Продолжая тему, которую мы начали на портале ДК, поговорим о том, как изменившиеся отношения между мужчинами и женщинами влияют не только на семейную жизнь, но и на эффективность в бизнесе.
Недавно мы разговаривали с генеральным директором очень крупного строительного объекта федерального значения. Он поделился следующими наблюдениями: стройка шла с нуля, возможностей проявиться у сотрудников была масса. Сжатые сроки заставляли людей постоянно расширять компетенции и брать на себя дополнительную ответственность. По факту оказалось, что за это время большие карьерные скачки сделали именно женщины, а мужчины просто выполняли взятые на себя обязательства, ни больше, ни меньше.
Не понятно почему сложилось именно так, но результатом стало большое количество распавшихся семей. По мнению директора, «девки вырвались из привычной среды, а мужики не смогли этого пережить».
По нашему мнению, речь идет о той самой гендерной конкуренции, которая сильно обострилась за последнее время. Об этом сейчас много говорят с точки зрения личных взаимоотношений, но как будто бы не замечают в бизнес сфере. Возможно именно по этому наш текст на портале не вызвал горячего интереса. В бизнесе есть проблемы и посложнее. А нам как раз кажется, что проблема достаточно серьезная, чтобы обратить на нее внимание.
Как рассуждают многие руководители, особенно мужчины? Приведем прямой текст, который регулярно звучит в отделах рекрутмента и кадровых агентствах (к примеру на позицию Руководитель отдела продаж): «Нам нужна женщина, лет 35-42, желательно разведенная, с детьми и ипотекой, чтобы была мощная материальная мотивация пахать. Тогда она всех порвет и никуда не денется».
Казалось бы, бизнесу выгодна эта ситуация. Но что будет происходить, если тенденция будет именно такой: сильные, одинокие женщины с детьми и обязательствами наращивают свой профессионализм, рвутся в бой, и им некуда отступать?
На самом деле, бизнесу сейчас нужны совсем другие компетенции. Умение захватывать рынок, рвать конкурентов на части и т.д. уже не обеспечивают успеха. Более того, в большинстве случаев начинают мешать. Рынки стабилизировались, спрос растет медленно или вообще падает.
Нужны такие качества как гибкость, интуиция, коммуникативная чувствительность, вариативность в концепции win-win, нешаблонные решения и ориентация на ценности. А это традиционно – качества женские, которые при вышеописанной ситуации будут скорее теряться.
С большой вероятностью это означает, что бизнес не приобретет нужную эффективность, несмотря на то, именно женщины проявляют все большую активность. Мужики в юбках – это гораздо хуже, чем отдельно мужики, а отдельно «юбки», уж извините за метафору.
По-хорошему, с этим нужно что-то делать. И женщинам, и мужчинам. И не видеть эту проблему, не решать ее – значит «стоять и смотреть» как общество катится к совершенно непонятным гендерным отношениям. С инфантильными мужчинами и гиперответственными жесткими женщинами. А нам оно надо?
Как обычно, возникает вопрос: «Что делать?» Для начала неплохо бы признать, что проблема существует. А следом, с нашей точки зрения, необходимо внести чуть больше функциональности не только в бизнес-среду, но и в личные, семейные отношения. Что это означает? Продумать и обсудить общие цели. И вообще обсуждать в конструктивном формате все, что происходит вокруг. Создать общие договоренности – кто что умеет и хочет делать, и как можно быть поддержкой и ресурсом друг для друга. Это, кстати, совсем не отменяет романтики, а может существовать наряду с ней. Ну и вообще, перестать конкурировать и начать создавать настоящие партнерские отношения как в бизнесе, так и в семье. Задача непростая, но на кону не так мало –здоровые гендерные отношения в обществе и эффективно развивающийся бизнес.
Наталья Сухарева - генеральный директор и совладелица сети Центров семейной медицины "Здравица",
Юлия Булгакова, ведущий тренер Международного Эриксоновского Университета, профессиональный коуч, соучредитель "Агентства корпоративного коучинга".