Меню

Марина Аксенова: «Я устала объяснять людям простые вещи о человечности и неравнодушии»

Благотворительность – одна из самых сложных тем для обсуждения. Однако бизнесмены стали поднимать ее чаще и призывать коллег к социальной ответственности. Но что она такое, и на кого распространяется?

DK.RU  поговорил с директором благотворительного фонда «Солнечный город» Мариной Аксеновой о том, как сделать благотворительность «нестрашной», и как помочь людям начать доверять фондам. Также о том, что такое социальная ответственность бизнеса, зачем она нужна и как нужно говорить о благотворительности, порассуждали новосибирские бизнесмены.

Что такое, по-вашему, социальная ответственность? Почему это словосочетание относят в основном к бизнесу?

Социальная ответственность – широкое понятие,  которое можно назвать частью миссии бизнеса. Включает в себя вовсе не только и не столько благотворительность. Это и ответственность работодателя перед своими сотрудниками, и ответственность компании перед своими клиентами (выпуск качественных недорогих продуктов, услуг, сохранение окружающей среды и прочее) и… благотворительность, то есть безвозмездная деятельность по улучшению нашего с вами мира.

Какой должна быть благотворительность? «Тихой» или открытой (с точки зрения тех, кто помогает фондам и конкретным людям), «агрессивной» или лояльной (с точки зрения самих фондов и тех, кто организует благотворительные акции)?

Наверняка она должна быть разной. Главное слово здесь – «должна быть»! Вернее не должна, а хотелось бы, чтобы люди занимались добрыми делами и это было традицией, было в менталитете даже. Не доверяете фондам – делайте добрые дела самостоятельно, не хотите помогать детям – помогайте собачкам, сажайте деревья. По моему глубокому убеждению, мы приходим в этот мир не только за тем, чтобы делать счастливыми только себя, но и для того, чтобы делать окружающую нас действительность лучше. Я так чувствую и учу этому своих детей.

Что касается вопроса «закрытости»/«открытости», тут разворачивается целая полемика, в Библии написано, что надо делать добрые дела тихонечко, чтобы никто не знал. У меня несколько иная позиция: я за то, чтобы люди говорили о том, что они занимаются благотворительностью, не для собственного продвижения, не для развития своего бизнеса, а для того, чтобы другие смогли это увидеть и подумать: «О, круто! Я тоже давно хотел этим заняться, пожалуй, позвоню в фонд и дам денег на нянь для брошенных детей в больницах!». Это я полушутя, конечно, но в целом моя мысль понятна, я думаю.

Мы, например, практикуем разные форматы работы: и лояльные и агрессивные. Почему?  Да потому что они работают на разные аудитории! Да, мы глобально хотим вовлечь в эту деятельность большое количество людей. Наша задача: донести до них информацию так, чтобы люди действительно ее увидели. Никто не влияет на принятие решения каждым конкретным человеком. Каждый принимает решение сам! Это важно! Не я, не фонд, не тетя в телевизоре, а каждый человек сам принимает решение, готов он или не готов участвовать в акции, в проекте, стать волонтером или прийти к нам работать.

Что можно или даже необходимо сделать для того, чтобы слово «благотворительность» не пугало, не вызывало негативные ассоциации, не заставляло при разговоре на эту тему «корчить» грустное лицо и понижать тон голоса? Зависит ли это от менталитета, от так называемого маркетингового продвижения этого явления?

Я не знаю правильного ответа на этот вопрос. Честно сказать, я так устала объяснять людям простые вещи, связанные с человечностью, неравнодушием.  Много недоверия, опасок, что «деньги пойдут не туда», хотя я считаю, что если бы люди действительно дошли от простого желания к намерению помогать, вопрос  бы решился сам собой, и фонд бы нашелся, и действие бы совершилось. Что с этим делать? Говорить о благотворительности в СМИ, и ждать, когда это станет частью нашей жизни, причем приятной частью!

Считаете ли вы системной проблемой то, что у нас на лечение и спасение детей пашут в основном благотворительные фонды, причем негосударственные, а система здравоохранения стоит поодаль? Или это не так?

В нашем государстве очень много системных проблем, и со временем, некоторые из них еще и усугубляются. Хотите стоять в стороне и говорить «ай, ай, яй» государству или хотите помочь конкретному ребенку? Не завтра, а сегодня, сейчас?! Вот в этом вопрос. Считаю ли я наше государство не идельным – да,  то что многое должен делать государственный аппарат – да, толкь я не готова стоять в стороне и ждать пока государство повернется лицом к умирающим детям.  Фонды работают, в том числе, и на изменение этой ситуации, а не только на сборы денег для конкретных детей.

Мнение бизнеса

Директор филиала МТС в Сибири Александр Соловенчук:

«Социальная ответственность бизнеса так или иначе должна оказывать на людей некое эмоциональное воздействие. Как показывает практика, компанию, активную в социальной сфере, больше любят, люди готовы в нее вкладывать посредством приобретения ее товаров и услуг. Для сегодняшнего потребителя важно чувство сопричастности к большому и хорошему делу, и именно социальная активность (благотворительность в том числе) может дать вашему продукту некую «добавленную стоимость» в глазах потребителя. Для МТС социальная ответственность – это стратегическая история, в нашем благотворительном проекте «Поколение М» мы помогаем детям творчески развиваться на основе уникальной интернет-платформы с мастер-классами и конкурсами и при этом делать добрые дела, помогая собирать адресные пожертвования тяжелобольным детям. Что касается открытости, то корпоративная благотворительность всегда требует четко выстроенных коммуникаций. Здесь главное выдержать некое равновесие и «не скатиться» в использование благотворительности как инструмента прямой рекламы – это даст совершенно противоположный эффект».

Основатель компании Avista Modul Вадим Кулубеков:

«Бизнес всегда нес, несет и будет нести социальную ответственность, потому что он организовывает рабочие места, платит налоги, обучает сотрудников, организовывает детские утренники, как минимум – для детей сотрудников, как максимум – для района города. А некоторые еще берут на себя благотворительность, поддержку детских домов, животных в зоопарке и так далее. Я убежден, что надо говорить открыто о благотворительности, хороших новостей должно быть больше, чем плохих. Заняться благотворительностью – это уже великий шаг и для кого-то это дополнительное количество ответственности. Я только не могу понять,   кто те люди, которые порицают хорошие новости и молчат о благих делах? Давайте посмотрим, сколько они полезного обществу принесли, и вы увидите отсутствие такового. Критика хорошего, на мой взгляд, – это всегда попытка принизить существующее до своего этического уровня. Публичное освещение должно делаться не ради общественной похвалы, а чтобы послужить примером и вдохновить других на подобные действия. Заявить публично о благотворительности для меня значит взять еще больше ответственности не только за себя и за тех, кому была оказана помощь, но и за тех, кто потенциально может присоединиться к этому движению». 

Основательница проекта «Моя игра» в Новосибирске и благотворительного проекта «Чашка кофе онлайн» в Москве» Мария Точилина:

«Об этом нужно говорить, потому что это важно. Я не сторонник помпезных заявлений и салютов, но, если какая-то компания занимается благотворительностью – это здорово, и общественность должна об этом знать. Мне кажется, что честнее и понятнее, когда об этом говорит даже не сама компания, которая помогает, а именно получатель помощи. Например, нам недавно помогли 3 новосибирские компании: «Шаклин», Genetic-test и «Форклифт». Они сделали это очень вовремя и буквально спасли детей! Разве можно это оставить без внимания? И еще это важно для того, чтобы другие тоже видели, знали и понимали: помощь – это очень человечно и правильно, и добру тоже есть место в нашей жизни. Только рассказывать такие истории нужно очень корректно. Вообще, по статистике, бОльшая часть помощи идет от частных лиц. И это нормально.  Мы спасаем себя сами, потому что заботятся друг о друге именно люди, а не государство. И ответственность – на нас».