Выстроить долгосрочные отношения с партнерами, заработать хорошую репутацию, объединять усилия с другими игроками рынка. А как еще выжить в кризис? DK.RU спросил у топ-менеджера МТС Валерия Шоржина.
Компания МТС, выйдя на новый уровень работы с корпоративными клиентам, провела в Новосибирске так называемый бизнес-клуб, на котором прошло несколько семинаров. На них представители компании рассказалаи о разных стратегиях, новых продуктах и о том, как они видят будущее рынка телекоммуникаций.
В рамках мероприятя DK.RU поговорил с директором МТС по управлению закупками Валерием Шоржиным на актуальную сегодня тему: как оптимизировать закупки в кризис, особенно на рынке телекоммуникаций?
«Когда мы начали развивать свою деятельность, в тот момент в России такого понятия как закупки не существовало – в понимании именно «стратегические закупки», которые мы хотели тогда делать. Поэтому пришлось обращаться к зарубежному опыту, к зарубежным партнерам. Мы как телеком-оператор вынуждены с вендорами входить в долгосрочное партнерство. Ведь то оборудование, которое мы закупаем, должно прослужить минимум десять лет. А за это время порой меняется три-четыре поколения технологий, поэтому нужно работать над выстраиванием долгосрочных отношений, а не над конкретной сделкой. Так вот, мы с самого начала старались взять лучшее из международного опыта, «приземлить» это на условия российской реальности, и нам удалось повлиять на рынок, по многим категориям тогда еще незрелый», – рассказал он, обозначив, что долгосрочные отношения с поставщиками на выгодных условиях– это первый и главный тренд, на который нужно ориентироваться в кризис.
«Поэтому когда пошло падение рубля, продавцы по-прежнему хотели получать столько, сколько они устанавливали ранее – им надо продавать. Можно снижать объемы закупок, но есть еще часть, связанная с операционными затратами: оборудование ведь требует ремонта, технической поддержки. Поэтому мы полгода потратили на то, чтобы попытаться в очередной раз поменять рынок вокруг себя, попытаться, как это ни парадоксально звучит, получить у западных вендоров компенсацию падения рубля. Курс рубля упал из-за санкций, и мы «потребовали», чтобы нам это компенсировали. Здесь еще сыграла репутация закупщика. Компанию все-таки знают во всем мире», – пояснил спикер.
«Мы, например, ведем работу с поставщиками по разделению стоимости товара и услуги, почти с каждым разговариваем, осуждаем, из чего складывается стоимость продукта, предлагаем что-то заменить местным аналогом, здесь как раз остро стоит вопрос импортозамещения. Со многими поставщиками договариваемся о том, что процент локализации производства будет увеличиваться. Например, у многих есть возможности размещения на территории России, или даже Новосибирска, каких-то ремонтных заводов».