Руководитель направления облачной инфраструктуры компании Softline подвел итоги 2015 года в ИТ-отрасли и дал прогноз на 2016 год.
Леонид, каким был уходящий 2015 год для ИТ-рынка в России? Какие факторы, события – макроэкономические, рыночные, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на его состояние?
– На облачном рынке в 2015 году наблюдались две противоположных тенденции. С одной стороны, Россия находится в общемировом тренде роста облачных сервисов и падения рынка серверного оборудования. По оценкам IDC, совокупный рынок операционных облачных услуг в 2014 году в России составил 336 млн. долларов. Данная цифра превышает уточненные показатели по 2013 году (242 млн. долларов) более чем на 38%. Облачный бизнес Softline вырос почти в два раза. Вторая тенденция – не самая благоприятная ситуация в экономике. Рецессия официально признана правительством, часть компаний сворачивает инвестиционные проекты, а часть и вовсе уходит с рынка. Очевидно, экономическая ситуация бьет по всей ИТ-индустрии. Облачное направление здесь имеет преимущество. Аренда мощностей и приложений из облака в нынешней ситуации – практически единственный способ для клиентов запустить новый, важный для бизнеса ИТ-проект без повышенных рисков. В случае с облаками, если проект «не взлетает», клиент просто отказывается от взятой в аренду облачной инфраструктуры. В случае, когда под проект куплено дорогое оборудование, оно мертвым грузом повисает на балансе предприятия.
Как вы оцениваете этот год с точки зрения результатов вашей компании? Какие шаги, стратегические решения помогли вам работать и достигать целей в непростой экономической ситуации?
– Компании российского ИТ-рынка столкнулись с несколькими вызовами. Самым сложным и одним из самых обсуждаемых стал скорый запрет на закупку иностранного ПО госструктурами без «уважительной причины». Запрет сильно усложнит жизнь поставщикам софта с большой долей государственных контрактов в портфеле заказов. Но для провайдеров облаков он открывает новые возможности.
Поясню на примере Softline. Наша компания вошла в число участников партнерской программы Microsoft Сloud OS Network Russia. Для участия в этой программе нужно продемонстрировать экспертизу в создании услуг на базе решений Microsoft, соответствовать требованиям корпорации к оборудованию, сетевой инфраструктуре и к процессам поддержки клиентов, а также держать клиентские данные в дата-центрах на территории России. В рамках Microsoft Cloud OS Network Softline разработала и успешно продает «Виртуальный офис». Это полностью готовый к работе облачный сервис с помесячной оплатой, в состав которого входит полный набор жизненно необходимого бизнесу софта - корпоративная почта на базе Microsoft Exchange 2013, средство универсальных коммуникаций и телефонии Skype for Business (ранее – Lync), средство для создания корпоративного портала Microsoft SharePoint. Также предоставляется возможность аренды полного пакета локальных приложений Microsoft Office для работы с документами онлайн или офлайн. В дополнение к сервису клиентам предлагается техническая поддержка приобретаемого решения, базовая настройка, миграция почты. Набор услуг «Виртуального офиса» можно дополнить «Виртуальной инфраструктурой Softline», которая позволит получать вычислительные мощности из облака, сэкономить деньги на покупке физического «железа», платить только за использованные ресурсы, либо в любой момент от сервиса отказаться.
Фокус на облака – это часть стратегии Softline. Нам она помогает снизить риски, лежащие в области законодательного регулирования ИТ-рынка государством, а нашим клиентам – пользоваться ИТ-решениями, к которым они привыкли и которые они сами считают подходящими для решения их задач. Даже без оглядки на разного рода ограничения.
Как в течение этого кризиса изменились приоритеты и требования ваших покупателей? Что вы делаете для того, чтобы им соответствовать?
– Кризис - это значительное уменьшение ресурсов и ужесточение требований к рискам. Это значит, что компания больше не может позволить себе рискнуть купить дорогое оборудование под большой проект на $1 млн., потому что $1 млн. – это, возможно, единственные свободные деньги, которые у компании остались. Покупка оборудования – это капитальные вложения. В условиях кризиса владельцы бизнеса и финансовые директора не очень хорошо относятся к масштабным капитальным затратам. Они хотят четкой привязки вложений к бизнес-результатам. Облачные сервисы такую привязку дают. Собирается компания начать новое направление работы – берет больше ресурсов из облака и арендует больше необходимого программного обеспечения. Сокращает свое присутствие на рынке – отказывается от «лишних» ресурсов и платит меньше. Для бизнеса важно прогнозировать затраты на ИТ. В случае с облачными сервисами они полностью прозрачны.
Второй момент – у компании в новых условиях может не оказаться нужного количества денег под развертывание нового ИТ-проекта, создавая инфраструктуру у себя. В этом случае выбор аренды облачной инфраструктуры или ПО очевиден.
Ваш прогноз для вашего рынка в следующем году? Каковы ваши ожидания? Что может стать драйвером роста для вашего рынка?
– Если девальвация рубля продолжится, то в долларовом исчислений рынок облаков, скорее всего, просядет. Несмотря на хороший рост в абсолютном выражении (имею ввиду количество предоставляемых ресурсов и ПО), рынок вряд ли безболезненно переживет дальнейшее снижение стоимости национальной валюты. Ведь оборудование и софт почти все импортные. Доля российских вендоров и провайдеров облачных сервисов если и вырастет, то сильного влияния на температуру рынка не окажет – она слишком мала. Тем более, что российские вендоры и провайдеры из-за обесценивания рубля будут мотивированы скорее выходить на иностранные рынки, чтобы получать доход в валюте, а не продавать по низким ценам на российском рынке, поэтому цены и на российские продукты будут расти. Это объективное препятствие к появлению недорогих отечественных облачных сервисов.
В ситуации экономического спада облака, возможно, вырастут благодаря эффекту перетекания ИТ-бюджетов. Главным донором этого перетекания станет сегмент оборудования. Он существенно просядет. Принять решение о закупках оборудования за дорогой доллар сейчас очень сложно. Ситуация нестабильна, суммы большие, сроки окупаемости совершенно неясные. У Softline сейчас активно растет услуга предоставления оборудования в аренду (hardware-as-a-service), когда клиент пользуется нашим оборудованием, стоящим на наших же площадках в дата-центрах и поддерживаемых нашими специалистами. Это более комплексное расширение лизинга.
Каковы планы вашей компании на 2016 год? Какой стратегии и принципов работы будете придерживаться? Какие цели и задачи ставите?
– Россия в развитии рынка следует с некоторым опозданием за западными странами. Это дает нам фору: мы можем предсказать, какие услуги будут востребованы в будущем. В России абсолютно точно вырастут сегменты Software-as-a-Service (ПО из облака) и Infrastructure-as-a-Service (инфраструктура из облака). Доля SaaS в России сейчас сильно занижена. Есть очевидный лидер в лице компании Microsoft и её продукта Office 365. Данное решение продолжит хороший рост в 2016-м. В бизнес-обиход также войдут облачные сервисы, связанные с клиентским менеджментом (CRM), управлением персоналом (HR), управлением ресурсами предприятия (ERP), бизнес-планированием и т.д. Словом, начнет продаваться то, что до недавнего времени продавалось в нашей стране слабо – кризис подтолкнет спрос на такие сервисы. Переход в облака с сервисов на собственном оборудовании пойдет еще интенсивнее. Фактически покупка собственного сервера с точки зрения владельцев бизнеса будет вызывать еще больше вопросов, чем она уже вызывает сейчас.