Меню

Количество споров между автодилерами и покупателями растет

Как складываются взаимоотношения между автодилерами и клиентами, почему новосибирские водители не практикуют «европротокол», когда мы научимся просто ездить, а не самоутверждаться на дорогах?

Об этом и не только «ДК» беседует с гендиректором «Сибирской юридической компании» Сергеем Карпекиным.

Менталитет российских водителей – категория такая же загадочная и непостижимая, как русская душа. Поэтому у нас не приживаются европейские нормы корректного поведения на дорогах и не принято как в Америке помогать полиции, сообщая о тех, кто нарушает правила дорожного движения.

Известный юрист Сергей Карпекин считает, что единственный способ заставить наших соотечественников жить по закону и ездить по правилам – дальнейшее ужесточение наказаний.

Приобретая новый автомобиль в автосалоне, покупатель, разумеется, ждет от него безупречного качества. Однако так бывает далеко не всегда. Юридическая практика показывает, что решить спор между продавцом и покупателем автомобиля в досудебном порядке удается редко, особенно, если в автомобиле после покупки обнаруживается серьезная неисправность.

Каков Ваш профессиональный опыт в отношении защиты интересов автомобилистов? Как часто в нашем городе возникают споры между автодилерами и покупателями?

 - Количество таких споров растет пропорционально количеству продаваемых машин. И оно будет нарастать. В последние годы у автомобилистов возникает все больше претензий к новым авто. Те, кто имеет продолжительный водительский стаж и опыт вождения разных машин, отмечают, что качество новых автомобилей за последние 10 лет заметно снизилось, причем как в сегменте «масс-маркет», так и в сегменте «премиум». Импортные машины стоимостью за 3 млн. руб. после 5 лет эксплуатации и 100 тыс. км пробега начинают буквально «сыпаться».  Это закономерное явление, свойственное не только автопрому: «раскрутив» определенный товар, производитель старается оптимизировать его производство – сократить затраты, не снижая стоимость. При этом сделать так, чтобы необходимость в покупке у потребителей возникала как можно чаще.  

Сколько времени уходит на разрешение подобных споров? Почему они так сложно решаются?

Как правило, на судебные тяжбы уходит 2-3 года. В моей практике был такой случай. Человек приобрел новый автомобиль. Вскоре после покупки начались проблемы: моторное масло смешивалось с охлаждающей жидкостью. При такой неисправности эксплуатировать машину просто опасно. В сервисном центре проблему устранили, но очень скоро она появилась вновь. Так было несколько раз, после чего клиент потребовал заменить ему автомобиль. Автосалон постарался перевалить вину на покупателя, дескать, «вы не то залили»…

Суд, куда мы обратились, представляя интересы клиента, назначил экспертизу. Выяснилось, что двигатель имеет конструктивный дефект. В конечном итоге покупатель получил новую машину, но на это ушло 2,5 года.

Сложность в том, что законодатель дает довольно размытые критерии того, какую неисправность считать существенной, а какую нет. Ну, а во всех случаях, когда критерии размыты, стороны пытаются управлять ситуацией в свою пользу. 

Встречается ли на авторынке такое явление как потребительский экстремизм?

По моим наблюдениям, это – довольно редкое явление. Нужно быть уж очень отъявленным экстремистом, чтобы по 2-3 года отстаивать в судах свои «экстремистские» позиции. Хотя, есть люди с определенным складом характера, которые идут на это.

Несколько лет назад один из новосибирских автодилеров обанкротился, в результате чего пострадали порядка 50 его клиентов: кто-то в течение года не мог получить документы на приобретенные автомобили, кто-то, внеся предоплату, не получил ничего. Возможно ли повторение подобной ситуации?

Возможно все. Здесь действует такой же механизм, как при покупке квартиры на нулевом цикле. Можно купить ее на этапе котлована, подождать несколько лет и получить жилье на 20-25% дешевле рыночной стоимости. А можно ничего не получить и стоять в пикетах обманутых дольщиков. Потребители должны помнить, что любые покупки по предоплате – это риск и оценивать эти риски.