Максим Батырев: «Надо работать над тем, что у тебя нельзя отобрать»
Как заставить свое зеркало отражать только успешного и первого во всем человека? Что такое сила и как справляться с паникой? Об этом DK.RU поговорил с одним из лучших менеджеров России.
13-летний опыт продаж в высококонкурентной среде и 10-летний управленческий опыт дали Максиму Батыреву такой багаж знаний, которым он не смог не поделиться с окружающими. Выводы из своих ошибок он назвал «татуировками» и создал свой сборник «граблей», о существовании которых захотел предупредить других российских менеджеров. Так появился бестселлер «45 татуировок менеджера». С него началась карьера Батырева как бизнес-спикера. Сегодня он один из лучших в России, и стремится стать первым.
В Новосибирске Максим Батырев уже провел два мастер-класса, организованных центром бизнес-мастерства «Харизма». Оба мероприятия собрали более 300 слушателей.
DK.RU решил поговорить с успешным менеджером своей жизни о том, как учиться управлять всем происходящим вокруг тебя, как отличить истинное от ложного и добро от зла.
Вы рассказываете, как больше всех продавать в России. Продавать продукт. А как продавать себя?
Мне кажется, я не умею продавать себя. Когда со мной ведут переговоры обо мне самом, о тренингах, я буквально краснею, что-то продать гораздо легче, чем себя. Но вообще, если говорить метафорически, то, конечно, для того чтобы всегда легко продавать себя, надо быть честным человеком по жизни, хотя бы перед самим собой – чтобы на себя не стыдно было в зеркало смотреть. А если говорить про продажи, то желательно, конечно, чтобы человек источал некий позитив, ибо унылые лица никому не нужны, у нас и так очень много уныния – начиная от погоды, заканчивая новостями по телевизору. А это, кстати, очень модная тема – пообсуждать друг с другом негативные новости. Так делать не стоит. Если продавец приходит и начинает разговор с клиентом с кризиса, с проблем, то клиент, скорее всего, не захочет общаться с таким человеком. Ведь когда мы что-то покупаем, мы думаем о будущем – будет ли нам дальше хорошо с этим человеком, с его продуктом, с его услугой и так далее. И если человек приходит с унынием и негативом, то сегодня с ним, конечно, поговорят, но работать в будущем скорее всего не будут. Позитив нужен во всем – и когда продаешь продукт, и когда продаешь себя. Люди любят верить в светлое будущее, и если продавец будет отражением этого светлого будущего, и у него у самого все будет хорошо, и он это будет демонстрировать, то скорее всего клиент будет смотреть на него и думать, что он тоже хочет, чтобы у него все в жизни было так же хорошо, и он потянется к такому продавцу, захочет с ним работать. Быть веселым и «искрить» по жизни гораздо сложнее, чем ходить с кислой миной – так у нас ходит почти вся страна, потому что это очень просто. Нас даже за границей отличают именно по этому признаку. А для того, чтобы «искрить», надо работать над собой.
Вы сказали – важно, чтобы не стыдно было на себя в зеркало смотреть. Когда у вас был такой момент?
Я сейчас процитирую Владимира Путина, которого считаю очень хорошим менеджером. Он сказал отличную фразу, которая очень подходит к теме нашего разговора:
«Победа, как правило, мотивирует всех. Здесь самое главное только – на лаврах не почивать, а действовать напряженно, и дальше работать над собой. А вот поражение мотивирует сильных, и прежде всего сильных. Потому что только сильный человек, столкнувшись с неудачей, решает для себя, что нужно сделать дополнительное усилие и победить. Слабому сложно это сделать, у слабых руки опускаются, но в нашей стране подавляющее большинство сильных, успешных, трудолюбивых, талантливых».
Мне очень близка эта позиция. У меня было очень много ошибок, на которых я вырос, и сейчас я могу все-таки хоть как-то отнести себя к той группе сильных и успешных, о которых говорит Владимир Владимирович Путин. У меня не раз бывали ситуации, когда было стыдно смотреть на себя в зеркало, чаще всего – когда клиенты покупали не у меня (если говорить о продажах). Я же и книгу написал, по сути, об ошибках. Делать выводы о своих ошибках и не наступать на те же грабли – это и есть сильная позиция. Приведу пример. Однажды я встретился с клиентом, чтобы презентовать наш продукт, но этот человек мне так не понравился, что я решил его «слить» – уехал после встречи и месяц ему не звонил. Руководитель меня все-таки поймал, конечно, спросил, почему я уже 30 дней не звоню клиенту – я позвонил. Он сказал, что потерял мою визитку и решил не искать, потому что уже купил продукт у другой компании (наших конкурентов). Я спросил, почему. Он ответил: «Потому что вы мне очень хорошо рассказали все о продукте, спасибо за крутую презентацию, но поскольку вы мне не перезвонили, я начал искать, где еще можно купить такой продукт, и нашел». Мне в этот день было очень стыдно, я решил, что такого больше никогда не повторится. Бывают люди неприятные, и фишка хорошего менеджера состоит именно в том, чтобы изначально суметь выстроить отношения со всеми и наладить правильный контакт. А если ты во всех будешь искать какие-то недочеты, придумывать причины, почему я не хочу с ним работать, почему не хочу ему продавать – ты обязательно найдешь эти недочеты. Гораздо тяжелее наладить с человеком контакт, понравиться ему, найти в нем плюсы, а также сделать правильный вывод из ситуации. Вот история с этим клиентом меня многому научила. Еще одна ситуация, когда мне было стыдно смотреть на себя в зеркало, связана не с работой. Три года назад я весил на 25 кг больше, чем сейчас, но у меня всегда было для себя алиби: у меня много работы, я живу далеко, мне долго добираться, и нет времени еще и на спортзал, и так далее. Мне помогла фотография, на которой я увидел себя со стороны. Была компания, в которой я часть людей называл толстяками, а когда увидел нашу совместную фотографию, понял, что толстяк – это я. Это меня очень замотивировало начать заниматься собой. Мне вообще кажется, что я гораздо чаще стыжу себя за что-то, нежели горжусь собой.
Это сильная позиция. А что такое «сила» для руководителя?
Умение принимать удар на себя, брать ответственность за все, что творится на твоей «земле». Некоторые руководители мне говорят, что у них слабые люди. Я очень удивляюсь этому: «Как? Эти люди работают на и тебя, они на твоей земле, и ты говоришь, что они у тебя слабые?! Да пошел ты!» – хочется сказать. И спросить – а что он сам сделал для того, чтобы они стали сильными? И очень часто люди придумывают себе алиби, почему у них дела идут плохо – не те сотрудники, кризис и так далее. Но я знаю очень много компаний, которые по-настоящему работают и развиваются. А у тех, кто ноет, все заканчивается всегда одинаково – «кризис» их съедает. Менеджер должен принимать удар на себя и нести ответственность за результаты своей компании. Вы – король в своем королевстве, и за все, что там происходит, отвечаете вы сами – до мелочей. Если вы обвиняете кого-то, то смело можете срывать погоны и идти «в отставку».
Бывает ли у вас жгучее желание «внедриться» в компанию, у которой плохие результаты (и вы знаете почему, и как это исправить), и все перестроить?
Меня нанимают как внешнего консультанта для работы с компанией, мы работаем, и у нас все хорошо, есть результаты. В разных отраслях работаю. А так – побыть наемным менеджером мне бы уже, наверное, не хотелось. Я просто перерос это. Когда ты поднимаешься над системой, там совсем другая картинка. Когда я был еще маленьким руководителем, я думал, что где-то там, наверху, наверное, лучше, потом поднимался выше и понимал, что все по-другому, и так с каждой ступенью. А теперь, когда я и вовсе поднялся над этой системой, я думаю что дальше уже не перепрыгнуть. Как еще на бизнес по-другому посмотреть? Президентом России стать? Но я не хочу, у нас очень правильный человек занимает это место.
А вам когда-нибудь приходилось по-настоящему паниковать, когда вы были коммерческим директором своей компании?
Мне кажется, я никогда не паникую. Я нервничаю, конечно, но чтобы паниковать – нет, я просто решаю проблему, если она возникает, и все. Когда встает вопрос «Что делать?!», надо просто что-нибудь делать. Что-нибудь. К чему-то это да приведет. Я все время рассказываю историю про исследователя Антарктики Эрнеста Шеклтона, сто лет назад он возглавлял полярную экспедицию, корабль зажало во льдах, казалось – выжить и выбраться оттуда нереально. Он 656 дней выводил людей оттуда, сделал плот, переплыл океан (отморозил пальцы ему их потом ампутировали) и вернулся назад, спас свою команду. Два года он выводил свою команду оттуда – никого не потерял! Вот это, на мой взгляд, один из величайших менеджеров, которые когда-либо существовали. В первые дни, когда корабль раздавило льдами, была паника, потому что люди знали, что в истории мореплавания в такой ситуации никто никогда не выживал, было три случая, и во всех погибала вся команда. Но Шеклтон давал морякам какие-то совершенно бесполезные задания – только чтобы люди чем-то занимались. Если не знаешь, что делать – делай что-нибудь! Как нам говорили в армии, солдат, если не спит, должен быть всегда чем-то занят. Потому что когда человек ничего не делает, наступает идеологический вакуум, который заполняется «дерьмом». Так вот, менеджеру надо заполнять этот вакуум собой, своими идеями, поручениями, задачами и так далее. Главное – идти вперед, быть лидером и вести людей за собой. Поэтому, если нервничаешь, лучше что-то начать делать.
Почему вы решили быть консультантом, и как долго это продлится? Сейчас вы знаете, как надо вести бизнес, но через 10 лет, например, все решительно изменится, в том числе могут стать «не модными» услуги консультанта. Что вы будете делать?
Я надеюсь, что все изменится раньше. Я думаю, что не буду всю жизнь заниматься тем, чем сейчас занимаюсь: ездить по нашей стране, не видеть свою семью, читать лекции и улучшать людей. Я вообще себя причисляю скорее к спикерам, чем к консультантам. Да, я консультирую организации, и мы успешно работаем, но больше я занимаюсь просто мастер-классами. Один мастер-класс я провел, поехал сейчас со вторым, есть еще три. Когда я их отчитаю по всей стране, я придумывать контент не буду, высасывать что-то из пальца, пересказывать чужие книги не буду. Я свой опыт расскажу и уйду с этого рынка. Но это может произойти и раньше, чем я сейчас себе представляю. У меня есть цель – стать первым номером в стране среди бизнес-тренеров, и если это произойдет в ближайший год, то я очень сильно задумаюсь, стоит ли мне дальше ездить с оставшимися мастер-классами, потому что это уже будет неинтересно, будет уже следующий порог. Но какой он будет, я пока еще не знаю, нахожусь в поисках. Есть в России классный менеджер, Владимир Седов, основатель компании «Аскона», он сказал: «Когда вы идете в гонке за целью, то вы уже должны у себя в голове держать вторую цель – что будет за этим». Так вот, я пока нахожусь в небольшом замешательстве, потому что еще ищу вторую цель. Думаю, что скоро найду, скорее всего – открою какой-то свой бизнес. Потому что на тех должностях, которые я раньше занимал, я достигал каких-то высот, у меня есть разные звания «лучшего» – менеджера, коммерческого директора и так далее, мне это больше не интересно. Я не хочу, как группа «Иванушки International», которые в сорок лет поют «Тополиный пух», уже 20 лет прошло – и ничего не меняется. Я все-таки привык развиваться.
Каково это – жить по расписанию, когда у вас все распланировано на год вперед?
Это новая для меня реальность, такого у меня раньше не было. Я что-то планировал, конечно, но не так, как теперь. Вообще – это круто. Потому что сейчас у нас самая большая национальная беда – это то, что люди плывут по течению, живут в лучшем случае сегодняшним днем или и вовсе прошедшим. А я живу и знаю, что будет завтра, через месяц и даже через полгода. Я покупаю билеты на бизнес-форум, который состоится через год. Планирование на год – это очень круто. У Ника Вуйчина и вовсе все расписано до 2025 года. Не знаю, правда, верить этому или нет, но это здорово, конечно. Я знаю, когда в какой город я поеду, у меня есть возможность подготовиться к этому городу, попросить свозить меня в какие-то знаковые интересные места. Тем более, если бы я приезжал выступать, и были бы пустые стулья, я, конечно, свернул бы свою деятельность и не расписывал ничего на год вперед. Но я знаю, что меня ждут, пишут письма, зовут. У нас уже даже образуется некое менеджерское братство из людей, которые готовы встречаться не только со мной и на моих мастер-классах, но и друг с другом – после моего отъезда. Как только начнут появляться какие-то организации, которые будут говорить, что не смогли собрать на меня группу, и меня никто не знает, и не хочет видеть в этом городе, я крепко задумаюсь, стоит ли мне дальше заниматься этими мастер-классами.
А вам не становится скучно рассказывать в каждом городе одно и то же, или вы рассказываете разное – приходит что-то новое?
Конечно, в каждом городе мастер-класс обрастает новыми историями, кейсами и так далее. Но я не рассказываю, я просто доношу людям свой опыт, мне очень хочется поделиться своими знаниями, философией, подходом. Я не инструментальный тренер, я работаю больше логиками, потому что считаю, что человек, который владеет логиками, сам найдет любые инструменты. Хотя у меня спорный опыт, потому что субъективный, все-таки я работал в одной компании. Поэтому я пересказываю, конечно, одно и то же, но мне не надоедает. Я вижу людей, которые мне пишут или подходят ко мне после выступлений, или аплодируют – они благодарны, а мне больше ничего и не надо. Конечно, мне хочется результата, чтобы все не останавливалось на благодарности, чтобы люди что-то делали, и их результаты потом менялись в лучшую сторону. Но я пока, к сожалению, не придумал инструментов слежения за результатами. Иногда мне участники мастер-классов пишут, что сделали в своей компании то-то и то-то, это принесло такие-то результаты, но это редкий случай.
Вы часто говорите в интервью, что хотите изменить мир…
Да нет, я не замахиваюсь на мир, я хочу изменить бизнес-сообщество. Потому что мне кажется – чтобы хорошо управлять и успешно продавать, нужно очень много работать над собой. И я точно знаю, что просто так ничего не получится. И одна из проблем, связанных с продажами – это то, что собственники паникуют: раньше клиенты к ним сами шли, а теперь надо активничать – больше звонить, шире улыбаться и так далее. Но у нас так не привыкли. Я вот приезжаю в отдел продаж какой-либо компании, чтобы помочь, начинаю проводить с продавцами интервью, спрашивать, чего они хотят, и все сводится к «неплохо было бы, чтобы у меня было больше продаж…», я спрашиваю: «А что ты для этого сделал?». Оказывается, что ничего. В компании 40 продавцов, и никто палец о палец не ударил, все сидят, ждут входящих звонков и говорят – кризис. Прежде чем прийти в организацию как консультант, я пытаюсь у них что-то «купить». Звоню, интересуюсь, задаю вопросы, а там такое безобразие – никто ничего толково объяснить не может. Люди не хотят над собой работать – ни руководители, ни продавцы. А это самое простое преимущество ведь – больше читать, больше посещать мастер-классов, мероприятий, слушать тренеров – делать что-нибудь, работать хоть как-то над собой! Если это делать, то все будет нормально. Вот это я хочу изменить – подтолкнуть людей в нужную сторону, чтобы они хотя бы начали заниматься саморазвитием. И еще одна важная вещь – честно делать свое дело, не обвиняя ни обстоятельства, ни окружающих людей, ни руководство страны. И тогда, через 10 лет, если все наши 146 млн человек начнут честно и правильно выполнять свою работу, нашу страну будет не узнать!
Создается впечатление, что вы просто редкий альтруист, каких не бывает. Но все-таки, какова доля тщеславия в этом всем?
Очень большая, я тщеславный человек. Я же не просто так поставил себе цель – стать бизнес-тренером номер один. Эта цель была всегда: сначала быть продавцом номер один, потом директором, потом лучшим бизнес-автором. Так что, конечно, мое тщеславие меня ведет. Я не вижу в этом ничего плохого, потому что я не выпячиваю айфоны, дорогие часы, брендовую одежду, машины, я работаю над тем, что у меня тяжело отобрать. Я понимаю, что непросто научиться писать, но надо над этим работать. Прежде чем выходить к людям, я тренирую речь, готовлюсь, всегда учусь лучше формулировать свои мысли, слушаю других тренеров. Это все – работа над собой. Если ты делаешь какое-то дело, делай его лучше всех. Да, я все делаю для того, чтобы быть лучшим, а иначе нет смысла ничего делать, я считаю, что у каждого должно быть такое стремление. Да, я тщеславный, но хорошо понимаю, что путь к победам очень тернист.
Как часто вы встречаете скептически настроенных людей на своих мастер-классах?
Сто процентов таких людей. Это просто особенность нашей страны – мы не открыты, не готовы принимать и воспринимать, у нас высокий уровень изначального недоверия друг к другу, поэтому на тренинги ходят в основном не для того, чтобы поучиться, а чтобы посмотреть – соображает вообще чего-нибудь этот тренер или нет, может ли сказать что-нибудь по делу? И если по делу, то ладно, послушают, и тогда что-то смогут воспринимать. Изначально все не доверяют, поэтому приходится настраивать людей, быть открытым к ним, чтобы и они открылись и смогли воспринимать информацию. Часто встречаются завистники, из моих же коллег, многие говорят, что я певец одной песни – порассказываю свои 45 татуировок менеджера и сдуюсь. Я не знаю, почему они так говорят – возможно, просто от зависти, или потому, опять же, что не открыты к людям, к восприятию информации, как многие из нас. Слушатели часто в начале мастер-класса очень скептически настроены, я это чувствую и часто говорю в начале, что я буду перед вами «плясать», а вы смотреть, нормальный «пацанчик» или нет, но я гарантирую, что в конце мы расстанемся друзьями, как бы смело это ни звучало. И всегда именно так и бывает – мы расстаемся друзьями.
Вы недавно написали в соцсетях, что встречались со школьниками и делились с ними позицией относительно вечной борьбы добра и зла. Интересно, что вы им рассказали.
В контексте, в котором я рассказываю детям, про жизнь, добром я называю людей, которые над собой работают. Я всегда всем говорю – надо работать над тем, что у тебя нельзя отобрать – это и есть добро. А зло – это обвинять всех вокруг, ничего не хотеть. Есть у нас такая беда в стране – люди не хотят ничего делать, и даже нести ответственность за собственную жизнь. К большому сожалению. Но это отголоски советской системы, и они еще будут в нескольких поколениях – на генном уровне. Зло – это потреблять и не мечтать, и не жить, а существовать, как паразиты. А добро – это «улучшать мир», начиная с себя.