«Варенки», «братки», «крыша» – отрочество новой героини проекта «Первые деньги» пришлось на 90-е, и весь их колорит отразился на ее истории первого заработка.
Первые деньги генерального директора Сибирского офиса ГК «Инталев» Марины Гуляевой
Мои первые деньги пришлись на период Михаила Горбачева, «Горби», время перестройки. Оно было непростым, но давало новые возможности. Начиналась «великая торговля», с барахолками, перепродажами, с бывшими учителями и инженерами, которые были вынуждены торговать.
Я была школьницей и помню нашу эйфорию, когда отменили школьную форму. Наконец-то можно одеваться красиво, так, как хочется тебе! Но далеко не в каждой семье были деньги на «варенку» и другие модные «шмотки», а без этого появлялись комплексы перед одноклассниками. Приходилось искать возможности зарабатывать.
Наша семья, я и мама, жила тогда на небольшую мамину зарплату, она работала на стройке штукатуром-маляром. Желание помочь маме и одновременно получить какие-никакие деньги у меня появилось сразу. Я активно помогала ей «колымить» после основной работы: ремонты, покраска, поклейка обоев. Помню, мы делали ремонт в одной школе и мне доверили покрасить комнату без окон. После этого я еще часа три отходила от «опьянения» токсичной краской. Но тогда на заработанные деньги мы с мамой купили новый современный холодильник.
Но первые по-настоящему самостоятельные деньги мне принесла торговля мороженым.
Все было просто. Летом по утрам я покупала в магазине коробку мороженого, а потом продавала его с наценкой на микрорынке у метро «Студенческая». Там и сейчас активная торговля, но теперь это организованные павильоны, а тогда были небольшие лотки, киоски и такие «предприниматели», как я. Мой «павильон» состоял из табуретки и стоявшей на ней коробки мороженого.
Сейчас очень хорошо вспоминаются три момента из того времени. Во-первых, сбор дани. Те, кто жил в девяностые, отлично помнят «братков», которые ходили и собирали с продавцов взносы. Не заплатишь — жди неприятностей. На «Студяге» обход делала женщина, я так и не знаю, кем именно она была среди местной «крыши». Я знала, когда начинался очередной сбор, и старалась свернуться и переждать, а потом торговать снова. Очень не хотелось отдавать часть своего и так небольшого дохода.
Кипа денег, мелких бумажных и монет — второе яркое воспоминание. Мороженое стоило немного, и все рассчитывались мелочью, так что к концу дня у меня в «кассе» скапливалась огромная куча мятых денег. Конечно, они были рассованы по карманам джинсов, чтобы было надежнее. Потом их надо было аккуратно разложить и обменять на более крупные.
Это были непередаваемые ощущения — подсчитать свои «честно заработанные» в конце дня. Тогда я не знала о маржинальной прибыли, но это была именно она. Сумма была небольшой, но от количества купюр складывалось ощущения, что ты настоящий богатенький Буратино.
Да, и третье. Именно с тех пор я люблю подтаявшее мороженое. Торговля шла неравномерно, и у меня часто оставалось немало мороженого на дне коробки. Конечно, никакого холодильника в моем «павильоне» не было — остатки таяли. И после трудового дня я с наслаждением их доедала. Я и сейчас всегда жду, когда мороженое станет мягким, только потом ем :)
В следующую пятницу, 11 декабря, свою историю первых денег порталу DK.RU расскажет коммерческий директор интернет‑провайдера «Сибирские сети» Сергей Вепренцев.