Меню

Летняя школа готовит участникам встряску мозгов

До окончания регистрации в Летней школе Технопарка осталось 12 дней. Программный директор Лиана Чехова рассказала о том, чего ждать от проекта в этом году.

 

"Лаборатория инноваций"  – так заявлен новый формат Летней школы Технопарка в 2012 году. Школа организовывается в пятый раз. Почему именно лаборатория?
 
Лаборатория – это площадка, куда приносят крайне интересные, уникальные и порой бесценные, но недоработанные, «сырые» проекты, идеи и решения.  Эти «полуфабрикаты» попадают к опытным профессионалам и специалистам; на разных этапах работы подключаются разные экспертные группы. Проекты сначала тестируются, разбираются до винтика, анализируются; затем выявляются риски, недочеты, недостающие детали, усиливаются конкурентные преимущества; происходит существенная доработка  или даже переработка, трансформация; а когда продукт уже хорош изнутри, его упаковывают должным образом. И в результате на выходе из лаборатории мы получаем укомплектованный товар, проработанный с научно-технической (содержательной), смысловой,  маркетинговой,  финансово-экономической сторон, который уже должен быть интересен рынку. 
 
В этом году было решено сделать несколько форматов заявки: для проектов, для идей и просто слушателей. Зачем это нужно?
 
Во-первых, двери Школы открыты как для тех, у кого уже есть проекты со всеми отличительными чертами, так и для тех, кто является носителем идеи или отдельных компетенций, необходимых в работе команд.
Во-вторых, сама форма заявки несет образовательно-мотивирующую функцию, и при заполнении потенциальный участник получает возможность правильно оценить себя, свои силы, возможно, расставить приоритеты, решить, зачем он идет в Школу. Конечно, большинство людей заявляют: "У нас есть проект, мы хотим его доработать в рамках Школы и выйти из нее уже с бизнесом". На деле все не так просто. 
Далеко не все, что называют проектом, является таковым, зачастую у молодых людей есть лишь идея, а иногда – просто задумка. Внося требуемую информацию в форму заявки, участник уже на этапе регистрации понимает сам, с чем же он идет к нам. 
Наконец, даже при отсутствии проекта или идеи человек может быть бесценен как потенциальный член одной из команд. Включаясь в нее уже в ходе «интенсива», он может внести свой вклад в развитие этого стартапа. Или, например, идея может родиться во время обучения, такой вариант мы тоже не исключаем.
 
По какому принципу будет строиться программа обучения в этом году? 
 
Программа делится на 2 больших блока. Они примерно одинаковы по времени и по уровню экспертного сопровождения, по заложенному объему информации. Первая часть – работа над научно-технической составляющей.  Здесь происходит погружение в среду в рамках секции: к участникам приходит понимание, что такое био- или нанотехнологии, в чем суть наукоемкого бизнеса, какова специфика ИТ и инжиниринговых разработок, какие есть прорывные проекты в этих областях и так далее. 
За научно-техническим блоком следует второй этап – бизнесмоделирование. Здесь уже решения и разработки соотносятся с рынком. Участникам придется найти ответы на вопросы: «кому нужна моя разработка и нужна ли она вообще?», «кто мои конкуренты, поставщики, клиенты?», «каковы мои ресурсы, кто у меня в команде?», «где взять денег на развитие и сколько?», «как управлять проектом и продвигать его?». В этом же блоке производится упаковка проекта таким образом, чтобы он был интересен для инвесторов и партнеров.
Немаловажно отметить, что кроме работы с продуктом или услугой, мы будем выявлять и развивать лидерский потенциал участников, их способности работать в команде. Будем учиться искусству ведения переговоров,  навыкам презентации и самопрезентации, способам убеждения и, может быть, даже техникам манипуляции. 
Мы подготовили для наших участников свежие интересные форматы занятий, проектные тренажеры, конфликт-зоны, пич-сессии, мастер-классы, деловые и управленческие игры и много-много-много работы с экспертами-практиками.
 
Впервые на этой инновационной школе будет опробован метод краудсорсинга. Что это за формат, и что он даст участникам?
 
«Краудсорсинг» – это тренд сегодня. В основе слова – английские «crowd» и «outsourcing», которые и объясняют суть метода.  Если коротко, краудсорсинг – это практика получения необходимых решений, идей или контента путем просьб о содействии, обращенных к большим группам людей.  А также постановка задач, публичная передача определенных функций  широкому кругу лиц. 
Что касается нас, сегодня у партнеров Летней школы  есть пул задач, которые они хотят попробовать решить нестандартными способами, не отвлекая основную команду. Эти бизнес-кейсы мы закинем на плодотворную почву школы, чтобы участники, объединившись во временные проектные группы, творческие команды, либо уже существующими коллективами могли «поштурмовать» и предложить решения. 
Если же посмотреть на более широкий контекст, возникает еще один смысл такого метода. 20 июня в рамках Международного инновационного форума Interra стартовал конкурс «Inтропия», который тоже будет проходить по технологии краудсорсинга. Правительство НСО и мэрия Новосибирска выставили задачи на «Inтропию», и мы планируем привлечь участников ЛША к поиску решений. 
Команды, чьи предложения будут интересны заказчикам, получат шанс стать стажерами компаний-партнеров ЛША. А авторы лучших будут претендовать на грант Interra.
 
Что Школа сможет дать участникам? Какие компетенции и навыки они получат?
 
Во-первых, Школа – это хорошая встряска мозгов. Это переоценка, переосмысление и себя, и своего проекта. Это перевод навыков и компетенций в ресурсное состояние, проверка собственных сил и возможностей, потому что нынешняя ЛША будет отличаться от предыдущих обилием серьезных бизнес-задач и бизнес-инструментов, которые взять можно, но придется активно и интенсивно поработать. 
Во-вторых, это очень интересная, живая, подвижная среда. Здесь собираются люди из совершенно разных областей, с разным опытом и разной мотивацией, люди, заряженные позитивной энергией и настроенные на достижение целей. 
Кроме того, на этой Школе каждый сможет разложить по полочкам свой проект, идею, обнаружить и заполнить  все лакуны, пробелы, увидеть возможную несостоятельность и направления развития. И все это при плотном экспертном сопровождении и регулярной обратной связи от профессионалов. 
Конечно, мы не можем гарантировать, что каждый, пришедший сюда с идеей или проектом, на выходе получит инвестиционно-привлекательный стартап, в который на следующий же день будут вложены  необходимые инвестиции. Также как и не будем обещать всем, кто заявляет о высоком уровне профессиональных компетенций или лидерских качествах на входе в Школу, что по окончании они обязательно станут специалистами инновационной компании или возглавят бизнес. Такие заверения были бы как минимум странными. И многое здесь зависит в первую очередь  от активности, настроя и результативности самих участников!
Но мы гарантируем – Школа безусловно станет плодотворным, ярким, интенсивным этапом в жизни молодых людей, одним из кирпичиков в фундаменте будущего бизнеса или карьеры инновационного менеджера. 
 
Охват инновационных Школ ориентирован не только на Новосибирскую область, а на весь Сибирский Федеральный округ и Россию. Чем обусловлен такой масштаб?
 
Прежде всего, Летняя школа повышает миграционную привлекательность области, Новосибирска и Академгородка в частности.  Да, уровень миграции сегодня высок, но нам нужен качественный миграционный приток. Это должны быть специалисты, молодые ученые и новаторы, думающие и желающие творить, работать, имеющие творческий потенциал. Поэтому мы тратим на это силы и время.
Перейдем к разговору о секциях. Расскажите, пожалуйста, об особенностях формирования программы.
 
Как мы уже выяснили, впервые планируется использовать метод краудсорсинга. Какие еще будут нововведения в области форматов, секций?
 
Это первая Школа, где программа строится на основе профиля участников. Мы обязательно учитываем при формировании программы, что к нам придут и люди, написавшие диссертации, и совсем еще юные новаторы – мальчишки и девчонки с горящими глазами, которые дома за кружкой чая придумали свой инновационный проект. 
Нельзя не упомянуть и тенденции мирового рынка, которые также влияют на формирование программы. В частности, именно они обусловили популярность секции IT. В этом году она предполагает четыре направления, каждое из которых имеет свои целевые задачи, особенности, результаты: собственно IT-сервисы, веб-сервисы, платформы; свободное программное обеспечение;  НИПС: корпоративное программирование; и четвертое – финансовое программирование. Еще одна важная особенность этого направления – относительно быстрая окупаемость и относительно легкий выход на рынок, по сравнению с теми же медицинскими технологиями. Вот поэтому секция IT  продолжает быть очень популярной.
Секциями ЛША-12 также стали «Нанотехнологии и наноматериалы / Биотехнологии и медицина» и «Наукоемкие проекты и заказные инновации».
 
Лиана, Вам, как программному директору, который  тратит усилия и время на разработку интересных форматов, зачем нужна ЛША?
 
Внутренняя мотивация использовать мой хороший накопленный опыт и знания, применить успешные западные и передовые российские технологии и методики, сделать достойный проект для достойных инноваторов  и бизнесменов – вот мой интерес. Инновационная активность региона сегодня очень высока. Всюду, куда ни кинь взгляд, – инновации, инновации, инновации. Но при этом инновационная культура у нас, как и везде в России, еще только закладывается, и хочется сделать вклад в эту копилку, стоять у истоков формирования этой среды.
 
По материалам пресс-службы Академпарка