Руководитель направления облачной инфраструктуры компании Softline Леонид Аникин рассказал о соовременных облачных сервисах, которые предусматривают оплату только за используемые ИТ-ресурсы.
На сегодняшний день в большинстве организаций укрепилась практика формирования ИТ-бюджета как определенной суммы расходов на поддержание работоспособности ключевых сервисов и инфраструктуры. Такой подход кажется логичным, так как многие компании действительно регулярно приобретают оборудование, программное обеспечение, оплачивают работу ИТ-персонала или услуги технической поддержки и тому подобное. Однако у такой модели есть и оборотная сторона: фактически все траты компании консолидируются, и отследить, какое влияние имеет на бизнес-процессы каждая статья расходов, не представляется возможным. Зачастую это создает препятствия для формирования ИТ-стратегии, адекватной сложившимся экономическим условиям.
В этой ситуации важно еще и то, что, как правило, перед предпринимателем всегда стоит решение бизнес-задач иного порядка. Здесь будет показателен пример из сферы ритейла. Если владелец розничной сети магазинов принимает решение об открытии очередной торговой точки, то сразу же встает вопрос о создании инфраструктуры, ее поддержке, обслуживании. При этом с точки зрения бизнеса руководителю понятно, какие необходимо сделать вложения, чтобы все работало, и во что именно он вкладывает деньги. В основном это касается продуктов и приложений, имеющих прямое влияние на качество бизнес-процессов: систем документооборота, баз данных, бухгалтерии, офисных пакетов и так далее. Причем все это большинство владельцев бизнеса не связывает с теми общими расходами на ИТ, о которых говорилось выше. То есть связь между открытием нового магазина и расходами на строительство корпоративного дата-центра для бизнеса неочевидна. И здесь переломить ситуацию помогают именно облачные сервисы.
Облачный подход к ИТ – одна из популярных мировых тенденций. Согласно этой концепции, заказчик не строит собственную инфраструктуру под «общие» задачи, расходы на которую будет затруднительно контролировать, а покупает только ИТ-сервисы, соответствующие текущим нуждам бизнеса. Так, при открытии тех же магазинов, в первую очередь, важно обеспечить ведение кассового учета и оснащение рабочих мест персонала необходимыми ИТ-решениями именно в новых магазинах. Облачная модель подразумевает, что все вышеперечисленное можно получить как готовый сервис от провайдера по мере необходимости. При этом абонентская плата за услуги напрямую связана с объемом их потребления. То есть, если владелец бизнеса примет решение об увеличении количества касс в торговых точках, то его расходы на их обслуживание возрастут, если же, наоборот, сократит их число – уменьшатся.
Аналогична ситуация и с рабочими местами пользователей. Заказчик не покупает оборудование и ПО, а берет его в аренду как сервис. К тому же это позволяет значительно сократить первоначальные расходы на запуск. Специалисты сервис-провайдера осуществляют обслуживание и сервисную поддержку как технической, так и программной составляющей ИТ-решений. Отказоустойчивость оборудования и сохранность данных заказчика обеспечивается, подключение услуги по хранению резервных копий (Backup as a Service). В итоге заказчик может снизить капитальные затраты, перераспределить нагрузку на персонал за счет делегирования части работ сервис-провайдеру, а также контролировать расходы, благодаря возможности гибкой настройки системы под текущий объем резервных данных.
Объем потребляемых ресурсов и в этом случае можно контролировать: если увеличилось количество сотрудников – арендовать дополнительные мощности, уменьшилось – снизить потребление вычислительных ресурсов.
Вместе с популярностью облаков растет и количество услуг, предоставляемых по аналогичной модели. Заменить покупку арендой можно для очень многих видов расходов: приобретение оборудования (Hardware as a Service), вычислительных мощностей (Infrastructure as a Service) или программного обеспечения (Software as a Service). Это стало настолько выгодно, что уже можно говорить о появлении концепции «всё как сервис» (Everything as a Service, XaaS), согласно которой, в рамках пакетного предложения клиентам предоставляется как сервис не только оборудование, но и виртуальный рабочий стол, обеспечение безопасности, коммуникации, мониторинг и многое другое.
Таким образом, у использования облачных сервисов немало преимуществ, и основные из них:
- не происходит замораживания средств, необходимых для расходов на содержание бизнеса;
- минимизация рисков при инвестициях в бизнес в условиях неопределенности: при построении ИТ-инфраструктуры нельзя предугадать со стопроцентной точностью, какие сервисы будут использоваться часто, а какие реже или совсем не будут востребованы. В результате заказчик может понести непредвиденные расходы. Использование облачных сервисов позволяет избежать такого сценария, так как они предусматривают оплату только за используемые ИТ-ресурсы;
- скорость: клиент сразу получает готовый сервис, который, согласно его требованиям, можно оперативно подключить или отключить. Это более предсказуемый процесс, чем построение инфраструктуры с нуля, который занимает много времени и часто требует привлечения дополнительных средств.
Именно в силу этих преимуществ облачные решения так востребованы, особенно в бизнес-сегменте. Например, одной организации требовалось расширить и модернизировать собственную ИТ-инфраструктуру. Для достижения этих целей была запланирована покупка оборудования. Однако впоследствии ИТ-специалисты компании решили, что оптимальным вариантом будет использование готовой инфраструктуры на базе Microsoft Azure. У вендора есть крупные дата-центры, которые в больших количествах закупают серверное оборудование, а также команда специалистов, осуществляющих его централизованную техническую поддержку. Соответственно, содержание любого элемента ИТ-инфраструктуры обходится сервис-провайдеру значительно дешевле, чем они бы обошлись заказчику. При этом возможны различные варианты размещения данных: как в ЦОДах Microsoft за рубежом, так и в отечественных дата-центрах.
Другая организация ведет активную деятельность на рынке, расширяя и сокращая количество подразделений в зависимости от экономической ситуации. Ее сотрудники обеспечены необходимыми им приложениями с помощью сервиса Office 365, потому что его легко масштабировать в зависимости от количества персонала. Кроме того, пользователи получают все инструменты, необходимые для доступа к файлам откуда угодно, с любого устройства; обмена документами; организации собраний в формате видеоконференций с изображением высокой четкости и так далее. При этом потоковая передача полной версии Office 365 происходит за считанные секунды, что имеет важное значение для большинства бизнес-заказчиков.
Таким образом, облачные технологии позволяют многим компаниям наиболее выгодно распоряжаться ИТ-ресурсами и формировать ИТ-бюджет так, чтобы он был наиболее эффективен для бизнеса.
Информация предоставлена компанией Softline