечения инвестиций.

Руководитель диджитал‑агентства WOW Николай Глухих в 2004 г. начал создавать сайты — в домашних условиях, на фрилансе. «Потенциальные клиенты не верили в необходимость создания онлайн‑инструментов, — вспоминает он. — Я ходил и рассказывал, зачем нужен сайт, почему его необходимо развивать». К 2011 г. его компания выросла из маленькой веб‑студии в лидера регионального рынка (в рейтинге «Тэглайн» WOW заняла первое место среди веб‑разработчиков Сибири).

Частники предпочитают не рисковать

Рынок IT‑стартапов в Новосибирске бурно развивается и вызывает живой интерес инвесторов. Владелец торговой сети «Большая медведица» Андрей Алексеев* вложил деньги в интернет‑портал о благоустройстве и ремонте myhome.ru. Компания Alawar — крупнейший в рунете издатель игр — дала деньги на старт проекта студии Grizzly Jr. Алены Ессиной и Александра Морозова*. Разработанная ими игра Robber Rabbits в прошлом году стала хитом скачиваний в 70 странах мира. Семьдесят процентов от стоимости скачивания делят между собой Alawar и Grizzly Jr.

Начальник департамента связи и информатизации мэрии Новосибирска Вячеслав Шибанов считает, что стимулом к развитию интернет‑стартапов может стать и увеличение открытости органов власти. Доступность статистической информации будет способствовать появлению в интернете аналитических ресурсов, интересных различным инвесторам.

По словам исполнительного директора Фонда «Технопарк Академгородка» Алексея Логвинского, конкуренцию частным инвесторам составляют государственные программы поддержки предпринимательства в области инноваций, венчурные фонды и гранты. Кроме того, государство активно выступает заказчиком инновационных программных продуктов. Например, резидент Академпарка компания «Оптиплат» по заказу муниципалитета создала информационную систему, объединяющую все данные о перемещениях пассажирского транспорта.

Директор IT‑кластера Академпарка Алексей Мелешихин добавляет, что деньги в разработку новых IT‑продуктов начали вкладывать российские компании, входящие в состав кластера: «Компания «Алекта» совметно с фондом Бортника сейчас занимается реализацией очень интерсного проекта «ХиШник», идея которого родилась еще в 90-х годах. В рамках проекта планируется создать интерактивный учебник по химии на современных мобильных устройствах. Этот пример особенно примечателен тем, что на каждый вложенный рубль самой IT-компании государство вкладывает свой рубль. Надеюсь, что подобная практика будет пользоваться более широким спросом».

Есть среди заказчиков и транснациональные гиганты. Так, резидент бизнес-инкубатора Академпарка компания Digital Sparta получила грант «Майкрософта» ($60 тыс.) на разработку платформы Appercode, которая позволит существенно упростить создание мобильных приложений и уменьшить их стоимость в три-пять раз. Топ‑менеджер компании Google Пол Асаян выступил ментором новосибирского стартапа WinkCam — приложения для быстрой или скрытой фотосъемки, позволяющего сделать фото путем двух прикосновений к мобильнику.

Директор фирмы ITConstruct Роман Петров видит много возможностей для инвестирования в Интернет. Во‑первых, выход оффлайн‑бизнеса в онлайн: «Уже пора догонять. Компании, которые сейчас не выйдут в онлайн, потеряют возможность не то, что расти, но даже просто конкурировать». По его мнению, именно этим объясняется стремительный рост спроса на интернет‑магазины. Во‑вторых, это запуск собственного интернет‑портала. Один из громко «выстреливших» — портал myhome.ru.

В‑третьих, инвестор может вложить средства в создание IT‑приложений. Роман Петров называет последний способ самым рискованным, поскольку, угадать, какой продукт выйдет на рынок и окупится, а какой «прогорит», достаточно сложно. Николай Глухих прогнозирует, что будут развиваться сервисы, оптимизирующие бизнес, например, электронный документооборот и контроль за перевозкой грузов.

Тимофей Прохоров соглашается, что возможностей для инвестирования в сферу высоких технологий сейчас масса: «Это реклама и электронная коммерция. В условиях ухудшающейся транспортной ситуации товары с доставкой — хорошая возможность для умеющих работать с логистикой оптовиков». Алексей Логвинский подчеркивает, что в Технопарке процент «провалов» весьма невелик — 10‑15%. Этот результат достигнут благодаря экспертам инновационных школ Академпарка, которые на этапе конкурса отсеивают нежизнеспособные проекты. И, тем не менее, говорит он, структура венчурного инвестирования развита плохо. Инвесторам проще вложить средства в такие традиционные сферы как торговля и строительство, где они с большей степенью вероятности получат достаточно высокую добавленную стоимость. Кто не склонен к риску, предпочитают вкладываться в эти отрасли.

Однако многие стартаперы полагают, что «новый проект не запустить без сторонней финансовой помощи». По мнению Тимофея Прохорова, это пагубно сказывается на бизнесе. «Очень часто стартаперы проедают инвесторские деньги, не зарабатывая ничего самостоятельно. Молодым предпринимателям не хватает бизнес‑образования. Их учат, как очаровать инвестора, как провести презентацию. Что делать потом, как продать продукт и вернуть инвестору его деньги — стартаперы не знают», — объясняет он.

Неутешительные финансовые результаты порождают недоверие со стороны венчурного капитала ко всей IT‑отрасли. Капиталист не видит в стартапере человека, который заботится о его деньгах.

«Ко мне то и дело обращаются молодые люди с предложением вложить деньги в их интернет‑стартап. У этих ребят горят глаза, они уверены, что завтра завоюют весь мир. Просят меня вложить в их проекты 100‑200 тыс. руб., взамен обещают долю в будущих прибылях. Я всем отказываю. Инвестиции в интернет — это слишком рискованный бизнес», — говорит управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков. Он полагает, что в IT должен инвестировать тот, кто очень хорошо разбирается с этой сфере: «Непрофильный инвестор в 99 случаях из 100 просто выбросит деньги на ветер».

В этом с ним согласен генеральный директор компании «Медико‑биологический союз» Михаил Лосев: «IT — это очень специфическая отрасль, в которой дилетанту делать нечего. Несколько лет назад я попробовал проинвестировать IT‑стартап. В итоге потерял около миллиона рублей».

Вытягивают специалистов, как пылесос

Как отмечает управляющий IT‑инкубатора Академпарка Станислав Триерс, основная проблема на рынке IT‑стартапов — это недостаток квалифицированных кадров и жесткая конкуренция с международными корпорациями: «Крупные компании, такие как «Интел» или «Майкрософт», забирают часть кадров». Роман Петров высказывается жестче: «Крупные компании, как пылесос, вытягивают специалистов к себе».

Практически все руководители IT‑компаний констатируют расхождения между профессиональными требованиями и уровнем подготовки выпускников вузов. Роман Петров говорит, что выпускника вуза необходимо три‑пять месяцев обучать конкретным прикладным навыкам.

Молодым специалистам не хватает готовности к работе с высокой самоотдачей, говорит Тимофей Прохоров: «Вузовская программа в редкие моменты сравнится по интенсивности с нагрузкой, которая ложится на сотрудника успешной IT‑компании. Умение быстро и самостоятельно разбираться в новых технологиях и решать нерешаемые задачи — эти качества ценятся выше красного диплома». Николай Глухих так же сетует, что людей катастрофически не хватает: «Выпускники вузов, скорее всего, неплохо продают телефоны и приносят двойной латте посетителям кофеен».

Когда китайцы заговорят порусски…

«В веб‑разработке абсолютно не важна прописка. Мы проигрывали тендер на разработку сайта новосибирской компании финнам, выигрывали у британцев, постоянно соревнуемся с москвичами», — отмечает Николай Глухих.

Его мысль продолжает Тимофей Прохоров: «В производстве игр мы конкурируем с Восточной Европой». Активную экспансию на европейский и американский рынок ведут азиатские программисты, выигрывающие за счет демпинга стоимости рабочей силы. Однако Роман Петров уверен, что специалистам, работающим на новосибирские компании, не стоит бояться конкуренции с индусами и китайцами: «Они начнут теснить нас только после того, как научатся разговаривать с местными заказчиками по‑русски».

Уровень зарплат в IT‑бизнесе выше среднего. По словам Станислава Триерса, доходы некоторых сотрудников IT‑компаний в Академпарке доходят до 180 тыс. руб. в месяц. Но такая зарплата далеко не у всех. Тимофей Прохоров попытался развенчать миф об исключительных зарплатах айтишников: «Поскольку стоимость труда программистов регулируется глобальным рынком, то оклады приходится сверять с Гомелем и Бангалором. Зарплаты выше среднего встречаются в инвестируемых стартапах с их неразумным хозяйствованием. К нам приходят люди из таких проектов: там платят хорошо, но недолго».

В Новосибирске создается ITкластер

Создание IT‑парков в регионах стало устойчивым трендом последних лет. И здесь Новосибирску есть, чем гордиться. «Наш город давно и по праву считается столицей инноваций, — убежден Алексей Логвинский. — IT‑кластер новосибирского Технопарка хорошо знают в Силиконовой долине. Заказы нашим программистам делают такие крупные международные компании как «Интел» и «Майкрософт». Поэтому совершенно логично, что именно Новосибирск является колыбелью большого количества IT‑стартапов».

В IT‑кластере Технопарка работают более 50 организаций, многие из них — с мировыми именами, как, например, «Алавар» — компания, специализирующаяся на создании компьютерных игр и входящая в ТОП‑5 лидеров мирового рынка в сегменте казуальных игр или компания ЦФТ, которая являктся одним из признанных лидеров российского рынка разработчиков ПО для финансового сектора.

Алексей Логвинский отмечает значительную роль региональных и муниципальных властей в создании и развитии первого IT‑кластера — «Центра Информационных Технологий» Технопарка. «Региональные власти вложили в создание ЦИТ Академпарка более 675 млн.руб.», — объясняет он.

По словам Сергея Дьячкова, Новосибирск — один из немногих городов, где наиболее благоприятная среда для появления многочисленных интернет‑стартапов. Здесь несколько технических вузов готовят программистов, много средних и крупных IT‑компаний, в которых молодые специалисты могут набраться опыта.

Еще более комфортной местная среда станет для программистов и интернет‑стартапов после создания Айтигородка. Идея поддержана федеральным Агентством стратегических инициатив. Затраты на создание Айтигородка оцениваются в 100 млрд руб. Но зато и доля IT‑компаний в валовом региональном продукте, по расчетам самих айтишников, должна вырасти вдвое. К 2020 г. в IT‑кластере будут работать около 20 тыс. айтишников, а общая численность жителей Айтигородка достигнет 52 тыс. человек.

Екатерина Варгасова

 

Интересные стартапы в других регионах:

Ростов-на-Дону >>>

Челябинск >>>

Казань >>>

Красноярск >>>

Нижний Новгород >>>

* - выполняет функции иностранного агента