Законодательные нововведения не внушают бизнесу оптимизма. Особенно угнетают предпринимателей принятые и готовящиеся нормативные акты в сфере налогообложения.
В нынешней нестабильной политической и сложной экономической ситуации регулирующая роль государства усилилась. В законодательных изменениях за последний год юристы дружно отмечают тренд на ужесточение административного контроля за бизнесом. Во‑первых, это усиление налогового администрирования. Во‑вторых, пересмотр самой налоговой нагрузки не в пользу налогоплательщика. В‑третьих, пресечение различных способов оптимизации бизнеса, в частности, запрет заемного труда.
Кроме того, первого сентября вступил в силу Федеральный закон, который внес изменения в Гражданский кодекс в части регулирования юридических лиц, повысив их ответственность. Неоднозначные последствия сулят и экономические санкции. Рестораторы говорят о снижении рентабельности вследствие удорожания продуктов. С другой стороны, у ряда местных производителей появились новые возможности.
Смена приоритетов: последовательность и бессистемность
«По нашему мнению, законодателем реализуется постепенный переход к единообразию процессуальной и материально‑правовой системы, — говорит директор компании «Юридическая фирма «Бизнес и право» Евгений Сизов. — Об этом свидетельствует и упразднение высшего арбитражного суда, как отдельной ветви формирования правоприменительной практики, и серьезные изменения гражданского кодекса, и налоговое регулирование иностранных контролируемых компаний. В целом, все проходит в рамках концепции развития гражданского законодательства, утвержденных президентом еще в 2009 г.»
С ним не согласен гендиректор компании «Деловые услуги» Роман Соловьев, который в изменениях отечественного законодательства по отношению к бизнесу видит скорее хаос и бессистемность, чем осмысленную реализацию стратегии.
«В лучшем случае речь идет о решении сиюминутных задач, — считает он. — Например, декларировали отказ от пересмотра итогов приватизации — предъявили иск к АФК «Система…»
Говоря об изменениях Гражданского кодекса, Роман Соловьев недоумевает, почему столь значительные изменения в корпоративном праве произошли в отрыве от изменения главных корпоративных законов — закона об акционерных обществах и закона об ООО:
«Если уже есть специальный закон, зачем специальные нормы вводить в Гражданский кодекс (например, о правилах оформления протокола собрания участников ООО, или ведения реестра акционеров в АО)?»
«На выходе — рост неопределенности, что негативно влияет на бизнес, особенно связанный с инвестициями и новыми проектами», — констатирует Роман Соловьев.
По мнению юриста, ситуацию усугубила ликвидация в августе 2014 г. Высшего арбитражного суда РФ.
«Это нарушило принцип равноправия государства и бизнеса в судебных спорах, — полагает собеседник. — ВАС РФ играл важную и в целом положительную роль, исправляя в рамках своей компетенции неувязки законодательства. Сейчас налоговые споры повсеместно проигрываются бизнесом».
Налоги станут очень строги
«Ужесточение налогового режима грозит в первую очередь усилением налогового администрирования», — говорит управляющий партнер юридического партнерства «Курсив» Мария Ильяшенко.
Она рассказывает, что Совет Федерации РФ инициировал сейчас законопроект, который предлагает установить запрет на получение необоснованной налоговой выгоды из‑за того, что налогоплательщик не проявляет должной осторожности и осмотрительности, ввести понятие злоупотребления налоговыми правами.
«При этом есть опасения, что легальная налоговая оптимизация также в большинстве случаев будет расцениваться как уклонение от уплаты налогов, — жалуется Мария Ильяшенко. — На практике предпринимателям уже стало гораздо сложнее доказывать суду проявление должной осмотрительности при выборе бизнес‑партнеров, резко сократилось число налоговых споров, разрешаемых судами в пользу налогоплательщиков».
Генеральный директор компании «Сибирская юридическая компания‑Аудит» Анна Левенсон объясняет, каких хлопот добавит предпринимателям этот законодательный дискурс.
«Во‑первых, субъект должен убедиться в том, что его контрагент не является «однодневкой», — говорит юрист. — Причем каждый шаг на этом пути лучше документировать. Сделать запрос об учредителях в ЕГРЮЛ, достать из системы «Контур‑Экстерн» бухгалтерский баланс контрагента, повстречаться с руководством или собственником (и желательно, чтобы у встречи были свидетели либо она была запротоколирована). Все это будут весомые доказательства в вашу пользу при взаимодействии с налоговиками. Когда вы уже работаете с контрагентом, лучше искусственно повышать качество документооборота».
Страхи предпринимателей усиливает грядущее расширение прав правоохранительных органов в части возбуждения налоговых уголовных дел. Мария Ильяшенко говорит, что по заявлению налоговых органов в 2015 г. нас ждет беспрецедентный шаг по борьбе с «обналичкой»: так начиная с отчета за первый квартал 2015 г. в составе декларации по НДС будут отражаться данные из книг покупок и продаж. Автономная сверка подобных отчетов позволит, по замыслу контролеров, оперативно выявлять налогоплательщиков, пользующихся услугами фирм‑однодневок.
«Однако количество информации, которую нужно будет проверить, с введением новых форм возрастет многократно и уровень материально‑технического оснащения налоговых органов заставляет скептически относиться к столь скорым срокам введения новшества, — отмечает Мария Ильяшенко. — Тем не менее, предпринимателям придется детально пересмотреть свои способы ведения бизнеса».
По ее данным, подавляющее число собственников БЦ и торговых объектов, единственной деятельностью которых является сдача этих площадей в аренду, применяли упрощенную систему налогообложения (УСН и ЕНВД) и, соответственно, не платили налога на имущество. Но с 1 января 2015 г. в отношении этих объектов вводится налог на имущество (исходя из их кадастровой стоимости), что станет критичным увеличением налоговой нагрузки.
«Введение нового механизма взимания налога, несомненно, отразится на бизнесе, занимающемся арендой недвижимости. Но чтобы у организаций возникла обязанность рассчитывать налог на имущество по кадастровой стоимости (а не по среднегодовой стоимости имущества), региональные власти должны принять закон об особенностях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов и утвердить результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества», — считает управляющий партнер юридической фирмы «LLC-право» Дмитрий Лизунов.
Налог на землю тоже зависит теперь от кадастровой стоимости участка. Директор Юридической компании «Подразделение Д» Юлия Демидова отмечает, что из-за нового порядка расчета суммы налога на землю существенно увеличились.
«В большинстве случаев стоимость земельных участков после проведения государственной кадастровой оценки не соответствует реалиям рынка", — уверена эксперт. — Например, средняя рыночная стоимость земельных участков промышленного назначения в г. Новосибирске составляет 700 – 1000 руб. за 1 кв. м. Кадастровые стоимости аналогичных участков составляют порядка 3000 – 4000 руб. за 1 кв. м. Вы переплачиваете земельный налог или арендную плату в три‑четыре раза».
По мнению Юлии Демидовой, в сложившейся ситуации единственный способ значительно уменьшить сумму уплачиваемого налога и сэкономить денежные ресурсы компании — оспаривание кадастровой стоимости.
Гендиректор и совладелец ЗАО «Левобережное» (владеет торговыми комплексами «Левобережный» и «Калейдоскоп») Владимир Кальченко назвал новый расчет налога на имущество необъективным.
«Сумма налога не учитывает рыночную стоимость объекта и размер арендных ставок в нем, — говорит бизнесмен. — Получается, что торгово‑развлекательный центр и ТК, продающий мебель, платят в казну одну и ту же сумму, хотя в первом ставки втрое больше. Конечно же, изменения законодательства заставят владельцев торговых и деловых центров поднять стоимость аренды, арендаторов повысить цену товаров, и в конечном счете проиграют все, включая потребителя. Учитывая, что сейчас покупательская способность и без того упала вместе с реальными доходами населения, то 2017 г. может стать пиком экономических трудностей и для арендодателей, и для покупателей: по расчетам экспертов, на этот год придется максимальное падение экономики страны и одновременно новый налог полноправно выйдет на орбиту».