В предыдущей статье мы рассмотрели, что понимается под «гудвиллом» и из каких шести элементов он состоит. Теперь предлагаем разобраться, как рассчитать его стоимость на практике.
Постоянный эксперт программы «Бизнес класс» от Сбербанка и Google Константин Холстинин
В предыдущей статье мы рассмотрели, что понимается под «гудвиллом» и из каких шести элементов он состоит. Теперь предлагаем разобраться, как рассчитать стоимость гудвилла на практике и какие показатели играют ключевую роль.
Еще в 17 веке в английской деловой практике при оценке стоимости предприятия применяли такое понятие как гудвилл (goodwill). Изначально его трактовали как стоимость деловой репутации.
В денежном выражении гудвилл рассчитывается как разница между стоимостью предприятия и его материальными активами с учетом долговых обязательств. Например, если продается организация за 1 млн рублей, то материальные активы (столы, стулья, компьютеры) — 200 тыс. рублей, а значит гудвилл составит 800 тыс. рублей.
В наши дни мы можем говорить об этом понятии не только с точки зрения финансовой оценки деловой репутации. Сегодня в рамки термина «гудвилл» попадает стоимость всех нематериальных активов компании, включая патенты, оценку знаний персонала и многое другое. Во времена возникновения этого понятия все эти элементы попросту не принимались во внимание, так как все они оказывали мало влияния на стоимость бизнеса по сравнению с материальными активами.
Существует еще одно определение понятия «гудвилл» — это неотчуждаемое конкурентное преимущество, выраженное в стоимостном эквиваленте. Иными словами, мы говорим о том, что наше преимущество перед конкурентами можно оценить в деньгах! Как это сделать?
Способы расчета гудвилла
Балансовый метод основывается на учете результатов конкретных торговых
операций. Величина приобретаемого гудвилла (деловой репутации),
представляется как разница между суммой, которую уплатили за
предприятие, и совокупной стоимостью активов и пассивов этой организации, зафиксированной в последнем бухгалтерском отчете или балансе.
Метод избыточной прибыли предполагает оценку гудвилла как источника дополнительных поступлений прибыли. Согласно этой методике, происходит противопоставление уровней прибыльности оцениваемого предприятия и конкурентов (или аналогичных по отрасли) с последующей капитализацией той части, которая не может быть объяснена «материальным» влиянием (активами).
Оценку стоимости бизнеса делают работники специализированных компаний и обычно пользуются тремя основными методиками.
Первая из них — это расчет от величины годового дохода предприятия. Если не вникать в такие тонкости, как учет дисконтированного денежного потока и тому подобное, то можно сказать, что берется годовой оборот компании и умножается на определенный коэффициент (мультипликатор). Каким будет этот множитель, зависит от того, насколько высоко инвесторы и финансовые эксперты оценивают темпы роста бизнеса в данной отрасли. На размер мультипликатора может повлиять и уровень маржинальности компании, и уникальность продукта, насколько тяжело его скопировать и многое другое.
Если бизнес прибыльный, то коэффициент может составить два-три пункта, у технологической компании — 10, а если она котируется на американской бирже и является технологической, то целых 16. Например, мультипликатор у мирового гиганта онлайн-торговли Amazon будет равен 20. Но бывает и наоборот, например, такой показатель для некоторых российских компаний составляет 0,5 от капитала, т.е. половину стоимости самого предприятия. Так, коэффициент сотового оператора может составлять 1,5.
Есть еще два способа оценки стоимости бизнеса — это сравнительный и затратный. Сравнительный — когда оценщики смотрят, за какую сумму продавались аналогичные предприятия в данной отрасли и исходя из параметров нашего предприятия, в сравнении с ними определяют его стоимость. Затратный способ — когда мы пытаемся посчитать, в какую сумму нам обойдется создание такого бизнеса, если мы решим создать его с нуля.
Если мы говорим про оценку компании, у которой есть клиенты, но нет продаж, можно за основу взять количество клиентов. Например, когда Facebook в 2012 году покупал Instagram, стоимость сделки составила 715 млн долларов. Instagram на тот момент имел 30 млн установок на iPhone и небольшой доход от продажи фильтров для фотографий. Иными словами, один клиент был оценен примерно в 24$. Через четыре года количество клиентов увеличилось до 500 млн и потенциальный доход от рекламы оценивался в 4 млрд долларов. Компанию в этот момент оценивали в 50 млрд долларов. Это означает, что один клиент был оценен в 100$. Хотя, чем руководствовались оценщики во второй раз на самом деле, мы точно не знаем.
Если вы самостоятельно пытаетесь сделать оценку бизнеса и определить, растет ли ваш гудвилл год от года, нужно учитывать один важный нюанс: ваш бизнес стоит ровно столько, сколько за него готов заплатить покупатель вашего бизнеса или инвестор. Поэтому, даже если вы посчитали величину гудвилла и внесли его на учет в баланс вашего предприятия, реальная сумма покупки выяснится только в момент переговоров с потенциальным покупателем.